Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:39, реферат
Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.
3. Налоговая система в Республике Беларусь
3.1 Анализ налогообложения Беларуси
Как было указано в предыдущих
главах, всякое государство при построении
системы налогообложения
Налогообложение в Республике
Беларусь регулируется налоговым законодательством,
которое представляет собой совокупность
нормативных правовых актов, принятых
или изданных уполномоченными на
то органами и применяемых при
регулировании налоговых
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:
1. Налоговый кодекс Республики
Беларусь и принятые в
2. Декреты, Указы и распоряжения
Президента Республики
3. Постановления Правительства
Республики Беларусь, регулирующие
вопросы налогообложения и
4. Нормативные правовые
акты республиканских органов
государственного управления, органов
местного управления и
Налоговая система Беларуси
включала 15 основных налогов и сборов,
распределяемых между республиканскими
и местными бюджетами, и 8 видов отчислений
в различные внебюджетные фонды.
Помимо общепринятых в мировой практике
налогов на доходы и прибыль (подоходные
налоги с физических и юридических
лиц), взносов на социальное страхование
(отчисления в фонды социальной защиты),
налогов на потребление (НДС, акцизы,
налог на топливо), имущественных
налогов на собственность и капитал
(налог на недвижимость, плата за
землю, рентные платежи) и налогов
в сфере внешнеэкономической
деятельности (таможенные пошлины, налог
на экспорт и импорт) в ее состав
входили и такие целевые
Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:
- налоги должны оказывать
влияние на принятие
- налоговая структура
должна содействовать
- нормативные ставки и
порядок исчисления платежей
в бюджет должны быть
- налоговые ставки должны
быть гибкими и учитывать (
- в условиях существования
Содружества независимых
- налоговое законодательство
не должно допускать
- административные расходы
по управлению налогами и
Анализ законов о
Во-первых, перечень налогов
и неналоговых платежей, которые
предприятия должны платить в
бюджет был довольно широк и не
формировал целостную и логически
увязанную налоговую систему, а
мероприятия по ее упорядочению проводились
путем механического
Во-вторых, отдельные виды налогов нередко дублируют друг друга (налог на добавленную стоимость и налог на прибыль).
В-третьих, существование большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный, чрезвычайные налоги). При этом необходимо отметить, что факт отнесения налогов и сборов на себестоимость продукции не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость конкретных изделий ведет к их удорожанию, создавая тем самым основу для роста цен.
В-четвертых, на протяжении анализируемого периода наблюдалась высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.
Отмена в 2006 г. чрезвычайного налога и отчислений в Республиканский фонд содействия занятости населения позволила уменьшить налоговую нагрузку на фонд заработной платы, а также поспособствовала снижению заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании схем при начислении заработной платы, которые выходят из-под контроля налоговых органов.
В-пятых, взимание сборов и
отчислений из выручки от реализации
продукции (работ, услуг) в государственные
целевые бюджетные фонды
Такая система не создает
благоприятных условий для
Первоначально налоговая
система Беларуси была ориентирована
на выполнение преимущественно фискальной
функции, базировалась на ошибочном
мнении о том, что чем выше ставка
и чем большее количество налогов
будут платить предприятия, тем
больше налоговых платежей поступит
в бюджет (см. Приложение Б). Однако международный
опыт показывает, что непременным
условием успешного формирования бюджета
является высокая предпринимательская
активность, которая может быть обеспечена
лишь при условии, что выплачиваемые
им налоги будут им под силу, будут
давать возможность нормально
В целях выхода из циклических
кризисов государство было вынуждено
постоянно вносить дополнения и
изменения в действующую
Можно ли вообще говорить о
совершенном налогообложении
Наряду с нестабильностью наблюдается и неоперативность налогового законодательства. Взятый курс на разработку налогового кодекса до сих пор не получил логического завершения. Достаточно отметить, что общая часть налогового кодекса была принята еще в 2002г.
Существенным изменениям подвергаются состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды. Их сокращение с 12 в 1992 г. до 3 в 1998 г. произошло, однако, за счет объединения ведомственных централизованных фондов в единый инновационный фонд, а также за счет изменения состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых республиканских сборов: на содержание ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание пожарной службы. Фонд социального страхования и Пенсионный фонд были объединены в Фонд социальной защиты населения. Были упразднены фонд регулирования розничных цен и фонд развития здравоохранения.
Было отменено взимание акцизного налога с натурального меха и изделий из него, шин, для легковых автомобилей, одежды из натуральной кожи, огнестрельного и газового оружия и боеприпасов к нему, снижены ставки акцизов по легковым автомобилям.
Законом «О бюджете на 2000 год» было предпринято сокращение налоговых платежей. Были объединены отчисления в местный фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание жилья. С 2000 г. они стали вноситься единым платежом.
Множественность фондов снижала
маневренность в использовании
государственных финансовых ресурсов,
увеличивала управленческие расходы,
ослабляла государственный
В своей статье «Оптимизация
налогообложения по законодательству
Республики Беларусь» юрист Сергей
Литовко обозначил также
В этом же Декрете закреплены и ограничения применения особого порядка налогообложения по видам деятельности (производство подакцизных товаров, производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; осуществление лотерейной, торгово-посреднической, туристической (за исключением агроэкотуризма), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы) и территории ее осуществления [3, с.22].
Безусловно, с правовой стороны ограничения ясны, но если касаться непосредственно развития этих самых сельских населенных пунктов, то при таких условиях оно вряд ли сдвинется с мертвой точки.
Таким образом, совершенствование налоговой системы последних лет было направлено на:
- введение общепринятых
правил налогообложения,
- сокращение количества
налогов за счет отмены
- модернизацию методов
расчета, а также механизмов
и принципов взимания
3.2 Налогообложение в других странах
Представляется немаловажным
при поиске путей совершенствования
налоговой системы обратиться также
к опыту реформирования налогообложения
в других странах. Например, Россия,
пройдя путь реформирования в налоговой
сфере в 1999-2007 гг. достигла хороших
результатов. Сегодня налоговые
доходы России, выраженные в процентах
к валовому внутреннему продукту,
сопоставима со странами «большой восьмерки»,
улучшается собираемость налогов, растет
ответственность
Какие же изменения претерпела налоговая система Российской Федерации? Принципиальным изменением стала замена с 2001 г. подоходного налога на налог на доходы физических лиц. Эта замена не является простым переименованием. После указанной замены доходы физических лиц разделены на две части: 1) доходы, получаемые от оплаты труда, где вместо прогрессивной (12-30%) введена единая (13%) ставка налога. Эта мера значительно стимулировала выход «из тени» средств, фактически направляемых на оплату труда, поспособствовала расширению налогооблагаемой базы; 2) пассивные доходы (по операциям с ценными бумагами, выигрыши и др.), облагаемые по повышенным, но фиксированным ставкам (30-35% в зависимости от вида пассивного дохода) [2, с.36].
В странах Европейского Экономического сообщества ставки налога с продаж выше, чем в США. В Германии она составляет 14%, но по ряду товаров (книги, журналы, продовольственные товары) она ниже и составляет 7%. В Республике Беларусь ставка налога с продаж колеблется от 5 до 15%.
Исходя из мирового опыта,
следует отметить, что ставки налога
на добавленную стоимость и
Не совсем верно и отнесение
налогов на себестоимость продукции,
работ и услуг с последующим
включением в отпускную цену товара,
что говорит о наличии
1) Отнесение налогов и
боров на себестоимость
2) Себестоимость – это
вполне определенная рыночная
категория с заданным составом
производственных и
3) Включение налогов в
себестоимость продукции,