Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:39, реферат
Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве.
4) Отнесение налогов на
себестоимость продукции
Таким образом, можно отметить,
что при совершенствовании
3.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь
Основной целью бюджетно-
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики потребуется более тесная
увязка с макроэкономическими
Программой социально-
- отмена мелких, неэффективных,
а также оказывающих
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- внесение корректив в
определение налоговой базы по
отдельным налогам, сборам (пошлинам)
в целях уточнения их
- сокращение числа
- сокращение возможностей
для уклонения от уплаты
В налоговом законодательстве
страны учтены интересы не только инвесторов
(Закон Республики Беларусь «О налоге
на добавленную стоимость», предоставляющее
возможность производить
Доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси превышает 8%. В нем занято порядка 13% населения страны. К 2010 году планировалось довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 22%, а валовой выручке – до 30,а численность занятых в этой сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения.
В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год – до 2 млрд р. (около 930 тыс. дол. США).
Тем не менее, по данным рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2009» («Doing Business-2010») по такому показателю как простота налогообложения Республика Беларусь занимает последнее 183-е место [2].
Ставка налога установлена в размере 10% от валовой выручки - для плательщиков, не уплачивающих НДС; 8% - для уплачивающих НДС.
Около 60% ВВП страны органично связано с внешними рынками. Поддержка импортозамещения и экспорта продолжает оставаться в сфере внимания государства. Для развития этого направления создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ) [11, с. 21].
Сфера их деятельности –
освоение новы производств, направленных
на обеспечение потребностей внутреннего
рынка в недостающей продукции,
наращивание экспортного
Правовой статус СЭЗ определен
Указом Президента Республики Беларусь
от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах
деятельности свободных экономических
зон на территории Республики Беларусь».
Из явных преимуществ
Возможно, в налогообложении
Республики Беларусь, последовав примеру
Российской Федерации, следует создать
своеобразную систему договорных отношений
между государством и гражданами,
предпринимателями по принципу –
отдайте государству хотя бы минимум,
и оно откажется от жесткого контроля
за вашей предпринимательской
Вместе с тем, в системе налогообложения Республики Беларусь имеются и свои плюсы, которых нет в Российской Федерации. Например, это касается видового содержания инвестиционных льгот.
Необходимо дальнейшее упрощение налоговой системы, которое приведет к существованию семи-восьми основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, имущественных налогов и сборов.
Дальнейшее планирование смещения акцентов в налоговой политике с косвенного налогообложения в сторону прямого также является перспективным. Это подтверждается ростом ВВП, увеличением доходов населения. Немаловажно и продолжение работы по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять условия налогообложения для плательщиков и обеспечить частичную компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой нагрузки [11, с.22].
Оперативное реагирование на
изменения состояния
В Нью-Йорке (США) большую часть всех доходов бюджета получают от одного имущественного дохода (40%), а в Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города.
В настоящее время в
собственности определенной части
населения сосредоточено
Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:
- улучшение налоговой
структуры за счет повышения
доли и значения прямого
- оптимизация соотношения
республиканских и местных
Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.
Таким образом, успешная реализация
данных направлений приблизит
Заключение
Таким образом, в данной работе было исследовано понятие «налог», изучена история возникновения термина. Также было приведено несколько определений данного понятия в соответствии с различными источниками. Простейшее из них: «налог» - опосредствовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов.
В процессе исследования системы
налогообложения было определено, что
основными ее целями являются: создание
условий для инвестирования сбережений,
обеспечение
Кроме того, было обозначено разделение принципов на всеобщие и внутринациональные и перечислены основные входящие в них. При этом было установлено, что всеобщие принципы, выделенные еще Адамом Смитом, такие как принцип справедливости, принцип определенности, принцип удобства, принцип экономии, которые актуальны и при создании развитии налоговой системы в настоящее время.
В данной работе были также приведены основные элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Была приведена классификация налогов во всем своем многообразии, при этом за основу деления принимались объект налогообложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др.
Было выявлено, что основные функции налогов вытекают из их экономической сущности, которую можно представить, определив ее как инструмент государства для воздействия на субъектов хозяйствования в целях развития экономики. Были обозначены следующие функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая. Кратко были рассмотрены последствия и значение их действия. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
При анализе налогообложения
в Республике Беларусь был выявлен
механизм действия данной системы, который
имеет свои (внутринациональные) особенности,
такие как недопущение
В работе была прослежена эволюция
налоговой системы в Республике
Беларусь в разрезе развития экономических
отношений. Были выявлены основные недостатки
системы налогообложения в
После анализа отечественной системы налогообложения были установлены основные направления совершенствования налоговой системы: отмена мелких, неэффективных налогов и сборов, выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков, совершенствование системы налогового администрирования, сокращение числа контролирующих органов и количества плановых проверок;
сокращение возможностей для уклонения от уплаты налогов.
При рассмотрении последних шагов реформирования налоговой системы в других странах была отмечена возможность применения некоторых методов и в нашей республике.
Таким образом, было определено, что основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать: