Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучение финансового планирования, его значения.
Задачи реферата:
- дать понятие финансовому планированию. Ознакомиться с его предметом, объектами, признаками и рабочими инструментами;
- ознакомиться с принципами, целями и задачами финансового планирования;
- ознакомиться с этапами, изучить методы финансового планирования;
- изучить виды финансового планирования;
- ознакомиться с современными зарубежными моделями разработки финансовой стратегии предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовое планирование. Определение, объект, предмет, признаки, рабочие инструменты 4
2. Принципы, цели и задачи финансового планирования 8
3. Этапы и методы финансового планирования 11
4. Виды финансового планирования 17
4.1. Стратегическое (перспективное) финансовое планирование 18
4.2. Текущее финансовое планирование 23
4.3. Оперативное финансовое планирование 26
5. Эффективная финансовая стратегия организации. Непрерывное финансовое планирование 32
6. Современные зарубежные модели разработки финансовой стратегии предприятия. 36
Вывод 42
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

реферат коммерция.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

План бухгалтерского баланса отражает все изменения в активах и  пассивах в результате запланированных  мероприятий.

С развитием бюджетирования названия данных документов претерпели некоторые  изменения. Так, в рамках бюджетирования эти планы называются: бюджет движения денежных средств; бюджет доходов и расходов; бюджет по балансовому листу [12].

Основная цель разработки этих документов - оценка финансового положения предприятия  на конец планируемого года. Для его разработки используются следующие данные:

        - финансовая  стратегия предприятия;

- результаты финансового анализа  за предшествующий период;

- планируемые объемы производства  и реализации продукции, а также  другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

- система разработанных на предприятии  норм и нормативов затрат отдельных  ресурсов;

- действующую систему налогообложения;

- действующую систему норм амортизационных  отчислений;

- средние ставки кредитного  и депозитного процентов на финансовом рынке [3].

Практически текущее  финансовое планирование ограничивается составлением финансового плана  предприятия, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия в планируемом периоде. Финансовый план состоит из 3 разделов, в которых отражены:

- доходы и поступления  финансовых средств;

- расходы и отчисления  на собственные нужды предприятия [12];

- взаимоотношения с  государственным бюджетом как  по платежам в бюджет, так и  по ассигнованиям из бюджета. 

Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь, итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде.

При достижении баланса  доходов и расходов переходят  к заполнению формы финансового  плана предприятия. Это предполагает составление шахматной таблицы по соответствующим разделам финансового плана, подсчет итоговых и проверочных показателей: превышение доходов над расходами; превышение расходов над доходами  [5].

Многие отечественные  предприятия в части финансового  планирования разрабатывают текущие  финансовые планы. На тех предприятиях, где этого не делается, основными препятствиями считаются:

- неразвитость финансового  прогнозирования;

- неразвитость информационного  обеспечения;

- неразвитость программно-технического  обеспечения;

- недостаточный уровень  квалификации финансовых менеджеров;

- нежелание руководства  вообще заниматься планированием и т. д [12].

 

4.3 Оперативное  финансовое планирование

 

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы [3].

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана, кредитного плана, составление бюджетов.

Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности компании, в котором взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности за квартал с разбивкой по месяцам, неделям и т. д.

В процессе составления  платежного календаря решаются следующие  задачи:

1)  организация учета  временной стыковки денежных  поступлений и предстоящих расходов  предприятия;

2)  формирование информационной  базы о движении денежных притоков  и оттоков;

3)  ежедневный учет  изменений в информационной базе;

4)  анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

5)  расчет потребности  в краткосрочном кредите в  случаях временной «нестыковки»  денежных поступлений и обязательств  и оперативное приобретение заемных средств;

6)  расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

7)  анализ финансового  рынка с позиции наиболее надежного  и выгодного размещения временно  свободных денежных средств предприятия.

Информационной базой  платежного календаря служат: планы, составленные на предприятии, например, .план реализации продукции, смета затрат на производство, план капитальных вложений и т. п.; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; нормативно установленные сроки платежей для финансовых обязательств; договоры; счета-фактуры; график выплаты заработной платы; внутренние приказы.

Процесс составления  платежного календаря можно разделить  на шесть этапов:

1.  Выбор периода  планирования. Как правило, это  квартал (месяц). На предприятиях, где часто изменяются во времени денежные потоки возможны более короткие периоды планирования.

2. Планирование поступления  денежных средств.

3. Планирование расходования  денежных средств.

4. Определение сальдо  денежных средств за период.

5. Расчет конечного  сальдо денежных средств.

6. Выявление недостатка  или излишка денежных средств.

Превышение планируемых  расходов над ожидаемыми поступлениями  означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этом случае необходимо принять следующие меры: перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период; ускорить по возможности реализацию товаров (работ, услуг); прилагать усилия по изысканию дополнительных источников. При этом рассчитывается совокупная потребность в краткосрочном финансировании, т. е. определяется размер краткосрочной банковской ссуды по каждому периоду, который необходим для обеспечения прогнозируемого денежного потока. Если имеется излишек денежных средств, это говорит и финансовой устойчивости и платежеспособности торгового предприятия.

Кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающих поступления и выплаты наличных денег через кассу предприятия. Своевременная обеспеченность наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между предприятием и его работниками, т. е. одну из сторон платежеспособности предприятия. Кассовый план необходим предприятию для контроля за поступлением и расходованием наличных денег. Составляется кассовый план на квартал.

Исходные данные для  составления кассового плана:

-   смета доходов и расходов по содержанию объектов социальной сферы;

- сведения о продаже  физическим1 лицам материальных ценностей, товаров и об оказании им платных услуг;

- сведения о доходах транспортного хозяйства;

- сведения о прочих  поступлениях и выплатах наличными  денежными средствами (командировочные  и хозяйственные расходы, стипендии  учащимся

и др.);

- сведения об удержаниях  из заработной платы налогов,  за форменную одежду, за товары, проданные в кредит;

- календарь выплаты заработной платы и приравненных к ней платежей.

 Кассовый план составляется  по типовой форме и содержит  четыре раздела:

1)  поступление наличных  денег;

2)  расход наличных  денег;

3)  расчет выплат  заработной платы;

4)  календарь выдачи  заработной платы и приравненных  к ней выплат. Важной частью  оперативной финансовой работы  является составление

кредитного плана. Кредитный план предприятие составляет если возникает потребность в краткосрочном финансировании в случае недостатка собственных финансовых ресурсов. В кредитном плане обоснуется размер планируемого кредита, рассчитываются проценты за пользование кредитам по ставкам коммерческого банка, просчитывается эффективность кредитного мероприятия [5].

Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Главной формой такого планового финансового задания является бюджет [9].

Бюджетирование трактуют:

- как процесс разработки  и исполнения бюджетов;

- как управленческую  технологию, направленную на реализацию  стратегических целей посредством  организации процедур планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов предприятия.

Первая точка зрения акцентирует внимание на организации  системы оперативного планирования, что обычно характерно для небольших  предприятий, имеющих опыт планирования отдельных операций и стремящихся  к достижению комплексного представления о результатах своей деятельности в будущем.

Вторая точка зрения отражает возможности бюджетирования как инструмента управления стоимостью предприятия, включающего в себя все элементы управления. Планирование деятельности при этом выходит за рамки составления только оперативных планов, предполагая необходимость разработки как краткосрочных, так и стратегических бюджетов. Системный подход к бюджетированию возможен на крупных предприятиях, использующих современные информационные технологии, и нацелен на повышение эффективности процесса управления в целом [6].

Разработка плановых бюджетов на предприятии направлена на решение двух задач:

а) определение объёма и состава расходов, связанных  с деятельностью отдельных структурных  единиц и подразделений предприятия;

  б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.

Процесс бюджетирования имеет непрерывный или скользящий характер [9].

В основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета (мастер-бюджета), определяющего на бюджетный период, как правило год, объем производства, использования материалов, трудовых и финансовых ресурсов компании. Мастер-бюдет состоит из операционных бюджетов и финансовых бюджетов.

К финансовым бюджетам относят:

- бюджет движения денежных средств. Позволяет прогнозировать денежные потоки и управлять платежеспособностью и ликвидностью предприятия;

- бюджет капиталовложений (инвестиционный бюджет). Представляет  собой план капитальных затрат  с указанием источников их  финансирования;

- бюджет по балансовому листу (балансовый бюджет). Дает возможность прогнозировать имущественное состояние компании на конец бюджетного периода.

Операционные бюджеты  составляют в рамках планирования операций по текущей деятельности и формируют  итоговый бюджет доходов и расходов предприятия. К операционным бюджетам относят: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет закупок, бюджет коммерческих расходов, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет трудовых затрат, бюджет административно-хозяйственных расходов, прогнозный бюджет доходов и расходов [6].

Таблица 2. Виды бюджетов

Виды бюджетов

Характеристика

Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх» и «сверху вниз»

Бюджеты, построенные по принципу «снизу вверх», предусматривают сбор и постепенную передачу информации от исполнителей к менеджерам нижнего уровня и далее к руководству компании. Основной недостаток - уходит много сил и времени на согласование, руководство не имеет доступа к «первичной» информации. В процессе передачи от одного уровня другому показатели могут изменяться, что искажает исходную информацию. Бюджеты, построенные по принципу «сверху вниз», работают по обратному принципу. Недостатком является то, что не учитывается мнение самих исполнителей, а руководство зачастую не обладает полной информацией для составления бюджета. На практике, как правило, применяют смешанные варианты

Долгосрочные и

краткосрочные

бюджеты

В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 1 год и более, а краткосрочным - на период не более года. В российских условиях краткосрочным можно считать квартальные бюджеты и менее, а долгосрочными - от полугода до года. Часто долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяют в единый процесс. В этом случае кратко срочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по окончании каждого периода краткосрочного финансового планирования

Непрерывные бюджеты

По мере того как заканчивается  период, на который спланирован бюджет, добавляется новый. Это вид бюджета особенно актуален в российских экономических условиях

Постатейный бюджет

Предусматривает жесткое ограничение  суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью

Бюджеты с временным периодом

Бюджет, в котором неизрасходованный  на конец периода остаток средств  не переносится на следующий период. Недостатком является неравномерность  расходования средств

Статичные и гибкие бюджеты

В статичном бюджете цифры находятся  вне зависимости от объемов  реализации товаров (работ, услуг). При составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимости от некоего параметра (объема продаж)

Бюджеты с нулевым уровнем, преемственные бюджеты и бюджеты с несколькими вариантами событий

Бюджет с нулевым уровнем - бюджет, который каждый раз начинает составляться заново, « с нуля». Бюджет с несколькими вариантами событий предполагает несколько значений статей, значение которых выбирается в зависимости от складывающейся ситуации

Информация о работе Финансовое планирование