Финансовое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:19, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучение финансового планирования, его значения.
Задачи реферата:
- дать понятие финансовому планированию. Ознакомиться с его предметом, объектами, признаками и рабочими инструментами;
- ознакомиться с принципами, целями и задачами финансового планирования;
- ознакомиться с этапами, изучить методы финансового планирования;
- изучить виды финансового планирования;
- ознакомиться с современными зарубежными моделями разработки финансовой стратегии предприятия.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовое планирование. Определение, объект, предмет, признаки, рабочие инструменты 4
2. Принципы, цели и задачи финансового планирования 8
3. Этапы и методы финансового планирования 11
4. Виды финансового планирования 17
4.1. Стратегическое (перспективное) финансовое планирование 18
4.2. Текущее финансовое планирование 23
4.3. Оперативное финансовое планирование 26
5. Эффективная финансовая стратегия организации. Непрерывное финансовое планирование 32
6. Современные зарубежные модели разработки финансовой стратегии предприятия. 36
Вывод 42
Библиографический список 46

Файлы: 1 файл

реферат коммерция.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

- не способствует экономному  использованию средств, так как  планирование осуществляется от  достигнутого уровня;

- не учитывает изменения  отдельных факторов в плановом  периоде по сравнению с отчетным  периодом.

10) Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.

11) Программно-целевой  метод. Он позволяет оценить  и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации [17].

Кроме вышеперечисленных, при разработке финансовых планов могут  быть использованы и другие методы планирования.

 

4 Виды финансового планирования

 

Финансовое планирование на предприятии  включает в себя три основных вида:

1) стратегическое (перспективное)  планирование, осуществляемое на  временной период от одного  года до трех (реже пяти) лет;

2) текущее планирование, осуществляемое на один год;

3) оперативное планирование, временные рамки которого ограничены  декадой, месяцем, кварталом.

Таблица 1. Виды финансового  планирования

Виды финансового планирования

Временной период

Виды финансовых планов

1.Стратегическое (перспективное) планирование

1-5 лет

1.1. План объема продаж

1.2. Прогноз прибыли (убытка) предприятия

1.3. Прогноз движения денежных  средств

1.4. Прогноз баланса доходов и  расходов (финансового плана)

2. Текущее планирование

0,5-1 год

2.1. План доходов и расходов  по видам деятельности

2.2. План по прибылям и убыткам

2.3. План движения денежных средств

2.4. Прогноз бухгалтерского баланса

3.Оперативное планирование

5 дней – 0,5 года

3.1. Платежный календарь

3.2. Кассовый план

3.3. Кредитный план

3.4. Бюджеты


 

Все виды финансовых планов находятся в тесной взаимосвязи и выполняются в определенной последовательности. На основе перспективного планирования путем конкретизации и детализации стратегического финансового плана разрабатываются текущие финансовые планы. В свою очередь, текущие финансовые планы служат основой для разработки оперативных бюджетов [5].

 

4.1 Стратегическое (перспективное) финансовое планирование

 

 Перспективное планирование  включает разработку финансовой  стратегии предприятия и прогнозирование  финансовой деятельности.

Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться  с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

             Процесс формирования финансовой  стратегии фирмы включает в  себя следующие основные этапы:

- определение периода  реализации стратегии;

- анализ факторов внешней  финансовой среды фирмы;

- формирование стратегических  целей финансовой деятельности;

- разработку финансовой  политики фирмы;

- разработку системы  мероприятий по обеспечению реализации  финансовой стратегии;

- оценку разработанной  финансовой стратегии.

Важным моментом при  разработке финансовой стратегии фирмы  является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития фирмы. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как:

- динамика макроэкономических  процессов;

- изменения, происходящие на финансовом рынке;

- отраслевая принадлежность  и специфика производственной  деятельности фирмы.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности фирмы  является следующим этапом стратегического  планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости фирмы. Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются; среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др.

  На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

 В результате разработки  системы мероприятий, обеспечивающих  реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

  Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

  Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

  Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

 В-третьих, оценивается  реализуемость разработанной финансовой  стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

  В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации фирмы, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п [8].

Результатом перспективного финансового планирования является разработка: плана объема продаж; прогноза прибыли (убытка) предприятия; прогноза движения денежных средств; прогноза баланса доходов и расходов (финансового плана).

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год (в условиях нестабильной экономической ситуации – на 0,5 года), так как за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. Для точности результата осуществляют разбивку по кварталам [5].

  Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предпринимательской фирмы на рынке.        Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на длительную перспективу [8].

Одним из наиболее распространенных процессов перспективного планирования является составление бизнес-плана, который представляет собой прогноз  предпринимательской деятельности, разработку стратегии и реального  плана финансово-коммерческих мероприятий на перспективу.

Стандартный бизнес план должен включать в себя следующие  основные разделы:

1. Обзорный раздел.

2. Описание предприятия

3. Описание продукции  и услуг.

4. Анализ рынка и  маркетинговая стратегия.

5. Производственный план.

6. График выполнения работ (календарный план).

7. Управление и организация.

8. Финансовый план.

9. Оценка рисков.

10. Приложение.

Итогом бизнес-плана  является разработка финансового плана  коммерческого мероприятия и  разработка стратегии финансирования.

Этапы составления финансового раздела бизнес-плана представляют собой разработку ряда документов:

1. Прогнозирование объемов реализации  на основе показателей плана  маркетинга, входящего в состав  бизнес-товара. Используются также  статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, мнения экспертов и т.д. Прогноз объемов реализации товаров и услуг выполняется обычно на три года: на первый год – по месяцам, на второй год – по кварталам, на третий год – на год.

2. План доходов и  расходов.

3. План по источникам  и использованию средств состоит  из двух разделов: потребность  в финансовых ресурсах и источники  их формирования. Потребность в  ресурсах определяется на основе  данных о потребности предприятия  в основных и оборотных средствах  для начала деятельности. Источниками формирования финансовых ресурсов могут быть как собственные средства, так и заемные.

4. Составление прогноза  прибыли и убытков. Он позволяет,  во-первых, объективно оценить финансовые  результаты предприятия, а во  вторых, является основанием для принятия дальнейших конкретных управленческих решений.

5. Прогнозирование отчета  о движении денежных средств.  Включает в себя составление  баланса денежных потоков по  следующей схеме:

- наличие денежных  средств на начало периода;

- возможные источники  поступления денежных средств  (выручка от реализации товаров  и услуг, кредиты и др.);

- расход денежных средств  (выплата заработной платы, погашение  кредитов в банке, выплата процентов  по кредиту и др.);

- наличие денежных  средств на конец периода.

6. Разработка прогноза  баланса активов и пассивов. Предполагает  составление баланса организации  на начало и конец планируемого  периода, который состоит из  двух частей: пассивы и активы. Цель составления прогнозного  баланса – скоординировать прирост активов и обязательств организации. Могут быть использованы следующие методы:

- метод пропорционального  оценивания дополнительной потребности  в источниках финансирования  и в имуществе организации  или, наоборот, снижения имущества;

- сметным методом составления баланса, на основе ранее рассчитанных данных о поступлениях и выплатах денежных средств;

- статистическими и  экономико-математическими, когда  производится адаптация статистических  данных к конкретной задаче.

Заключительным этапом разработки финансового раздела бизнес-плана является оценка полученных показателей. При получении отрицательных результатов разрабатываются новые варианты прогнозов на основе переработанных начальных параметров [5].

 

4.2 Текущее финансовое планирование

 

Текущее финансовое планирование заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий год все источники финансового развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить его постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода. Оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей [3].

Цель составления текущего финансового плана (баланса доходов и расходов):

1) определить имеющиеся в распоряжении  предприятия собственные источники финансирования, проанализировать и разработать стратегию привлечения заемных источников предприятия;

2)  определить основные суммы платежей в бюджет, определить эффективность вложений средств в определение сферы деятельности.

Этапы текущего финансового планирования:

1)  анализ финансового состояния  предприятия, достигнутых значений  перспективного финансового плана;

2) оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие предприятия;

3)  составление финансового плана  - оптимизация источников финансирования и направлений использования финансовых ресурсов (по разным вариантам риска и доходности) [5].

Теоретически должны разрабатываться три основных документа: план движения денежных средств; план отчета о прибылях и убытках; план бухгалтерского баланса.

План прибылей и убытков показывает обобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. С его помощью можно  анализировать соотношение доходов с расходами с целью выявления резервов увеличения собственного капитала предприятия.

План движения денежных средств  предназначен для определения источников финансирования. Он считается окончательно составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита средств в плановом периоде.

Информация о работе Финансовое планирование