Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Финансы предприятий, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования.
Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии 5
1.1. Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии 5
1.2. Методы финансового планирования на предприятии 9
1.3. Процесс финансового планирования на предприятии 18
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 27
2.1. Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 27
2.2. Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 30
2.3. Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 38
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 48
3.1. Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 48
3.2. Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 52
Выводы и предложения 55
Список использованной литературы 60
Приложения

Файлы: 2 файла

пиложения к диплому правльному.doc

— 181.50 Кб (Открыть, Скачать)

диплом правльный.doc

— 2.03 Мб (Скачать)

    Финансовое  положение организации на протяжении всего анализируемого периода характеризуется преобладанием кредиторскй задолженности над дебиторской (Рис. 10.)

    При рассмотрении Рис. 10. можно сделать вывод, что для покрытия дебиторской задолженности имеется достаточно источников кредиторской задолженности и привлечения дополнительных средств не требуются.

    Несмотря  на устоявшеюся методику финансового планирования в Департаменте необходимо постоянно совершенствовать систему финансового планирования для развития предприятия и улучшения его финансовых результатов.

 

2.3. Оценка систем  финансового планирования, существующая в  Департаменте координации  ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»

    Процесс финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения можно представить в виде схемы. (Рис. 11.)

 

 

Рис. 11. Основные этапы финансового планирования ДКРиЭО

    Целью финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»  является:

    -  определение целей  подразделения на плановый период;

    - анализ фактических финансовых результатов и показателей эффективности;

    - поддержание платежеспособности  и ликвидности  подразделения  в течение планового периода.

    Основным  документом финансового планирования является бюджет предприятия, в котором в денежной форме планируются доходы и расходы на плановый бюджетный период, а также прогнозируются финансово-экономические показатели, достигаемые предприятием на конец периода.

    Процессом финансового планирования руководит заместитель директора ДКРиЭО по экономике. Ответственность за отдельные участки планирования подразделяются по центрам финансовой ответственности.

    Суть  бюджетного планирования заключается  в построении прогнозных форм финансовой отчетности, часть которых составляется по факту текущего года (факт 9 месяцев + прогноз IV квартала), структура которых складывается следующим образом:

    -Бюджет доходов и расходов ДКРиЭО на 2009г.

    -Расшифровка статьи бюджета доходов «Товарная продукция, услуги, перепродажа»

    -Расшифровка статьи бюджета  «Сырье и материалы»

    -Расшифровка статьи бюджета  «Энергоносители»

    -Расшифровка статьи бюджета «Расходы на оплату труда»

    -Расшифровка статьи бюджета  «Прочие расходы»

    -Расшифровка статьи бюджета  «Налоги»

    -Расшифровка раздела  «Операционная деятельность»

    -Расшифровка раздела  «Внереализационная деятельность»

    -Расшифровка раздела «Расходы, не связанные с производством»   

    -Расшифровка   «Бюджет закупок » ДКРиЭО 2009г.

    -Допущения к расчету финансового плана

    -Анализ сформированного бюджета

    По  каждому показателю сметы доходов  и расходов приводятся плановые данные текущего года (уточненный план, ожидаемое  выполнение).

    Финансовый  план на предприятии включает в себя:

    -составлению бюджета на очередной год (с разбивкой по месяцам);

    -бюджет движения денежных средств на год;

    -прогнозный баланс.

    К нему прилагаются расчетные таблицы:

    1. Первым этапом разработки финансового  плана является составление предварительного  прогноза объема продаж на  бюджетный период (Таблица 5.).

      Таблица 5.

      Объем продаж Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2008 год

Наименование  продукции Кол-во

шт.

Цена

руб.

Сумма (тыс.руб.) Подразделение
1. 2. 3. 4. 5. 6.
I. Товарная продукция
1. Детали к  а/м «КАМАЗ» в т.ч. 83118   64540  
- Реле поворота 23400 285,24 6674,6 СПЭ
- Реле блокировки стартера 24300 179,12 4352,6 СПЭ
- Реле стеклоочистителя 22872 22875 53451,9 СПЭ
- Табличка 5320-3904010 2796 2796 11,9 СПЭ
- Табличка 5410-3904010 2900 2900 4,8 СПЭ
- Табличка 5320-3903180 3100 3100 9,9 СПЭ
- Табличка 5320-3903185 3750 3750 34,2 СПЭ
2. Запасные части  к технологическому оборудованию в  т.ч.        
- Контроллер  МК 8.22 570 17297 9859 СПЭ
- Блок питания 211305 1509 7836 1182 СПЭ
- Датчик 13-Р16 769 196 1507 СПЭ
- Датчик 23-Р18 128 196 3256 СПЭ
- Пульт  записи кода 235 236 2547 СПЭ
- Крепление направляющей 258 58 247 СРТС
- Каретка 3698 459 69 СРТС
- Стопор 4569 369 25 СРТС
- Цепь тяговая 852 478 52 СРТС
- Брус соединительный 698 325 69 СРТС
Продолжение табл. 5.
1. 2. 3. 4. 5. 6.
- Сошка руля 4569 56 78 СРТС
- Кронштейн реактивной штанги 2569 125 126 СРТС
- Контейнера 6547 215 456 СРТС
3. Работы промышленного  характера в т.ч.        
- Ремонт электродвигателя 98 3800 372400 СПЭ
- Ремонт стенда испытаний 98 1200 11760 СПЭ
- Ремонт платы 12589 23 28954 СПЭ
- Ремонт газорезной машины 2369 123 29128 СПЭ
- Ремонт   ток.винторез-ый стн-а 89 890 7921 СПЭ
- Ремонт ПТК 1 2130 2130 СПЭ
- Ремонт ГНК 1 2110 2110 СПЭ
- Ремонт АС 1 1540 1540 СПЭ
- Ремонт  блока  ВТУ 236 256 6041 СПЭ
- Ремонт пульта записи кода 369 356 13136 СПЭ
- Ремонт датчика 23Р16 698 698 48720 СПЭ
- Ремонт стер.машины U-900 23 78 18620 СПЭ
- Ремонт стер.машины U-901 236 987 23293 СПЭ
- Ремонт СУ отопителя 98 895 8771 СПЭ
- Ремонт электромагнита 78 897 70773 СПЭ
- Ремонт плата ПРЦ 366 556 20349 СПЭ
- Ремонт  двигателя  ДВ 1792 25 599 14975 СРТС
- Ремонт двигателя  Д3900 63 256 16128 СРТС
- Ремонт погрузчика ДВ 1792 25 458 11454 СРТС
- Ремонт погрузчика ЕВ 735 45 1258 56610 СРТС
- Ремонт ГДП 56 1247 69832 СРТС
- Ремонт блока управл. моста 74 236 17464 СРТС
- Ремонт V/2234 23 258 5934 СРТС
- Ремонт V/2230 89 578 51442 СРТС
- Ремонт насоса РSV 78 987 76986 СРТС
- Ремонт насоса НАД5426 85 897 76245 СРТС
- Диагностика 1 20569 20569 ОДиНМК
- Ремонт г/мотора Г15-22 36 236 8496 СРТС
- Ремонт г/мотора Г 15-23 37 369 13653 СРТС
- Гибка лонжеронов 89 698 62122 СРТС
- Демонтаж  ПТК 1 23590 23590 СРТС
- Демонтаж ГНК 1 1269 1269 СРТС
- Монтаж  ПТК 1 2369 2369 СРТС
- Монтаж ГНК 1 3698 3698 СРТС
- Рем.обслуживание ПТК 1 5698 5698 СРТС
- Рем.обслуживание ГНК 1 6970 6970 СРТС
- Рем.обслуживание АС 1 3697 3697 СРТС
  ИТОГО по ТП     117321  
II. Услуги непромышленного характера
  Автоуслуги  спец.техника     3477 АТП
  Итого услуг  непром. характера     3477  
III. Перепродажа
1. З/ч для основного  пр-ва     6200 СО
Продолжение табл. 5.
1. 2. 3. 4. 5. 6.
2. З/ч для РЭН  технологического оборудования     59456 СО
3. З/ч для РЭН  энергетического оборудования     30613 СО
  Итого по перепродаже     96269  
  ВСЕГО     237254 ДКРиЭО

 

    В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, источники финансирования. Предел физического объема продаж определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.

    Помесячно объем продаж определяется от заявок и  договоров с заводами ОАО  «КАМАЗ» и сторонними организациями.

    2. Вторым этапом разработки финансового  плана является составление штатного  расписания подразделения (составляется согласно «Инструкции о порядке разработки штатных расписаний РСиС ОАО «КАМАЗ»), а так же штатной расстановки подразделения (составляется согласно «Инструкции по оформлению  обществами, предприятиями, подразделениям ОАО «КАМАЗ» штатных расстановок рабочих). Далее производится  расчет среднечасовой заработной платы основных рабочих (Таблица 6.) (Приложение 2), а так же  Данные в стоимостном выражении заносятся в годовую смету подразделения с разбивкой по месяцам (Таблица 7.) (Приложение 3).[2]

    3. Третьим этапом разработки финансового  плана является расчет энергоносителей  (Таблица 8.). Вспомогательная таблица далее разбивается по месяцам в зависимости от объемов производства товарной продукции, а так же климатических условий (теплоэнергия, электроэнергия разбивается в зависимости от сезонности). Расчет производится специалистами энергоремонтного участка на плановый период и сдается в планово – экономический отдел. 

Таблица 8.

Энергоносители  по ДКРиЭО на 2008 год
 
Наименование Ед.изм. Сумма
1. 2. 3. 4.
Центр главного энергетика (ПТС)
1. Теплоэнергия Гкал. 8 898,48
  Сумма руб. 2 158 777
2. Транспортировка руб. 550 727
3. ГВС тн. 2 140
  Сумма руб. 7 018
  Итого по ПТС  в т.ч. руб. 2716521
Центр главного энергетика (ПЭС)
1. Электроэнергия  активная т.квт. 4 960,49
  Сумма руб. 1 830 288
2. Транспортировка руб. 349 764
3. Заявленный  максимум т.квт. 11 000
  Сумма руб. 1 702 578
  Итого по ПЭС  в т.ч. руб. 3 882 630
ЧелныВодоканал (ЧВК)
1. Хоз.бытовая  вода т.м.3 35,56
  Сумма руб. 59 379
2. Транспортировка руб. 5 669
3. Хоз.бытовые  стоки т.м.3 42,66
Продолжение табл. 8.
1. 2. 3. 4.
  Сумма руб. 15 063
  Транспортировка руб. 3 338
  Итого по ЧВК  в т.ч. руб. 83 450
Собственная выработка ЦГЭ
1. Химстоки т.м.3 3,65
  Сумма руб. 106 025
2. Ливневые стоки т.м.3 17,28
  Сумма руб. 7 403
3. Сжатый воздух т.м.3 1440
  Сумма руб. 170 712
4. Углекислый  газ тн. 3,552
 

Сумма

руб. 22 115
5. Кислород т.м.3 2,37
  Сумма руб. 5 946
  Итого собственная руб. 312 202
  ВСЕГО ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ руб. 6 089 019
  ВСЕГО ТРАНСПОРТИРОВКА руб. 909 499

 

    4. Четвертым этапом разработки  финансового плана является определение  потребности во вспомогательных  материалах и определение потребности  в  услугах сторонних организаций.

    Вспомогательные материалы необходимо разделять на:

    -относящиеся  к косвенным (общепроизводственным) расходам, которые являются переменными;

    -относящиеся  к постоянным (общехозяйственным  и общим коммерческим) расходом, которые являются постоянными.

    Деление расходов на прямые и косвенные определяется в связи с Учетной политикой  ОАО «КАМАЗ», данное деление необходимо для определения себестоимости.[1,25]

    Каждое  подразделение (центр ответственности) Департамента координации ремонта  и энергообеспечения  подает до начала бюджетного периода в планово-экономический  отдел проект сметы затрат с соответствующими расчетами, относящихся к данному подразделению, затем формируется свод затрат предприятия и рассматривается экономической службой. Как правило сметы подразделений корректируются  в меньшую сторону и выводится общая плановая величина потребности в вспомогательных материалах, услугах сторонних организаций. (Таблица 9.).

Таблица 9.

Смета вспомогательных  материалов и услуг сторонних организаций

Департамента  координации ремонта  и энергообеспечения на 2009 год

Наименование Ед. изм. Сумма
1. 2. 3. 4.
1. Покупной инструмент руб. 240 000
2. Спец.инструмент руб. 168 000
3. Мыло руб. 81 088
4. Молоко руб. 585 107
5. Эксплуатация  оборудования (сч.10/5) руб. 30 761
6. Стропы (сч.10/9) руб. 77 359
7. МБП (сч.10/9) руб. 101 315
8. Содержание  зданий (сч.10/1) руб. 170 933
9. Содержание  зданий (сч.10/5) руб. 116 646
10. Содержание  зданий (сч.10/4) руб. 132 568
11. Испытания, опытные  исследования (сч.10/1) руб. 56 276
12. На охрану труда (10/1) руб. 226 476
13. Расходы на стирку спец. одежды (сч.10/1) руб. 5 284
14. Приобретение  для пож. охраны руб. 111 000
15. Расходы на вычислительную технику  руб. 80 581
16. Аптечки руб. 31 999
17. Содержание  зданий (10/1) руб. 52 708
Продолжение табл.9
1. 2. 3. 4.
18. Содержание  зданий (10/5) руб. 21669
19. Содержание  зданий (10/4) руб. 6 336
20. Содержание  зданий (10/9) руб. 46 923
21. На охрану труда  руб. 112 000
22. ГОиЧС руб. 408 100
23. Топливо руб. 302 696
24. Спецодежда руб. 467 639
25. КамАЗпромсвязь  в т.ч. руб. 1 373 458
26. ДИТ руб. 1 250 878
27. КамАЗ-режим-охрана руб. 1 282 706
28. Кама-транс-сервис руб. 2 402 912
29. ДРиВНР руб. 70 085
30. ПАТП-2 руб. 491 674
31. Пож. охрана руб. 115 570
32. Транспортный  налог руб. 189 000
33. Плата за лицензию руб. 100 100
34 Канцелярские руб. 93 512
37 Типографские руб. 45 787
  Итого руб. 23 664 492

 

    Консолидированная смета вспомогательных материалов и услуг сторонних организаций  Департамента координации ремонта  и энергообеспечения планируется  по месяцам, в зависимости от потребности  подразделений.

    5. Пятым этапом предприятие определяется затраты социального характера, для исполнения коллективного  договора, что обязательно для данной организации. В Департаменте координации ремонта и энергообеспечения имеется представитель профкома, который следит за исполнение коллективного договора.

    6. Шестым этапом рассчитываются  поступления от операционной  деятельности, это реализация излишков  ТМЦ, а так же расходную часть  от этого вида деятельности  в Департаменте координации ремонта  и энергообеспечения.

    С помощью вспомогательных расчетов приведенных ранее, можно составить бюджет, в котором можно проследить покрывает ли доходная часть расходную.

    Одного  бюджета недостаточно для финансового  плана, необходимо разработать бюджет движения денежных средств, чтобы проверить реальность источников поступлений и обоснованность расходов, синхронность их возникновения. Таможенные расходы, акцизы, НДС в бюджете не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли (Таблица 10.).

    При составлении бюджета движения денежных средств видно,  что дополнительных ресурсов в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения не требуется, для покрытия расходной части достаточно собственных средств.

Таблица 10.

Бюджет  движения денежных средств  Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2009 год

  Показатели Ден.ср-ва ВКР Векселя ВКР ИТОГО
Пред-оплата Тек. платежи Пред-оплата Тек. платежи
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
  Остаток на нач. периода           231795 231795
1. Основная  деятелльность 0 159126 0 15626 0 62502 237254
Т.1. Поступления 0 159126 0 15626 0 62502 237254
Т.1.1. Объем пр-ва к  гр.м а/м   в т.ч.: 0 0 0 2400 0 40110 42510
- Авз 0 0 0 0 0 40110 40110
- ДриВНР 0 0 0 0 0 15054 15054
- ТЗК 0 0 0 2400 0 0 2400
Т1.2. Прочая продукция  пром.характера 0 31801 0 11226 0 22392 65419
- ОАО «КамАЗ-Металургия» 0 22100   11000   1277 34377
- ОАО «КамПРЗ» 0 0 0 0 0 2844 2844
- ОАО «КАМАЗ-Дизель» 0 0 0 0 0 4245 4245
- Кузнечный завод  ОАО «КамАЗ-Металургия» 0 0 0 0 0 5557 5557
- АМК ОАО «КамПРЗ» 0 0 0 0 0 1217 1217
- ОАО «ЗМА» 0 6715 0 0 0 0 6715
- ОАО  «КААТ» 0 2844 0 0 0 0 2844
- ОАО «КИСМ» 0 0 0   0 3614 3341
- ТФК 0 0 0 0 0 3341 226
- ТЭФ «КТС» 0 0 0 226 0 0 226
- Ремдизель 0 142 0 0 0 0 142
 
Продолжение табл.10
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Т1.3. Прочая ТП на сторону 0 7392 0 2000 0 0 9392
Т1.4. Услуги непромышлен. характера 0 23664 0 0 0 0 23664
  Перепродажа 0 96269 0 0 0 0 96269
  Платежи по основной деятельности 0 -159315 0 -15626 0 -25724 -231795
  Покупные , комплек-ие, сырье и материалы 0 15402 0 13400 0 16361 45163
  Закупка через  ТЗК 0 0 0 2400 0 16361 18761
  Закупка ОАО  «КамАЗ-Металургия» 0 0 0 11000 0 0 11000
  Закупки сторон.орг. 0 15402 0 0 0 0 15402
  Заработная  плата 0 58463 0 2000 0 24313 84776
  в .т.ч. налоги 0 0 0 0 0 0 0
  Энергия 0 0 0 0 0 6362 6362
  Комплктующие 0 0 0 0 0 0 0
  Налоги за счет с/с 0 189 0 0 0 0 189
  Прочие расходы  за счет себестоимости 0 4301 0 226 0 3688 8215
  Товары для  переродажи 0 80960 0 0 0 2000 82960
  Операционная  деятельность 0 0 0 0 0 0 0
  Поступления всего: 0 0 0 0 0 525 525
  Поступления  от участия в других организациях 0 0 0 0 0 0 0
  Поступления от продаж  основных средств 0 0 0 0 0 0 0
  Поступления от сдачи имущества в аренду 0 0 0 0 0 26 26
  Поступления от продажи запасов 0 0 0 0 0 525 525
  Платежи всего: 0 0 0 0 0 499 499
  Внереализационная деятелность всего:   -3496         -3496
  Поступления всего: 0 0 0 0 0 0 0
  Платежи всего: 0 3496 0 0 0 0 3496
  Платежи за счет оставшейся прибыли  0 3496 0 0 0 0 0
  В т.ч. социальный.заказ 0 21156         21156
  Выплаты входящие в ФЗП   1122         1122
  Прочие отвлечения   258         258
  Кредиты и займы 0 0 0 0 0 0 0
  Поступления всего: 0 0 0 0 0 0 0
  Платежи всего: 0 0 0 0 0 0 0
  Инвестиции 0 0 0 0 0 0 0
  Поступления всего: 0 0 0 0 0 0 0
Продолжение табл.10
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
  Платежи всего: 0 0 0 0 0 0 0
  Остаток средств  на конец периода 0 -3685 0 0 0 9279 1986

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии