Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы планирования и бюджетирования
1.1. Планирование: сущность, задачи, принципы и методы
1.2. Бюджетирование
2. Составление финансового плана компании
3. Анализ финансовой устойчивости
3.1. Анализ структуры и динамики финансовых отчетов
3.1.1. Горизонтальный анализ
3.1.2. Вертикальный анализ
3.2. Оценка ликвидности
3.2.1. Коэффициенты ликвидности
3.2.2. Оценка ликвидности баланса
3.3. Оценка рентабельности
3.4. Оценка финансовой устойчивости
3.5. Оценка деловой активности
3.6. Анализ безубыточности
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ивановский Государственный Энергетический Университет имени В.И. Ленина
Факультет экономики и управления
Кафедра менеджмента и маркетинга
Курсовая работа по дисциплине «Финансы предприятия»
Финансовое планирование деятельности предприятия
Выполнила:
студентка группы 4-52
Загородняя Е.В.
Проверила:
Дубровина Е.П.
Иваново 2005
Содержание
Введение
1. Теоретические основы планирования и бюджетирования
1.1. Планирование: сущность, задачи, принципы и методы
1.2. Бюджетирование
2. Составление финансового плана компании
3. Анализ финансовой устойчивости
3.1. Анализ структуры и динамики финансовых отчетов
3.1.1. Горизонтальный анализ
3.1.2. Вертикальный анализ
3.2. Оценка ликвидности
3.2.1. Коэффициенты ликвидности
3.2.2. Оценка ликвидности баланса
3.3. Оценка рентабельности
3.4. Оценка финансовой устойчивости
3.5. Оценка деловой активности
3.6. Анализ безубыточности
Заключение
Список литературы
Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование - не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открыть любую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому, что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения по управлению финансами и экономикой предприятия.
Выходом из такого положения в условиях рынка является организация на предприятии системы финансового планирования. Прежде всего, именно финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных вариантов достижения поставленных целей, с последующим выбором оптимального по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств, структура баланса и т.д.).
В современных условиях финансовое планирование и контроль за деятельностью предприятия стали невозможными без формирования бюджета. Бюджет является основным инструментом гибкого управления предприятием. Он обеспечивает высшее руководство предприятия точной, полной и своевременной информацией. В бюджете предприятия находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных, а также отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей предприятия.
Планирование в настоящее время стало экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, малых и больших предприятий, разных фирм и организаций, всех хозяйствующих субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. В процессе планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения фирмами и предприятиями.
Рыночное планирование в настоящее время призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, что в свою очередь предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.
Следовательно, сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в: научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.
Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план, или единую плановую систему, соответствующих целей и средств их достижения. Например, при планировании различных экономических показателей перспективной деятельности предприятия следует наиболее полно использовать существующую систему прогрессивных нормативов, передовых стандартов, научных положений и экономических целей. Для современного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:
- экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, более высокий уровень жизни людей;
- полная занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
- экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
- стабильный уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
- экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
- справедливое распределение доходов, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.
Общие принципы планирования были впервые сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:
1) принцип необходимости – означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности;
2) принцип единства – предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия;
3) принцип непрерывности – заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
4) принцип гибкости – тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
5) принцип точности – определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним ее окружением; любой план должен составляться с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния и положения на рынке и многих других факторов.
На основе принципов планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и результатов. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-цеДельфиные, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и др. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный – на анализе обобщении опытных данных, нормативный – на применении исходных нормативов и т.д.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение еще два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй – дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. А также используются такие методы, как анализ и синтез.
К основным финансовым показателям планирования относятся: собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская и дебиторская задолженность, прибыль. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Оно обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов предприятия. Цель данного вида планирования в обеспечении производственного процесса финансовыми ресурсами, соответствующего объема и структуры.
Основными задачами финансового планирования являются:
− определение объекта планирования;
− разработка системы финансовых планов с выделением оперативных и стратегических планов;
− расчет необходимых финансовых ресурсов;
− расчет объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, выявление резервов и определение объемов дополнительного финансирования;
− прогноз доходов и расходов предприятия.
Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления предприятием в рыночных условиях является бюджетный метод управления. Сущностью бюджетного метода управления является представление о том, что вся деятельность предприятия состоит в балансировании дохода и расхода, места возникновения которых, могут быть четко определены и закреплены за руководителем соответствующего ранга.
Необходимо для полного осмысления бюджетирования перечислить функции, которые оно выполняет:
1. Аналитическая функция:
- переосмысление бизнес-идеи;
- коррекция стратегии;
- постановка дополнительных целей;
- анализ операционных альтернатив.
2. Функция финансового планирования - вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее.
3. Функция финансового учета - вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем.
4. Функция финансового контроля:
- позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
- выявляет слабые и сильные стороны.
5. Мотивационная функция:
- осмысленное принятие плана;
- ясность постановки целей;
- наказание за срыв;
- поощрение за выполнение и перевыполнение.
6. Координационная функция - координация функциональных блоков оперативного планирования.
7. Коммуникационная функция:
- согласование планов подразделений компании;
- нахождение компромиссов;
- закрепление ответственности исполнителей.
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.
На современном промышленном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством:
Информация о работе Финансовое планирование деятельности предприятия