Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всем областях коммерческой деятельности и для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовится, обойти потенциальные трудности и опасности.
Введение
Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес - этот совершенно особая манера жизни, предполагающая готовность предпринимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с которыми во всем мире принято начинать любое коммерческой предприятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потребителям-инвесторам, сотрудникам фирм, желающим оценить свои перспективы и задачи, и, прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанализировать свои идей, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана, вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, т.к. возможность неудачи будет слишком велика.
Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представлять потребность в перспективе в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно рассчитывать эффективность использования имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всем областях коммерческой деятельности и для различных фирм, необходимые для того, чтобы своевременно подготовится, обойти потенциальные трудности и опасности.
Задача работы – ближе познакомиться с методикой подготовки и расчета бизнес-плана по налаживанию производства новой продукции (услуг) на примере ЗАО «Европлан».
Глава 1. Теоретические основы планирования финансово-экономической деятельности предприятий в современных условиях.
В настоящее время в России бурно
протекает процесс формирования
и совершенствования работы действующих
предприятий различных форм собственности.
Планирование является важнейшей частью
предпринимательской
Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла.
Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории предприятия, ее природы.
Второй - контрольно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования.
Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества:
Можно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы подтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений дело обычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1. Вновь созданные частные фирмы.
2. Государственные и бывшие
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Современный рынок предъявляет
серьезные требования к предприятию.
Сложность и высокая
увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;
новый стиль руководства персоналом;
усиление центробежных сил в экономической организации;
Возможности планирования в экономической
организации предприятия
неопределенность внешней (рыночной) среды;
возможность слияния или поглощения другой фирмой;
возможность монопольного установления цены реализации продукции;
контрактные отношения;
Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы.
1.2.Структура бизнес-плана
Бизнес-план - это подробный, четко структурируемый и тщательно подготовленный документ, который содержит расчеты, описания к чему стремится предприниматель, как он предполагает добиться поставленных целей. Бизнес-план позволяет при надлежащем использовании контролировать и управлять предприятием (собственным делом). Непосредственно разработка бизнес-плана заставляет разработчика объективно и критически взглянуть на проект, в первом приближении оценить его. Бизнес-план является основой для ответа на следующие вопросы: целесообразно ли вкладывать деньги в данный проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
Структура бизнес-плана
Одно из основных правил при составлении
- бизнес-план должен быть хорошо оформлен.
Во-вторых, бизнес-план должен быть кратким.
В бизнес-плане не желательны второстепенные
по значению схемы, таблицы и графики;
оставлять рекомендуется только самые
необходимые.
Рекомендуемая структура бизнес плана
может быть следующей:
1. Резюме.
2. Описание фирмы.
3. Цели и задачи.
4. Продукция/услуга.
5. Анализ рынка.
6. Маркетинг.
7. План производства.
8. Управленческий персонал.
9. Источники и объем требуемых средств.
10. Оценка риска.
11. Финансовый план (бюджет).
1.3. Резюме
Бизнес-план начинается с краткого
изложения сути проекта, то есть с
резюме или выводов. Они обычно пишутся
в самую последнюю очередь, но
именно они являются первым пунктом
бизнес-плана. Выводы рекомендуется
делать краткими. Резюме - это самостоятельный
рекламный документ, т.к. в нем
содержатся основные положения всего
бизнес-плана.
Прежде всего резюме содержит следующую
информацию: необходимый размер кредита,
для какой цели, предполагаемые сроки
погашения, кто еще собирается инвестировать
проект, какие собственные средства будут
привлечены для организации предпринимательской
деятельности.
1.4. Описание фирмы
В данном разделе отражаются основные
виды деятельности и характер фирмы
(проекта), производственная и другая
деятельность. Указываются следующие
данные о фирме.
1. История фирмы:
· дата и место создания фирмы, ее юридический
статус к настоящему времени;
· имена основателей фирмы, директоров,
· основные изменения, произошедшие в
структуре фирмы, ее руководстве, юридическом
статусе с момента основания.
· основные достижения фирмы в той области
деятельности, которая подлежит анализу
в бизнес-плане.
2. Сведения о предприятии и
предпринимателе;
· основные технико-экономические и финансовые
показатели, характер производимой продукции,
рынок сбыта, партнеры, клиенты, ближайшие
цели и перспективы развития, наличие
лицензий.
3. Социальная направленность и
масштабность проекта:
· указывается направленность на решение
местных проблем;
· возможные перспективы развития, выход
на зарубежный рынок и т.п. Также в этом
разделе проводится анализ сферы деятельности
фирмы.
1.5. Цели и задачи
План должен раскрывать заявленные
цели и задачи предприятия.
Этот анализ также называют ситуационным
анализом. Сильные и слабые стороны идеи
- это те характеристики идеи, которые
могут быть проконтролированы предпринимателем,
на которые он может оказать воздействие.
Они обычно относятся к настоящему времени.
Здесь рассматриваются следующие факторы:
- организационные (организационно-правовая
форма, наличие помещений собственных
или арендованных):
- маркетинговые (место расположения, маркетинговый
комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты;
чем продукт (услуга) будет отличаться
от конкурентной),
- технические (производственные фонды:
состояние и ресурсы),
- финансовые (наличие собственных средств);
- кадровые (навыки и профессиональные
недостатки, насколько идея отвечает идеям,
знаниям и умениям предпринимателя).
Например, к сильным сторонам можно отнести
такие факторы как:
· дешевое сырье;
· высокий профессионализм;
· дешевый продукт (услуга);
· новизна продукта (услуги);
· хорошая упаковка.
Слабые стороны могут быть следующие:
· нет склада:
· большие издержки и, как следствие, высокая
цена;
· слабая реклама.
Возможности и опасности - это те характеристики,
которые находятся вне контроля предпринимателя
и могут повлиять на результат в будущем.
Здесь необходимо учесть следующие факторы:
· экономическая среда (государственная
поддержка малых форм, налоговое законодательство):
· политическая среда;
· социально-культурная среда;
· технологическая среда;
· демографическая среда.
Необходимо проанализировать факторы,
вызвавшие появление идеи и ее привлекательности.
Как они будут развиваться в дальнейшем?
Возможности:
· повышение профессионального уровня;
· вероятность получения нового продукта;
· использование новых материалов, нового
сырья:
· благоприятная налоговая и кредитная
политика.
Опасности:
· таможенное оформление:
· появление конкурентов.
1.6. Продукт (услуга)
В этом разделе дается определение
и описание тех видов продукции
или услуг, которые будут предложены
на рынок. Здесь следует указать
некоторые аспекты технологии, необходимой
для производства продукции или
услуг. Эта часть пишется ясным,
четким языком, понятным для неспециалиста.
Здесь необходимо описать основные характеристики
продукции, которую фирма (предприниматель)
собирается производить. При этом надо
сделать акцент на преимуществах, которые
данная продукция несет потенциальным
покупателям.
Очень важно, чтобы была подчеркнута уникальность
продукции или услуг. Это может быть выражено
в разной форме: новая технология, качество
товара, низкая себестоимость или какое-то
особенное достоинство, удовлетворяющее
запросам покупателей. Также необходимо,
подчеркнуть возможность совершенствования
данной продукции (услуг), так как инвесторы
редко прибегают к сотрудничеству с компанией,
специализирующейся на единственном виде
продукции, не имея при этом доказательств
возможности его совершенствования
1.7. Анализ рынка
Рынок и маркетинг являются решающими
факторами для всех компаний. Самые
совершенные технологии могут оказаться
бесполезными, если на них нет своих
покупателей. Изучение рынка - одна из
главных проблем нового бизнеса.
Таким образом, параграф бизнес - плана,
посвященный рынку и
Самые первые сведения, которые потребуются
при написании данного раздела: кто будет
покупать у фирмы товары, где ее ниша на
рынке? Кроме того, необходимо спрогнозировать
рынок и найти ответы на вопрос о том, кто,
почему и сколько будет готов купить продукции
завтра, послезавтра и вообще в течение
ближайших 2-х лет. Такой поиск должен проходить
поэтапно.
Первый этап - оценка потенциальной емкости
рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые
покупатели определенного региона могут
купить, скажем, за месяц или за год. Величина
эта зависит от многих факторов - социальных,
национальных, культурных климатических,
а главное - от экономических, в т.ч. от
уровня доходов потенциальных покупателей,
структуры их расходов, темпов инфляции,
наличие ранее купленных товаров аналогичного
или сходного назначения и т.д.
Второй этап - оценка потенциальной суммы
продаж, т.е. той доли рынка, которую фирма
в принципе можете надеяться захватить
и соответственно той максимальной суммы
реализации, на которую она можете рассчитывать.
В итоге такого анализа (маркетингового
исследования), можно определить примерное
количество клиентов за месяц, на которое
можно рассчитывать. Но чтобы их получить
реально, нужен третий этап, третий шаг
к оценке реальных объемов продаж.
Подготовка такого прогноза возможна
с помощью различных методов. Для мелкого
бизнеса вполне возможно ограничиться
экспертными прикидками, опирающимися
на собственный профессиональный опыт
разработчика бизнес-плана или опыт специалистов.