Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 11:35, дипломная работа

Краткое описание

Финансы предприятий, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования.
Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии 5
1.1. Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии 5
1.2. Методы финансового планирования на предприятии 9
1.3. Процесс финансового планирования на предприятии 18
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 27
2.1. Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 27
2.2. Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 30
2.3. Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 38
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 48
3.1. Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 48
3.2. Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» 52
Выводы и предложения 55
Список использованной литературы 60
Приложения

Файлы: 2 файла

пиложения к диплому правльному.doc

— 181.50 Кб (Открыть, Скачать)

диплом правльный.doc

— 2.03 Мб (Скачать)

    В развитие этих общих положений целесообразно  выделить именно принципы  непосредственно  финансового планирования на предприятиях.

    -принцип  финансового соотношения сроков  – получение и использование  средств должны происходить в  установленные сроки, капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств.

    -принцип  платежеспособности – планирование  денежных средств должно обеспечивать  платежеспособность предприятия  в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

    -принцип  рентабельности капиталовложений  – для капитальных вложений  необходимо выбирать самые   дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал  выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. [11.С.59]

    -принцип  сбалансированности рисков –  особенно рисковые долгосрочные  инвестиции целесообразно финансировать  за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).

    -принцип  приспособления к потребностям  рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

    -принцип  предельной рентабельности –  целесообразно выбирать такие  капиталовложения, которые обеспечивают  максимальную (предельную) рентабельность.

    1. Методы  финансового планирования.

    В последние годы наибольшее распространение  на практике получили три метода финансового планирования:

    - метод процента от реализации;

    - расчетно-аналитический метод;

    - бюджетное планирование.

    Сущность  метода процента от реализации заключается  в решении двуединой задачи: [14.С.159]

    1. На основе запланированного роста  объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж.

    2. На основе полученных финансовых  параметров составить сбалансированные  форматы прогнозной информации:

    - прогнозного отчета о прибылях и убытках (плана доходов и расходов);

    - прогнозного баланса;

    - прогнозного отчета о движении  денежных средств;

    - сметы наличности (календарного  плана).

    Решение первой задачи не вызывает особых затруднений  и выполняется в следующей последовательности:

    1. Увеличение всех связанных активов  из отчетного баланса на процент  от продаж.

    2. Определение объема нераспределенной  прибыли. Нераспределенная прибыль  планового года равна нераспределенной  прибыли на конец отчетного  периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление.

    3. Определение суммы долга.

    4. Вычисление дефицита источников  финансирования как разности  между приростом активов и  суммой изменения источников (долга  и нераспределенной прибыли).

    Главное достоинство этого метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:[11.С.59]

    - сомнительное предположение, что  предприятие постоянно работает  на полную мощность, все связанные  ресурсы сбалансированы, а для  роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

    - при наличии у предприятия  недогруженных активов использование  данного метода вызовет усиление  степени недозагрузки, что может  привести к серьезным искажениям  в конечных параметрах всего  финансового плана.

    Однако  при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятия порой, и  не располагает достаточным количеством данных.

    Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования - расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.[26.С.28]

    Расчетно-аналитический  метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у  российских специалистов

    Алгоритм финансового планирования данным методом предполагает:

    - подбор источников финансирования  в прогнозном матричном балансе  с одновременным их отражением  в прогнозе денежного потока (в  ходе этой операции выявляется  необходимая структура и объем  источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);

    - подбор недостающих источников  финансирования и обоснование  их содержания в ходе формирования  третьего раздела прогноза денежного  потока, предназначенного для завершения  окончательной балансировки всех параметров финансового плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования;

    - оценку эффективности спланированного сценария с помощью финансовых коэффициентов и оформление сводной аналитической записки.

    Расчетно-аналитический  метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:[25.С.6]

    а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;

    б) бюджет инвестиций на предстоящий год;

    в) кредитный план на предстоящий год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);

    г) операционные бюджеты и сметы;

    д) нормативный цикл денежного оборота предприятия.

    С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного  баланса. Его назначение и методология  построения опирается на два финансовых постулата:

    - ликвидность как фактор финансового  равновесия баланса предприятия;

    - ликвидность как функция времени  и риска.

    Исходными посылками конструирования прогнозного  матричного баланса с позиций  первого постулата являются:[24.С.34]

    - критерии банкротства;

    - необходимость конструировать структуру  матричного баланса в расчете  на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).

    В отличие от первого метода, как видим, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре  информации, используемой для планирования.[21.С.272]

    И, тем не менее, сама технология финансового  планирования основана на хорошо известном  в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.

    Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях, здесь сказывается «советская наследственность».[24.С.34]

Суть  бюджетного планирования заключается  в построении прогнозных форм финансовой отчетности  на основе тщательно  выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов. Рис.1. 

  

             Рис.1.  Схема бюджетирования  на  предприятии 

    Бюджетные данные более достоверны для сравнения при оценке результатов деятельности, чем данные прошлых периодов. В результатах прошлого периода скрыты недостатки отрицательные отклонения и тому подобные негативные факторы. Кроме того, за сравниваемый период могли произойти изменения в технологии, составе рабочей силы, а также смена продукции и общей экономической ситуации.

    Конечная  цель метода бюджетного планирования - выявление потребностей предприятия  в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год. [22.С.182]

    В качестве основных результатов можно  рассматривать:

    - учет и анализа и планирования финансовых потоков предприятия в целом и образующих его составляющих частей центров учета; ведение учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета;

    - обеспечение текущей платежеспособности;

    - учет, анализ и планирование налогов  на прибыль;

    - определение уровней и возможностей  возврата кредитов.

    - выявление размеров динамики  положительного и отрицательного  сальдо наличных средств как  в целом по предприятию, так и по каждому центру учета.[21.С.272]

    - учет, анализ и планирование соотношений  выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными  затратами.

    В основном на предприятиях целесообразно  вводить краткосрочные бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц , например, в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ» применяется текущее трех месячное планирование, что позволяет уточнять ежемесячно годовой финансовый план, и более рационально использовать финансовые ресурсы.

    Департамент координации ремонта и энергообеспечения является материнским подразделением ОАО «КАМАЗ» финансовый план представляется в виде бюджета по принятой и установленной форме в ОАО «КАМАЗ» т.к. является составляющей частью сводного бюджета, технология планирования в данном подразделении основана на методе планирования от достигнутого.

    На  предприятии планы измеряются и  оцениваются центром ответственности, т.е. каждое структурное подразделение  отвечает за определенную часть бюджета.[20.С.157]

    В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в  подборе наиболее приемлемых элементов  и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать  автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может больше только навредить, нежели помочь.[26.С.28]

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии