Деятельность банков на рынке платежных карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:02, дипломная работа

Краткое описание

Глaвнoй цeлью дaннoй рaбoты являeтся выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт.
Дoстижeниe укaзaннoй цeли прeдoпрeдeлилo нeoбхoдимoсть рeшeния слeдующих кoнкрeтных зaдaч:
• изучение теоретических основ карточных продуктов;
• определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития банковских карт
1.1 История возникновения и развития банковских карт……………….6
1.2 Классификация и виды банковских карт……………………………12
1.3 Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт………………………………………...…18
ГЛАВА 2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке платежных карт
2.1Анализ российского рынка платежных карт………………………28
2.2 Виды и условия выпуска банковских карт «Сбербанка России»… 35
2.3 Динамика развития банковских карт в ОАО «Сбербанк России».. 45
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития банковских карт
3.1 Меры безопасности банковских карт и риски связанные с их использованием ………………………………………………………….54
3.2 Признаки и элементы защиты банковской карты……………….…63
3.3 Развитие новых электронных банковских технологий – «Home Banking»………………………………………………………………… 68
Заключение……………………………………………………………………...76
Библиографический список…………………………………………………..78
Приложения…………………………………………………………………….80

Файлы: 1 файл

диплом НОВ 31.01.doc

— 646.50 Кб (Скачать)

Номер карты наносится  типографским способом контрастным  к цвету карты цветом, может  быть указан не полностью (но не менее 4-х цифр номера). Некоторые карты  могут быть эмбоссированны. Номер  карты всегда начинается с цифры 4 и состоит из 16 либо 13 цифр, сгруппированных по четыре либо по четыре и три цифры (4-4-4-4 либо 4-3-3-3). цифры номера карты не должны быть каким-либо образом исправлены.

Четыре цифры, совпадающие  с первыми четырьмя цифрами номера карты, должны быть напечатаны типографским способом контрастной цвету карты краской над либо под первыми цифрами номера карты. Цифры не должны стираться.

Имя и фамилия держателя  карты (латинским шрифтом) и срок действия карты должны быть причинены  типографским способом либо проэмбоссированы.

Срок действия карты  может содержать дату начала и  дату окончания либо исключительно  дату окончания срока возможного использования карты. Карта действительна  с 00 часов первого числа месяца, указанного на ней, по 00 часов первого дня месяца, следующего за месяцем (срока окончания), указанного на ней. Карта принимается к обслуживанию исключительно в течении срока ее действия.

Так же присутствует надпись: «Electronic USE only», причиненная типографским способом, надпись не обязана стираться.

В виде исключения на картах VISA Electron могут присутствовать голограмма и изображение голубя, видимое  в ультрафиолетовом свете.

На оборотной стороне  карты:

Магнитная полоса впаивается в пластик и содержит номер  карты и дополнительные закодированные данные, записанные электронным способом. Она не обязана отслаиваться либо иметь видимых повреждений.

Панель для подписи  располагается под магнитной  полосой. Панель сделана из чувствительного  и гладкого материала. На первый защитный слой панели причинено повторяющееся под углом слово «ELECTRON» желтого, красного и синего цвета. При нарушении верхнего слоя панель начинает отслаиваться, проявляется слово «VOLD» («недействительно»).

Оборотная сторона карты  может быть напечатана в перевернутом виде.

Дополнительные средства защиты от незаконного использования карты:

Экономисты обосновали, что фоторепродукция подписи  Держателя: она может быть причинена  на лицевой либо оборотной стороне  карты (вместо панели для подписи). Данный вид защиты затрудняет подделку либо изменение подписи Держателя на панели для подписи. Фотография Держателя: она может быть на лицевой либо оборотной стороне карты. В случае расположения на лицевой стороне она обязана быть цветной.

Признаки и элементы защиты банковской пластиковой карты на примере платежной системы MasterCard от подделок:

Карточка MasterCard изготавливается  на высокоточном оборудовании с высоким  качеством печати, качеством исполнения цвета, надписей и фона.

На лицевой стороне  Карточки MasterCard:

Голограмма MasterCard и логотип MasterCard напечатаны в рамке справа на лицевой стороне Карточки. Для карт MasterCard Electronic используются голограмма MasterCard и логотип MasterCard Electronic, а также надпись «100% Electronic».

Голограмма представлена в виде пересекающихся полушарий земного шара. Изображение континентов должно быть трехмерным и их цвет должен меняться при наклоне Карточки. На заднем фоне голограммы должна появляться цветная надпись “MasterCard”. Вокруг пересекающихся изображений полушарий с помощью микротекста нанесены буквы ”MC” (видны при сильном увеличении).

Эмбоссированный номер  Карточки должен состоять из 16 цифр (четыре группы по четыре цифры). На картах MasterCard Electronic номер не эмбоссируется, а  печатается или гравируется лазером.

Номер на Карточках MasterCard всегда начинается с 5. Все цифры должны быть строго на одном уровне и правильно расположены по вертикали. Последние 4 цифры обязательно печатаются на голограмме. Первые 4 цифры номера карты обязательно должны совпадать с цифрами, напечатанными рядом с номером карты.

Под номером Карточки указывается дата начала и окончания  действия Карточки. Две первые цифры  срока действия карты означают месяц, другие две цифры  – год. Карточка действительна до последнего дня  указанного на ней месяца. Справа от даты окончания действия Карточки наносится нестандартная надпись “MC”, подлинность которой нужно проверять под увеличительным стеклом.Номер Карточки должен совпадать с номером, записанным на магнитной полосе, что нужно проверять на дисплее терминала и на печатаемой квитанции платежного терминала.

Имя и фамилия держателя  Карточки обязательно указываются  под датой начала и окончания  действия Карточки.

Под ультрафиолетовом светом на лицевой стороне Карточек обязательно должно быть видно изображение букв “М” и “C”.

Надпись “Valid only where MasterCard Electronic is accepted” (Для использования только в местах приема карт MasterCard Electronic) присутствует на всех картах MasterCard Electronic. MasterCard Electronic принимается только в электронных терминалах и не может быть использован в импринтере.

На карточке может  располагаться встроенный электронный  чип.

На обратной стороне  Карточки MasterCard: горизонтальная магнитная полоса через всю Карточку; горизонтальная полоса для образца подписи держателя Карточки;

по всей полосе нанесена цветная надпись MasterCard. При попытке  стереть образец подписи держателя  Карточки нарушается целостность полосы. На полосе должны печататься последние четыре цифры номера карты и три контрольные цифры. При печати последних четырех цифр номера и трех контрольных, используется технология термопечати: все цифры должны быть наклонены в левую сторону и на ощупь можно почувствовать, что они вдавлены.

На полосе для подписи  обязательно должна присутствовать подпись Держателя Карточки.

На обратной стороне карточки MasterCard Electronic может размещаться надпись: «This card cannot be used at merchant locations that display only the MasterCard brand. Look for the MasterCard Electronic brand» (Эта карта не может быть использована в торговых точках, где размещен только логотип  MasterCard, она может быть использована там, где размещен логотипа  MasterCard Electronic) или аналогичная надпись на другом языке.

 

3.3 Развитие новых электронных  банковских технологий – «Home Banking»

Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) - общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений, передаваемых клиентом удаленным образом (то есть без его визита в банк), чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк, Банк-Клиент, Интернет-Банк, Система ДБО, Электронный банк, Интернет-Банкинг, on-line banking, remote banking, direct banking, home banking, internet banking, PC banking, phone banking, mobile-banking, WAP-banking, SMS-banking, GSM-banking, TV-banking.

Виды дистанционного банковского обслуживания (ДБО)

Технологии ДБО можно  классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:

1. Системы «Клиент-Банк» (PC-banking, remote banking, direct banking, home banking)

Системы, доступ к которым  осуществляется через персональный компьютер. Банк при этом предоставляет  клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение клиента в процессе дальнейшей работы. Системы «Клиент-Банк» обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублёвых и валютных счетов с удалённого рабочего места. Системы «Клиент-Банк» позволяют создавать и отправлять в банк платёжные документы любых типов, а также получать из банка выписки по счетам (информацию о движениях на счёте). В целях безопасности в системах «Клиент-Банк» используются различные системы шифрования. Использование систем «Клиент-Банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. Системы «Клиент-Банк» принципиально подразделяются на 2 типа (толстый клиент и тонкий клиент):

1 Банк-Клиент 

Классический тип системы  Банк-Клиент. На рабочей станции  пользователя устанавливается отдельная  программа-клиент. Программа-клиент хранит на компьютере все свои данные, как  правило, это платёжные документы и выписки по счетам. Программа-клиент может соединяться с банком по различным каналам связи. Наиболее часто для соединения с банком используется Dial-Up соединение через модем или прямое соединение с Интернетом.

2 Интернет-Клиент (On-line banking, Интернет-банкинг (Internet banking), WEB-banking)

Пользователь входит в систему через Интернет браузер. Система Интернет-Клиент размещается  на сайте банка. Все данные пользователя (платёжные документы и выписки  по счетам) хранятся на сайте банка. По технологии Интернет-Клиент строятся также системы для мобильных устройств - PDA, смартфоны (Мобильный банкинг (mobile-banking). На основе Интернет-Клиент могут предоставляться информационные сервисы с ограниченным набором функций (Выписка On-Line).

Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, SMS-banking)

Как правило, системы  Телефон-Банк имеют ограниченный набор  функций по сравнению с системами "Клиент-Банк":

  • информация об остатках на счетах;
  • информация о суммах поступлений в пользу клиента;
  • ввод заявок на предоставление факсимильной копии выписки по счету;
  • ввод заявок о проведении платежей, заказ наличности;
  • ввод заявок на передачу факсимильной копии платежного поручения;
  • ввод заявки на исполнение подготовленного по шаблону поручения на перевод средств.

Передача информации от клиента в банк может производиться  различными способами в зависимости  от реализации системы:

Общение клиента с  оператором телефонного обслуживания (Call Center).

С использованием кнопочного телефона (Touch Tone Telephone) и голосового меню (средств компьютеризованной телефонной связи (технологии IVR (Interactive Voice Response)), Speech to Text, Text to Speech).

Посредством передачи SMS сообщений (SMS-banking)

Обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания.

Технологии ДБО с  использованием устройств банковского  самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в  России. Можно выделить несколько  видов ДБО по типу используемых устройств:

  • ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) - основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка. См. также Банковская карта
  • ДБО с использованием платежных терминалов;
  • ДБО с использованием информационных киосков.

«Home Banking» (Домашний банк) - это интерактивная компьютерная система, которая обеспечивает удаленное управление банковскими счетами через глобальную сеть Интернет. Система "Домашний банк" является воплощением самой современной и удобной формы банковского обслуживания физических лиц, потому что она предоставляет клиенту возможность получать полный банковский сервис на дому.

Первые системы «Home banking», позволяющие проводить мониторинг и управление банковскими счетами  с помощью персональных компьютеров, появились в середине восьмидесятых годов. Для этого между компьютерами клиентов и банком устанавливалось прямое модемное соединение. До появления скоростного интернета такие системы были для банков скорее показателем собственной инновационности, нежели бизнесом.

Система «Home Banking» является простым и доступным инструментом удаленного управления счетами для физических лиц. Она предоставляет клиентам широкие возможности самостоятельного информационного обслуживания и проведения операций по счетам и платежным картам. Система позволяет в любое время (круглосуточно, 7 дней в неделю) узнавать остатки и получать выписки по всем счетам, открытым клиентом в банке.

Система «Home Banking» обеспечивает полноценное банковское обслуживание для физических лиц, используя стандартные формы платежных и иных документов. Клиенты имеют возможность подключения любых типов счетов:

  • Расчетных
  • Карточных
  • Ссудных
  • Кредитных

Для каждого счета  список доступных операций уникален и определяется спецификой клиента.

Программа Home Banking позволяет:

  • просматривать состояние и движение расчётных счетов
  • просматривать состояние и движение карточных счетов
  • получать выписки по расчетным и карточным счетам
  • просматривать состояние депозитного портфеля
  • контролировать состояние кредитных сделок
  • осуществлять все виды платежей
  • производить конвертации
  • открывать депозитные счета
  • отсылать зарплатные файлы
  • отсылать прочие распоряжения Банку
  • обмениваться с Банком конфиденциальными сообщениями
  • осуществлять импорт платежных поручений из бухгалтерской системы
  • иметь доступ к архиву всех отправленных и полученных документов в режиме off-line то есть, без выхода в интернет
  • составлять пакет документов в режиме off-line то есть, без выхода в интернет.
  • подписывать и отправлять документы одним пакетом
  • специально настроить параметры интернет-соединения для работы с dial-up.

Информация о работе Деятельность банков на рынке платежных карт