Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:02, дипломная работа
Глaвнoй цeлью дaннoй рaбoты являeтся выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт.
Дoстижeниe укaзaннoй цeли прeдoпрeдeлилo нeoбхoдимoсть рeшeния слeдующих кoнкрeтных зaдaч:
• изучение теоретических основ карточных продуктов;
• определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития банковских карт
1.1 История возникновения и развития банковских карт……………….6
1.2 Классификация и виды банковских карт……………………………12
1.3 Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт………………………………………...…18
ГЛАВА 2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке платежных карт
2.1Анализ российского рынка платежных карт………………………28
2.2 Виды и условия выпуска банковских карт «Сбербанка России»… 35
2.3 Динамика развития банковских карт в ОАО «Сбербанк России».. 45
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития банковских карт
3.1 Меры безопасности банковских карт и риски связанные с их использованием ………………………………………………………….54
3.2 Признаки и элементы защиты банковской карты……………….…63
3.3 Развитие новых электронных банковских технологий – «Home Banking»………………………………………………………………… 68
Заключение……………………………………………………………………...76
Библиографический список…………………………………………………..78
Приложения…………………………………………………………………….80
В 1995 году была создана российская компания «Diners Club», которая, будучи самостоятельным юридическим лицом, представляет интересы международной платежной организации. Эмиссию карт «Diners Club» осуществляют банки, получившие на то соответствующие права.
Карты появились в России совсем недавно - чуть более десяти лет назад. За это время был пройден долгий эволюционный путь. Во-первых, рынок массового потребителя розничных товаров и услуг, перестал воспринимать платежные карты как инновацию. Карта постепенно превращается в платежный инструмент ежедневного использования. Классический порог - 15-процентный охват массового рынка товаром/услугой, за которым следует взрывной рост спроса, - почти достигнут. Карты и связанные с ними платежные услуги на отечественном рынке никогда не теряли положительного имиджа и привлекательности, даже в тяжелое время после кризиса 1998 года. В торговых предприятиях восприятие эквайринговых услуг также стабильно улучшается.
Единственный стратегический
минус связан с
За прошедшее десятилетие отечественные банки научились стабильному и уверенному ведению операций и достигли неплохих показателей в стандартах обслуживания клиентов. При этом они пока не выработали инфраструктуры, поддерживающей информацию о кредитных историях клиентов. На национальном (государственном) уровне также наблюдается пробел в этой области.
В настоящее время банки предоставляют примерно 200-250 видов банковских продуктов и услуг, но это значительно меньше спектра инновационной деятельности зарубежных банков.
Банковская карта – это обобщающий термин, которым обозначают платежные инструменты, выпускаемые определенными организациями и различающиеся по своему назначению и набору оказываемых с их помощью услуг, таких как осуществление расчетов между юридическими и физическими лицами в торговых организациях, реализация системы банковского обслуживания клиентов на дому и на рабочем месте, а также обеспечение обналичивания имеющихся на текущих и ссудных счетах средств через сеть банкоматов.
Банковские карты выполняют функции одновременно депозитного, расчетного, кассового и кредитного инструмента. Безналичные расчеты банковскими картами занимают значительное место в системе расчетов многих промышленно развитых стран. В последние годы различные виды банковских карт стали применяться и в России.
В процессе формирования системы электронных денежных расчетов была создана организация ISO (International Standardization Organization – Международная организация по стандартизации), которая разработала определенные стандарты на внешний вид банковских карт, порядок нумерации (образования счетов), форматы магнитных полос и сообщения, посылаемого владельцу карты о его операциях. Членами ISO являются такие крупные эмитенты карт, как Visa, Master Card, American Express.
Карты можно классифицировать по нескольким признакам. Классификация банковских карт представлена в табл. 1
Таблица 1
Классификация банковских карт
№ п/п |
Признак классификации |
Виды карт |
1 |
По механизму расчетов |
|
2 |
По виду расчетов |
|
3 |
По характеру использования |
|
В табл. 2 представлено деление карт на группы по функциональному признаку.
Таблица 2
Деление карт на группы по функциональному признаку
Магнитные |
Электронные |
Кредитные карты |
Микропроцессорные: карты памяти, интеллектуальные карты, суперинтеллектуальные карты |
Платежные (дебетовые) карты | |
Экзекьютивные (исполнительные) карты | |
Чековые гарантийные карты |
– |
Карты с фиксированной покупательной способностью («store value») – телефонные и прочие |
Лазерные карты |
Существует много признаков, по которым можно классифицировать банковские карты.
В настоящее время практически повсеместное распространение получили банковские карты. Если карта используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделок применяют сложную технологию изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металла пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.
По виду проводимых расчетов:
Некоторые авторы выделяют в особую категорию платежные карты как разновидность кредитных карт. Отличие стоит в том, что общая сумма долга при использовании платежной карты должна погашаться полностью в течение определенного времени после получения выписки без права продления кредита.
По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент:
Обычные карты предназначены для рядового клиента. Это Visa Classic, Eurocard/MasterCard Mass (Standard).
Серебряная карта (Silver, Business) называется бизнес-картой и предназначена для частных лиц, для сотрудников компаний, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.
Золотая карта (Gold) предназначена для наиболее состоятельных богатых клиентов.
В системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: Visa Elektron, Cirrus/Maestro. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карточки кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории5.
По характеру использования:
По принадлежности к учреждению-эмитенту:
По территориальной принадлежности:
По способу записи информации на карту:
Магнитные карты имеют тот же самый вид, что и обыкновенные банковские карты, только на обратной стороне карты имеется магнитная полоса, а также возможны фотография держателя и образец его подписи. Способы записи и чтения аналогичны способам, используемым в бытовом магнитофоне. Магнитная полоса может хранить около 100 байт информации, которая считывается специальным считывающим устройством. Информация, нанесенная на магнитной полосе, имеет идентификационный характер, а стоимостные показатели отсутствуют. На лицевой стороне карточки указываются:
Магнитные карточки нельзя считать идеальным платежным средством, так как они имеют множество недостатков:
1.3. Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт
Российские банки часто сталкиваются с необходимостью устанавливать связи и производить расчеты через зарубежные банки, придерживаться стандартов, принятых в мировой банковской практике, в целях интеграции с мировой банковской системой. Однако для того, чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, российскому банку необходимо достичь высокого уровня развития, в том числе и в сфере новых технологий.
Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем определяется, главным образом, вопросами стратегического развития. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая средства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуникационное оборудование и создание базы для перехода к новым вычислительным платформам, банки стремятся в первую очередь к удешевлению услуг, ускорению прохождения платежей через банковскую систему и снижению трудоемкости банковской работы.
Немаловажную роль играет также снижение вероятности ошибки при обработке банковской информации и повышение уровня секретности. Качество указанной работы зачастую создает банку положение на рынке.
Автоматизированные банковские системы (АБС) на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения (ПО). Нужно отметить, что АБС представляют из себя «лакомый кусочек» для любого производителя ПО. Поэтому почти все крупные компании-разработчики предлагают на этом рынке свои системы. В настоящее время АБС позволяют автоматизировать практически все стороны банковской деятельности. Функционируют программы, обеспечивающие расчеты, целиком ориентированные на Internet, или так называемые виртуальные банки; банковские экспертно-аналитические системы, использующие принципы искусственного интеллекта, и многое другое.
Информация о работе Деятельность банков на рынке платежных карт