Деятельность банков на рынке платежных карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:02, дипломная работа

Краткое описание

Глaвнoй цeлью дaннoй рaбoты являeтся выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт.
Дoстижeниe укaзaннoй цeли прeдoпрeдeлилo нeoбхoдимoсть рeшeния слeдующих кoнкрeтных зaдaч:
• изучение теоретических основ карточных продуктов;
• определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития банковских карт
1.1 История возникновения и развития банковских карт……………….6
1.2 Классификация и виды банковских карт……………………………12
1.3 Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт………………………………………...…18
ГЛАВА 2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке платежных карт
2.1Анализ российского рынка платежных карт………………………28
2.2 Виды и условия выпуска банковских карт «Сбербанка России»… 35
2.3 Динамика развития банковских карт в ОАО «Сбербанк России».. 45
ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития банковских карт
3.1 Меры безопасности банковских карт и риски связанные с их использованием ………………………………………………………….54
3.2 Признаки и элементы защиты банковской карты……………….…63
3.3 Развитие новых электронных банковских технологий – «Home Banking»………………………………………………………………… 68
Заключение……………………………………………………………………...76
Библиографический список…………………………………………………..78
Приложения…………………………………………………………………….80

Файлы: 1 файл

диплом НОВ 31.01.doc

— 646.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Работа  допущена к защите

   Заведующий кафедрой финансов

________д.э.н., проф. Н.Р. Геронина

«____» ________________ 2013 г.

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: « ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКОВ НА РЫНКЕ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ»

 

 

 

Студентки 6 курса

Группы 09ЗУбс/612-6

Абубекеровой  Розалии Ростямовны

 

Научный руководитель:

Галлямова Анна Захаровна

(к.э.н., доцент)

 

 

 

 

Москва 2013 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития банковских карт

1.1 История возникновения и развития банковских карт……………….6

1.2 Классификация и виды банковских карт……………………………12

1.3 Российская практика развития электронных банковских услуг на основе применения платежных карт………………………………………...…18

ГЛАВА 2. Анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке платежных карт

2.1Анализ российского рынка платежных карт………………………28

2.2 Виды и условия выпуска банковских карт «Сбербанка России»… 35

2.3 Динамика развития банковских карт в ОАО «Сбербанк России».. 45

ГЛАВА 3. Проблемы и перспективы развития банковских карт

3.1 Меры безопасности банковских карт и риски связанные с их использованием ………………………………………………………….54

3.2 Признаки и элементы защиты банковской карты……………….…63

3.3 Развитие новых электронных банковских технологий – «Home Banking»………………………………………………………………… 68

Заключение……………………………………………………………………...76

Библиографический список…………………………………………………..78

Приложения…………………………………………………………………….80

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность дипломной работы. Локомотивом розничного банковского бизнеса в России выступает в основном карточный бизнес как наиболее инновационный и технологичный сегмент, интерес к которому со стороны потребителей растет. Развитие инфраструктуры карточного бизнеса банка имеет особенности, отличающие ее от остальных розничных операций банка.

Первой особенностью является многогранность - карточные  продукты совмещают в себе элементы вкладного бизнеса (остатки на карточных счетах), кредитования (исторически карты были кредитным продуктом), расчетов (оплата товаров и услуг), валютообменные функции (в любой стране мира можно рассчитаться картой и банк автоматически конвертирует валюту оплаты в валюту карты) и в некоторых случаях перевозку денежных средств (иногда дебетовые карты используются и для таких целей).

Вторая особенность  заключается в необязательности широкой инфраструктуры классических офисов банка для развития карточного бизнеса. Уже сейчас многие российские банки осуществляют выдачу карт своим клиентам путем отправки карты и получения информации по пин-коду по телефону, избегая необходимости того, чтобы клиенты посещали офис банка. Погашение кредита и пополнение карточные счета все чаще производится через банкоматы, оснащенные модулями Cash-In, или путем перечисления всей или части заработной платы на счет в банке. Выписки уже сейчас можно получить во всех банкоматах банка, эмитировавшего карту, и в большинстве случаев через Интернет. Более того, в Соединенных Штатах существуют банки, избравшие своим основным бизнесом платежные карты, которые вообще не имеют традиционных банковских офисов.

Именно вторая особенность  требует от банка развития специализированной карточной инфраструктуры: сети банкоматов и торгово-сервисных предприятий, принимающих карты к оплате.

Глaвнoй цeлью дaннoй  рaбoты являeтся выявление путей совершенствования деятельности коммерческого банка на рынке банковских карт.

Дoстижeниe укaзaннoй цeли прeдoпрeдeлилo нeoбхoдимoсть рeшeния слeдующих кoнкрeтных зaдaч:

  • изучение теоретических основ карточных продуктов;
  • определение составляющих конкурентоспособности карточных продуктов;
  • определение места и роли карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
  • определение конкурентоспособности и путей продвижения карточных продуктов на российском рынке банковских услуг;
  • анализ деятельности ОАО «Сбербанк России» на рынке банковских карт;

Объектом исследования дипломной работы является рынок банковских карт.

Ознакомившись с основными  понятиями безналичных расчетов с использованием банковских карт, проанализировав имеющуюся литературу, а также, опираясь на фактический материал, в работе предметом исследования является самый крупный банк России – ОАО «Сбербанк России».

В работе использованы методы системного анализа, стратегического  анализа, количественный метод сбора  данных – опрос руководителей и качественный – наблюдение, изучение периодических изданий.

Если сравнивать банковские карты с депозитными счетами, как механизм привлечения средств  населения, то карточки менее эффективны, потому что процентная ставка на остаток  по карточному счету может быть значительно ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к карточкам все равно сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобство пользования, автоматическое предоставление банковского кредита, возможность отсрочить погашение долга, регулярное получение полной информации о произведенных операциях.

Очевидны преимущества, получаемые от использования банковских карточек предприятиями торговли и  сервиса. Это уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и «обналичивание» средств, возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ КАРТ

    1. История возникновения и развития банковских карт

 

История банковских и торговых карт начинается с 1950-х годов, однако их предшественники появились в начале века. В 1914 году один из промышленных гигантов США, компания «MobilOil», выпустила карту, идея которой состояла в том, чтобы заносить на металлическую пластину информацию о каждом клиенте, которому была открыта кредитная линия. Данная карта была средством идентификации и подтверждала право ее владельца (согласно сложившейся практике именуемого «держателем») на получение определенных скидок, то есть являлась дисконтной картой. Она выпускалась (эмитировалась) в пользу персонала компании и ее лучших клиентов.

Тогда же некоторые крупные американские магазины стали выдавать своим постоянным клиентам бумажные карты, по которым можно было покупать товары в кредит. Конечно, это был неизбежный риск для организаций торговли, зато позволяло продавать больше и дороже - ведь за кредитные услуги магазин брал проценты. Поначалу «листы доверия» принимал к оплате только магазин, который их выдавал. Но уже в 1936 году 1000 торговых организаций США заключили соглашение о совместном кредитовании своих клиентов.

В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие. Таким образом, в 30-х годах появились торговые карты, которые могут являться средством оформления и использования коммерческого кредита и эмитируются (выпускаются) торговыми организациями.

Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карт было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из национального банка «Флэтбуш» в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием «Charge-it». Эта схема предусматривала расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, который оплачивал их со счетов покупателей. Во «Флэтбуше» была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно»

Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены не кредитными организациями. Историю успешного массового выпуска кредитных карт принято отсчитывать с 1949 года, когда на свет появилась идея о проведении операций с картами, известных под названием «Dine and Sign» (пообедав, распишись). В 1950 году компания приобрела свое современное название — «Diners Club», начав одновременно операции в Нью-Йорке, Бостоне и Лос-Анжелесе. В 1950 г. компания «Дайнерз Клаб» ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии их назвали карточками туризма и развлечений. Это была по существу первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием элемента карточки, торговых предприятий и держателей карт.

Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. маленьким нью-йоркским банком Long Island Bank(впоследствии он был поглощен конкурентами), и с тех пор началось бурное развитие этого вида банковских услуг. В1958 году к выпуску карт приступила компания «AmericanExpress», в 1960-м — «Bank ofAmerica». На начало 60-х годов пришелся пик роста числа эмитентов в США, банковские карты появились в Европе.  

Дальнейшее развитие технологии банковских карт заключалось в появлении специализированных клиринговых палат, осуществлявших расчет взаимных требований и обязательств участников расчетов по операциям с банковскими картами определенного вида. В 60-е годы металлические карты заменили карты на банковских носителях, при этом сохранилось эмбоссирование карт, позволяющее быстрее заполнять торговые чеки (слипы). В 1969 году появились широко распространенные ныне карты с магнитной полосой, на которой записывалась определенная информация». 

Поскольку наиболее востребованы были те карты, которые принимались в максимально большом числе торговых организаций, возникла конкуренция, котороя привела к появлению двух крупнейших карточных банковских ассоциаций. Наибольшего успеха достиг калифорнийский Bank of America - его карточки BankAmeriСard к середине 1960-х годов завоевали всю Америку и многие другие страны.

В 1966 году «Bank of America» начал выдавать лицензии на выпуск своих карт другим банкам. В ответ на это 17 банков — конкурентов «Bank of America» создали Межбанковскую карточную ассоциации (Interbank Card Association), впоследствии «Мастеркард» (MasterCard)». «BankAmeriCard» не удалось, однако, монополизировать операции с карточками, одной из причин стало недовольство участников системы диктатом компании. 1970 году банки — лицензиаты «Bank ofAmerica» настояли на выводе программы из-под контроля одного банка и создали другую ассоциации (National BankAmeriCard, Inc.), с 1977 года называющуюся «Виза» (VIS USA, Inc.). 

Следующим шагом стала  интернационализация банковских карт. В 1974 году началось сотрудничество Межбанковской карточной ассоциации с крупнейшей европейской Ассоциацией эмитентов банковских карт — Еврокард (Eurocard Int.), впоследствии Европей (Europay Int.). На сегодняшний день эти ассоциации совместно обслуживают кредитную карту «Еврокард\Мастеркард» (Eurocard\MasterCard) и дебетовую карту «Циррус\Маэстро» (Cirrus\Maestro). В Европе также получили распространение карты «Виза».

В 80-е годы появились первые смарт-карты. Идея использовать при безналичных расчетах карту со встроенной микросхемой была предложена в 1974 г. французским журналистом Роланом Морено и получила большое распространение во Франции и за ее пределами. 

Вначале выпуск банковских карт часто оказывался нерентабельным для банков. Для минимизации потерь необходимо было развивать клиентскую базу. Методы достижения данной цели выбирались самые разные. Так, в 1960—1965 гг. в ряде мелких банков Калифорнии придумали рассылать карточки по почте. 

«Нешнл Вестминстер», «Ллойде» и  «Мидлэнд-бэнк», обеспокоенные успехами «Барклайс банк», приступили к организации второй общенациональной сети кредитных карточек. Учрежденная ими компания Джойнт кредит кард компании ЛТД» выпустила в августе 1972 г. карточку «Эксесс». Немного позднее этой компанией было заключено соглашение с «Мастер Кард», по которому она стала дистрибьютором карточек «Мастер Кард» в Великобритании, а «Эксесс» начали принимать в торговых учреждениях — контрагентах «Мастер Кард» во многих странах мира. Наконец, в 1987 г. «Барклайс банк» выпустил первую общенациональную дебетовую карточку «Коннект».

Аналогичное становление  произошло и в России. В бывшем СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными  компаниями и банками. В Советском Союзе начала создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 г. было подписано первое соглашение такого рода с компанией «Diners Club». В 1974 г. на нашем рынке появилась «American Express», в 1975 г. VISA(тогда еще «BankAmeriCard») и «Eurocard», в 1976 г. — Японская  JCB. С советской стороны все соглашения подписывались Всесоюзным акционерным обществом (ВАО) «Интурист», которое и организовывало расчеты по банковским картам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах».

Однако «век платежных  карт  в России начался в разгар перестройки, в 1989 году, когда Внешэкономбанк СССР выпустил в обращение Eurocard/MasterCard. «Кредобанк» осенью 1991 года первым среди российских коммерческих банков выпустил карту «Виза», затем эмиссией банковских карт стали заниматься «Мост-банк», «Мосбизнесбанк», «Элбимбанк» и другие банки.

Информация о работе Деятельность банков на рынке платежных карт