Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка
ответы на 54 вопроса по философии
36. Проблема сознания в философии и основные стратегии ее анализа в классической и неклассической философии. Проблема генезиса сознания.
Сознание – это отличительная сущностная характеристика человека. Для классической философии феномен человека интерпретировался в зависимости от решения более фундаментальной проблемы сознания. Ключом к его пониманию была проблема идеального, разделившая философию на линию материализма и идеализма. При этом оно соотносилось с вопросами бытия. Классическая философия ставит разум как инструмент отображения всеобщих истин бытия. Неклассическая философия – в ней одной из наиболее авторитетных версий философии сознания стала экзистенциально- феноменологическая концепция (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер , Ж-П. Сартр). Акцент в ней делается на описании опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность т.е способность мышления всегда быть «сознанием о..», его нацеленность вовне при одновременном внесении личностных смыслов в действительность. Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. С точки зрения философии диалектического материализма, сознание развивается из всеобщего свойства материи – свойства отражения, которое в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем (отражение связано с наличием свойства материальных образований воспроизводить особенности других систем: например, след на песке, отпечатки в камне тел давно умерших животных, отталкивание тела при соударении его с другим телом и т.п.). Отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органической жизни и на социальном уровне. В органической природе отражение определяется характером и уровнем поведения живых систем. Элементарной формой отражения, присущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воздействия. Становление раздражимости обусловлено активностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе. по мере усложнения живого развивается и новая форма отражения – чувствительность, т.е. способность отражать отдельные свойства вещей в виде субъективных ощущений. Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему.
37. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и мышление. Мышление и язык.
Под сознанием
имеют в виду не просто психическое
состояние, а высшую, собственно человеческую
форму отражения
39. Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира.
Сама
проблема: “Познаваем ли мир, а если
познаваем, то на сколько?” выросла
не из праздного любопытства, а из
реальных трудностей познания. Область
внешнего проявления сущности вещей
отражается органами чувств, но достоверность
их информации во многих случаях сомнительна
или вообще неверна.Одним из направлений
в гносеологии является агностицизм. Его
специфика заключается в выдвижении и
обосновании положения о том, что сущность
объектов (материальных и духовных) непознаваема.
Это положение первоначально, когда философское
знание окончательно еще не порвало с
представлением о богах, касалось именно
богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий
философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.)
сомневался в существовании богов. Он
писал: “О богах я не могу знать, есть они,
нет ли их, потому что слишком многое препятствует
такому знанию, - и вопрос темен, и людская
жизнь коротка”. По отношению природных
явлений он обосновывал взгляд, согласно
которому “как оно кажется, так оно и есть”.
Разным людям свойственны разные понимания
и разные оценки явлений, поэтому “человек
есть мера всех вещей”.Познание – это
процесс перехода от незнания к знанию.
Начинается с чувственного (ощущения,
восприятие, представление), затем логическое
(понятие, суждение, умозаключение). Суждения
имеют общую форму и не зависят от языка.
Умозаключения ведут к получению нового
знания. При индукции требуется проверка,
т. к. индукция не полна. При дедукции требуется
проверка исходного постулата. Научное
познание формируется на основе обыденного.
Также существует философское, художественное
познание.
40. Проблема субъекта и объекта познания. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания. Познание как деятельность. Практика и познание.
Понятие субъект
познания может быть объяснено как
широко понятый осмысленный
42.
Понятие науки. Классическая,
неклассическая и постклассическая
наука. Образ развивающейся
науки в работе Т. Куна "Структура
научных революций".
Наука - это исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности, направленна
на познание и преобразование объективной
действительности, такое духовное производство,
которое имеет своим результатом целенаправленно
отобранные и систематизированные факты,
логически выверенные гипотезы, обобщающие
теории, фундаментальные и частные законы,
а также методы исследования. В конце XV
века начинается эра науки. В своем развитии
она также проходит ряд этапов: преднаука,
классическая наука, неклассическая и
постклассическая наука. Здесь следует
обратить внимание на то, что смена этих
этапов обусловлена, прежде всего, характером
видения мира, свойственным ученым в то
или иное время. Таким образом, соответственно
четырем кардинальным переворотам в образцах
научного мышления, выделяют четыре этапа
развития собственно научного знания.
Первая глобальная научная революция
связана с именем Николая Коперника. Вышедший
в 1543 году трактат «Об обращении небесных
сфер» вызвал переворот в астрономии.
Последовал ряд открытий - благодаря чему
оформилась «классическая наука. Обусловила
переход к неклассическим принципам науки
Третья глобальная научная революция
(революция в физике). В результате четвертой
глобальной научной революции возникла
постнеклассическая наука. Характерными
чертами постнеклассической науки можно
считать: усиление междисциплинарного
направления исследований (сближение
естествознания, технических и социально-гуманитарных
наук). Новым в толковании научной революции
у Куна является разработка понятия «парадигма»
и ее роли в движении науки. Парадигма,
по Куну, это не только теория, но и способ
действования в науке, или, как он называет,
модель, образец решения исследовательских
задач.
41. Категория истины в философии и науке. Истина и заблуждение. Проблема критериев истины. Феномен релятивизма в современной эпистемологии.
Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное сов- падение объектаи знаний о нем. Объективная истина - независимое от человека ичеловечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойствочеловеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит отсознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних
углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в еометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. 5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою
фундаментальную
проверку с помощью практики: в
материальном производстве, в революционной
деятельности масс по переустройству
общества и т. п. Если теория успешно
применяется на практике, это означает,
что она является относительной
истиной. Заблуждение - несоответствие
знания его предмету, расхождение
субъективного образа действительности
с его объективным прообразом.
Проблема критериев истины. Феномен релятивизма в современной эпистемологии.
Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в
революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто
практическая
проверка осуществляется опосредственным
путем. Так, установление истинности утверждения
путем логического доказательства в конечном
счете опирается на практическую проверку
некоторых исходных положений той или
иной теории, которые в ее рамках специально
не доказываются. Релятивность - свойство
самого знания,отражающее изменчивость
объекта, обстоятельств его существования,
способов его интерпретации, и релятивизм
как тенденцию абсолютизации релятивности
знания. Одной из причин, порождающих релятивизм
в познании, считается некорректное решение
проблемы ценностей, дихотомии «факт —
оценка (ценность)», нарушение стандартов
современной науки, требующих жесткого
разведения этих феноменов. Исследования
эпистемологического релятивизма показали,
что фактически существуют различные
его смыслы: во-первых, абсолютизируется
сам момент релятивности как изменчивости,
неустойчивости, исходящих из индивидуальных
особенностей познающего.Во-вторых, релятивизм
понимается как обязательный учет обусловленности
познавательной деятельности многочисленными
факторами различной природы.
43. Структура и динамика научного познания. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания. Методы эмпирического и теоретического исследования.
Выделяют
следующие формы вненаучного знания:
донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной
базой научного; ненаучное- несистематическое
знание, находится в противоречии с существующей
научной картиной мира; «лженаучное —
как сознательно эксплуатирующее домыслы
и предрассудки. квазинаучное знание ищет
себе сторонников и приверженцев, опираясь
на методы насилия и принуждения (лысенковщина).
антинаучное — как утопичное и сознательно
искажающее представления о действительности.
(средство Макропулюса), ос-но опулярно
в периоды нестабильности. псевдонаучное
знание спекулирует на совокупности популярных
теорий, ( чудовище Лох-Несс). Все формы
научного знания могут быть отнесены
к двум основным уровням организации знания:
эмпирическому и теоретическому.Эмпирическое
исследование базируется на непосредственном
практическом взаимодействии исследователя
с изучаемым объектом, предполагает осуществление
наблюдений и экспериментальную деятельность.
Поэтому средства эмпирического исследования
необходимо включают в себя приборы и
другие средства реального наблюдения
и эксперимента.В теоретическом же исследовании
отсутствует непосредственное практическое
взаимодействие с объектами. Объект может
изучаться только опосредованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном. На эмпирическом
уровне в качестве основных методов применяются
реальный эксперимент и реальное наблюдение.
Важную роль также играют методы эмпирического
описания, ориентированные на максимально
объективную характеристику изучаемых
явлений. Что же касается теоретического
исследования, то здесь применяются: идеализация;
мысленный эксперимент с идеализированными
объектами, который как бы замещает реальный
эксперимент с реальными объектами; особые
методы построения теории (восхождение
от абстрактного к конкретному, методы
логического и исторического исследования
и др.
45. Феномен власти в жизни общества. Политика, право и нравственность в современном обществе. Феномен идеологии в политической жизни общества.
Власть —
явление социальное. Социальная власть
присутствует (хотя и в скрытой
форме) везде, где есть устоявшиеся
объединения людей: в семье, производственных
коллективах, государстве, то есть там,
где реальна возможность влиять
на поведение людей за помощью
каких-либо средств. Динамика развития
любой организованной общности людей
являются борьбой между властью
и хаосом. Власть — всегда двустороннее
взаимодействие субъекта и объекта.
Власть никогда не является отношениями
лишь одного лица (или органа), если
не иметь в виду власти человека
над собой (но это уже психологический,
а не социальный феномен). Власть означает
отношения зависимости между
людьми: с одной стороны, навязывание
воли кого-то другого, из другого — подчинение
ей. Сущностью власти являются волевые
отношения (управление /господства/ —
подчинение). Власть допускает верховенство,
монопольное право субъекта принимать
решение. Важной проблемой политической
науки является выяснение реальной, а
не вымышленной роли идеологии в политике,
жизнедеятельности государства и других
политических институтов, формировании
политического сознания граждан, складывании
и поддержании баланса социально-политических
интересов, общественного согласия, обеспечении
национальной безопасности. Право призвано
обеспечить формальное равенство, всеобщую
и необходимую форму свободы, справедливость.
Нравственность Современного общества
основана на простых принципах: 1) Разрешено
все, что не нарушает непосредственно
прав других людей. 2) Права всех людей
равны. Политика — форма общественного
сознания, выражающая корпоративные интересы
сообщества, и проявляющаяся в гражданском
обществе (государстве) в виде течений,
движений, профсоюзов и других общественных
организаций и объединений по специфическим
интересам. Наиболее совершенные и организованные
из них партии и церковь.