Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка
ответы на 54 вопроса по философии
44. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
В истории
философии сложились различные
концепции общества: теи-стическая,
натуралистическая, социопсихологическая,
идеалистическая, теория коммуникативного
социального действия, структурно-функциональная,
теория социальной реальности, диалектико-материалистическая,
культуроцентристская и др. Выделим некоторые
черты отдельных названных концепций.
Натурализм высшие формы бытия сводит
к низшим, человека растворяет в природе,
лишает своей качественной определённости,
свободной воли. Натуралистический подход
к обществу опирается на принцип «от природы
к обществу», где подчёркивается особая
определяющая роль космических и географических
факторов. Психологическая концепция
объясняет общественные отношения с позиций
определяющей роли психологии индивида,
его эмоций и воли, сферы бессознательного,
социальной психологии групп и межиндивидуальных
отношений. Идеализм отрывает человека
от природы, чересчур его одухотворяет.
Абсолютизация духовного фактора в человеческом
бытии значит следование просветительскому
принципу «мнения правят миром». В основе
диалектико-материалистической концепции
(Маркс, Энгельс, Ленин) общества лежит
идея о соотношении общественного бытия
и общественного сознания. Макс Вебер
социальное действие считал элементарной
единицей социо-логического анализа. Оно
предполагает: а) субъективную мотивацию;
б) «ориентацию на других», придающую индивидуальному
действию социальное значение. Вебер выделил
четыре типа социального действия: 1) аффективное,
не всегда осмысленное, направленное к
удовлетворению страстей; 2) традиционное
– подражание образцам поведения, закреплённых
в традициях; 3) ценностно-рациональное
(осмысленное действие организуется системой
ценностей, на основе которых вырабатываются
программы действий; 4) целерациональное
(цели и средства их достижения избираются
индивидом, а критерием их адекватности
является успех).Концепцию коммуникативного
действия развивали Дюркгейм, Хоркхаймер,
Адорно, Хабермас и др.
Различные исследовательские программы
обществознания по целому ряду позиций
пересекаются и дополняют друг друга.
Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
Общество
можно понять как систему социальных
действий субъектов, каждый из которых
выполняет определенные социальные
роли, положенные ему в соответствии
с тем статусом, который он имеет
в обществе. Определяющим в понимании
современного общества выступает характер
социальных действий индивидов. Понять
его – значит объяснить происходящее
в обществе. В этом сущность исследовательского
подхода М. Вебера, получившего название
методологического индивидуализма. Системообразующим
элементом в теоретической модели общества
М. Вебера становится социальное действие,
которое в отличие от обычных действий
человека обладает двумя обязательными
признаками – «субъективным смыслом»,
который придает человек своему поведению
и который мотивирует поступки человека,
а также «ожиданием», «ориентацией на
Другого», представляющей возможную ответную
реакцию на предпринятое социальное действие.
Общество представляет собой сложноорганизованную
социальную систему. С точки зрения наработанных
в философии и науке подходов (например,
синергетики, междисциплинарного направления
в современной науке, в рамках которого
обосновывается теория сложных самоорганизующихся
систем), общество характеризуется как
сложноорганизованная саморазвивающаяся
открытая система, включающая в себя отдельных
индивидов и социальные общности, объединенные
кооперативными, согласованными связями
и процессами саморегуляции, самоструктурирования
и самовоспроизведения.
47. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепции ненасилия в современной социальной философии.
Проблема
источников и движущих сил развития
всегда была одной из центральных
в философии и обществознании
в целом. Долгое время вопросы
определения источника движения
и развития являлись объектом споров
и дискуссий. И только в конце
XVIII — начале XIX в. проблема внутреннего
источника получила собственно диалектическое
категориальное выражение в классической
немецкой философии. Под ним понималось
противоречие. К движущим силам общественного
развития относят весьма разнообразные
общественные явления: социальные противоречия,
производительные силы, способ производства
и обмена, разделение труда, продолжительные
действия больших масс людей, классов,
народов, классовая борьба, революции,
потребности и интересы, идеальные побудительные
мотивы и др. Основным источником развития
общества диалектико-материалистическая
концепция считает разрешение социальных
противоречий и конфликтов. Под социальным
противоречием в современной социальной
философии и социологии понимается взаимодействие
социальных слоев, групп, связанное с несовпадением
их интересов и целей. Природа и суть его
в том, что в процессе стремления удовлетворить,
реализовать свои потребности, цели и
интересы, действия одних социальных субъектов
не соответствуют, не согласуются с действиями
других. Причинами социальных противоречий
и проблем могут быть: отсутствие средств
и условий; препятствия на пути к цели;
несогласованность целей между субъектами
и т.д. Конфликтом (от лат. confliktus – столкновение)
принято называть наивысшую стадию противоречия.
Социальный конфликт всегда связан с осознанием
людьми противоречий своих интересов
как членов тех или иных социальных групп
с интересами других субъектов. Обостренные
противоречия порождают открытые или
закрытые конфликты. Исторически первая
версия решения вопроса об источнике –
социодинамика разворачивается благодаря
социальным противоречиям, непримиримым,
антагонистическим, и путь развития –
революция – коренная перестройка базиса,
производственных отношений. Вторая вариация
в решении этой проблемы – отказ от насильственного
решения этой проблемы – солидаризм, акцентирование
внимания на солидарные усилия вразрешении
противоречий. Эти идеи появляются в 19
в., Конт. Третий подход. Понимание того,
что конфликт не избежать, он всегда был
и будет в обществе. Теория социального
конфликта. Конфликт необходимо трансформировать,
модифицировать. Он будет переходить все
в новые формы, тлеть, но зато не взорвется,
и все более-менее будет стабильно и не
больно. Этика ненасилия и этика благоговения
перед жизнью – две современные концепции.
Этика ненасилия обосновывает принципы
и методы решения проблем и конфликтов,
исключающих применение насилия над личностью
(морального и физического). Этика ненасилия
– это образ жизни, в соответствии с которым
человек строит свои отношения с людьми,
относится ко всему живому, к природе.
Этика благоговения перед жизнью – направление,
которое возникло в XX в. и связано с именем
величайшего гуманиста современности
– Альберта Швейцера (1875-1965).Основной принцип
этической концепции А. Швейцера – благоговение
перед жизнью в любой форме, сохранение
жизни, облегчение страданий живущих.
48. Основные факторы социальной динамики. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было чисто оценочным. Социальная Ф. подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был замечен прогресс в сфере научного познания:. Более глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической "исторической школы". Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его Ф. истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории. Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме, выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса.
Прогресс не есть какая-то самостоятельная сущность или трансцентентная цель исторического развития. Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в рос- те производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. …Проблемы нельзя решить в рамках одной страны. Проблемы: 1) экологическая 2) ядерные угрозы 3) демографическая 4) ограниченное кол-во ресурсов.
Линейный
и нелинейный принципы нежат в
основе главных концепций
49. Понятие техники и технологии. Техника и ее роль в истории цивилизации.
Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов пр-ва или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ва упр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.(з-н симметрии, з-н кореляции параметров ТО и тп).
Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности.
Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды (Ясперс). Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего. Для других техника – угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Техника является системой действий, по средством которых человек стремится достичь осуществление внеприродной программы, т.е. осуществление самого себя.
Социальные
последствия научно-
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Выделяют три главных проблемы.
Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения.
Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.
Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис.
Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.
51.
Современная цивилизация:
противоречия и трудности
развития. Глобальные
проблемы современности
и будущее человечества.
Современная цивилизация находится на переломном этапе, этапе перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Она характеризуется своими особенностями и противоречиями. Основу современной цивилизации составляет научно-технический и информационный прогресс. Посредством автоматизации и кибернетизации производства он привел к достижению такого уровня хозяйственной жизни, которого никогда в прошлом не знала история. Наука и техника достигли невиданных высот. Развитие современного производства ведет к колоссальному увеличению массы и ассортимента продуктов и товаров, материальных благ и услуг, потребных для жизни людей. Все это делает жизнь человека более богатой и многогранной. Научно-технический прогресс вызывает изменения в социальной структуре общества. В ней все большее место занимают социальные слои и группы, связанные с развитием производственных отраслей и сфер жизни, определяющих состояние и развитие современной цивилизации. В сложившейся ситуации существенно возрастают требования к человеку как агенту производственного процесса и главной производительной силе общества. Для обслуживания современного производства нужен специалист с богатым и постоянно пополняемым багажом знаний, с незаурядными способностями и большим творческим потенциалом. Необходимо существенное повышение общей культуры, способствующей формированию широкого кругозора личности. Таким образом, процессы, происходящие в современном мире, предъявляют к человеку новые требования, изменяют его.Развитие современной цивилизации характеризуется противоречием, из которого необходимо найти выход уже в текущем столетии. Это противоречие между старой и новой моделями развития, т.е. между моделью неустойчивого развития, по которой по инерции продолжается социально-экономический процесс и моделью устойчивого развития, выступающей в качестве желаемого образа будущего. Возможно, что это противоречие может считаться даже основным противоречием современной эпохи, ибо от его разрешения зависит, быть или не быть человечеству, продолжить движение к глобальной антропоэкологической катастрофе либо круто изменить историю цивилизации в направлении выживания и становления ноосферы как формы социоприродной коэволюции.