Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 54 вопроса по философии

Файлы: 1 файл

Шпора филасофия.docx

— 137.77 Кб (Скачать)
 
 
 

6. Философия досократиков.

    1. Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
    2. Пифагор, школа Пифагора и др.
    3. Гераклит
    4. Элейская школа – Парменид, Зенон

   1. Милетская школа: Ее основатель Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н. э.).  Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, 3) все в мире одушевлено, или "полно богов".

   Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.) второй видный представитель милетской школы. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем управляет".

   Последний крупный представитель милетской  школы Анаксимен считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

   2. Видную роль в формировании греческой философии сыграло учение пифагорейцев. Философской основой пифагореизма является учение о числе. Пифагорейцы полагали, что "все есть число". Числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей.

   3. Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Логос — естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, — это идея становления, безостановочной изменчивости вещей, их текучести.

   4. Еще одна школа ранней греческой философии — элейская.

   Парменид — основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Бытие должно быть единым и неподвижным

   Основатели  атомистического учения — Левкипп и Демокрит (ок. 460—370 гг. до н. э.). Атомисты выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos — неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" — пустота, в которой движутся атомы.+ учение софизм см.конец вопрос 7  

\7. Жизнь и философия Сократа

   Сократ (ок. 470—399 гг. до н. э.).

   Свой  метод "порождения" все более  обоснованных мнений Сократ называл  словами "майевтика" (Сократ имел в виду то, что его диалоги помогают человеку «разрешиться от бремени» мысли.) и "диалектика" (умение вести беседу, спор.). Своим девизом он избрал фразу "Познай себя".

   Утверждая что-нибудь о вещах, не забывай, что  ты высказываешь не истину самих вещей, но лишь свое мнение о них, т. е. нужно познать себя как носителя мнения, но не знания. Его знаменитые слова "я знаю, что ничего не знаю", — утверждение того, что он преодолел в себе наивную веру в непогрешимость собственного мнения и готов при помощи своих собеседников углублять свое понимание того или иного вопроса.

   Основой этики Сократа является разумное обоснование этических норм.

  Сократ  выступил против софистов.

  Софисты считали допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Причем все высказывания являются, согласно их учениям, истинными, противоречия невозможны. (Протагор — один из самых известных софистов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  8. Философия Платона

   Учеником  Сократа, был Платон (428/427 до н. э. — 348/347) — один из крупнейших философов Древней Греции.

   Учение  об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) — это прообразы, сущности вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств.

   Например, чтобы усмотреть в какой-нибудь вещи красоту, нужно уже заранее  располагать идеей прекрасного  как такового. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи.

   Человек способен постигать идеи в их единстве и раздельности благодаря диалектике. Диалектикой Платон называл умение ставить вопросы и давать ответы, различать и обобщать.

   Душа, по Платону, имеет три способности, или части: разум, волю и вожделение. Каждая часть души имеет свое назначение и каждая может быть добродетельна, если соответствует своему назначению. Добродетель заключается для разумной части — в мудрости, для волевой — в отваге, для вожделеющей — в самообладании. Гармоничное сочетание этих добродетелей образует четвертую добродетель — справедливость. Эта справедливость, мудрое равновесие способностей души, является для Платона основным этическим принципом.

   Учение  об идеальном государстве. Идеальное государство способно обеспечить каждому гражданину уровень и образ жизни по его достоинствам, т. е. по способностям его души, или по справедливости. Сообразно трем способностям души, по мнению Платона, в идеальном обществе должны быть три сословия: философы, воины и работники. Необходимы работники, производящие то, что требуется для жизни. Им приличествует самообладание, умеренность вожделений. Необходимы воины, защищающие общество. Их добродетель — мужество, отвага. Необходимы философы, управляющие всем обществом. Их добродетель состоит в мудрости, в понимании общего блага. Добродетелью всего общества в целом является справедливость. Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждый человек занимал место, соответствующее складу его души, и служил общему благу. У представителей двух высших сословий не должно быть никаких индивидуальных интересов, поэтому у них не должно быть семейной жизни и индивидуального имущества. 

  9. Философия Аристотеля 

   Аристотель (384—322 гг. до н. э.), критикуя Платона, возражал против вынесения идей в особый, высший мир и, значит, удвоения мира. Действительно существуют, согласно Аристотелю, не "идеи", как их представляет Платон, а только единичные вещи. Именно они сами и есть сущности.

   Сущность  вещи — это то, что сохраняется, остается тождественным себе, несмотря на возникновение и уничтожение вещей. Сущность вещи, по Аристотелю, — это ее форма, причем форма, принимаемая некоторой материей. Реально не существует формы без материи, как и материи без формы.

   У всякой вещи и всякого движения и  изменения есть свои причины. Все многообразие причин Аристотель сводил к четырем: 1) форма, или сущность, 2) материя, или субстрат, 3) начало движения, 4) цель.

   Все движущееся приводится в движение чем-нибудь другим, а другое — третьим и т. д. Этот причинный ряд, по мнению Аристотеля, не может уходить в бесконечность, его увенчивает первое движущее начало или божество. Сам же перводвигатель неподвижен, вечен, един и единствен.

   Аристотель  создал логику как науку о формах правильного мышления.

   В классификации наук у Аристотеля выделяются знания теоретические (философия, математика и физика), практические (этика и политика) и созидательные (искусства, ремесла, прикладные науки).

   Человек по природе своей есть существо политическое. Государство, по Аристотелю, возникает в силу естественных причин. Государственная власть может принадлежать одному, немногим или многим. Она может употребляться на благо всего общества или только обладателей власти. Соответственно этим критериям Аристотель выделяет шесть форм политического устройства. Если люди, стоящие у власти, стремятся к благу всего общества, то образуются правильные формы государства: 1) монархия, 2) аристократия, 3) полития. Если властвующие стремятся только к своей корысти, то образуются формы, уклоняющиеся от правильных: 4) тирания, 5) олигархия, 6) демократия.  

  10. Философия эпохи  эллинизма

1. Эпикуреизм

   Эпикур (341—270 гг. до н. э.), полагал, что единственно важный вопрос философии — это вопрос о том, как быть счастливым. В избегании страданий заключается счастье. Его нарушают страхи и потребности. Потребности следует удовлетворять только естественные и необходимые и не следует утруждать себя удовлетворением надуманных потребностей.

   Эпикур  основал канонику — учение об истине и правилах (канонах) познания. Он утверждал, что все знания возникают из ощущений.

2. Стоицизм

   Основатель  стоицизма — Зенон.

   Стоики считали, что у человека нет свободы действий; они верили в неотвратимость судьбы и невозможность уклониться от предопределенного течения событий.

   Согласно  их учению, космос — единое целое, в котором все части взаимосвязаны и ничто не может двигаться просто так, по своему произволу.

3. Скептицизм

   Его родоначальник Пиррон (ок. 360—270 гг. до н. э.) считал, что ни чувственное, ни рациональное познание не могут дать достоверных сведений о вещах. Чувства обманчивы, а разум изобрел множество теорий, объясняющих мир, но эти учения несовместимы друг с другом, хотя каждое претендует на истину. В таком случае утверждать или опровергать что-нибудь о вещах бесполезно и даже глупо, поэтому подлинный мудрец должен отказаться от каких-либо суждений.

   Не  веря ни в какие "истины", Пиррон предпочитал просто придерживаться обычаев, нравов и законов своей  страны. 
 

11. Основные этапы  развития средневековой  философии, ее  проблематика, представители. 

   В то время как античная мысль в  своей основе была космоцентрична, средневековое мышление в целом — теоцентрично (от греч. Theos — Бог), то есть все и вся соотносит с идеей Бога. Для него характерна тесная взаимосвязь философии с религией (иудаизмом, христианством и исламом).

   Основные  проблемы средневековой  философии.

   Проблема  человека. В Библии человек — существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя. Стало быть, человек — господин и повелитель всего, что создано для него.

   Соотношение веры и знания. Библейское миросозерцание призывает человека подняться над наукой, разумом, интеллектом. Оно стремится, прежде всего, обосновать познавательную ценность веры.

   Тема  любви. Любовь не требует ответного чувства. Она бесконечна, беспредельна: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; “любите врагов ваших, молитесь за обижающих и гонящих вас”.

   Проблема смысла истории. В Библии понимание истории выражено не циклической траекторией, а прямолинейной. История — это путь от сотворения к падению, от явления Христа к последнему судному дню.

   История средневековой христианской мысли  подразделяется на два этапа:

   1. патристика

   2. схоластика.

   1.Слово  «патристика» произошло от латинского pater — отец. В патристике выделяют две разновидности:

   --греческая (восточная) патристика (Юстин, Татиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий)

   --латинская (западная) патристика (Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций).

   Одна  из центральных дискуссий патристики — это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и, как следствие, попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т. е. в чисто теоретическом смысле — проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В целом преобладала определенная общая позиция: в процессе познания вера обладает преимуществом.

   2. Свое название «схоластика» (от лат. schola — школа) получила благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus). (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервосский; Фома Аквинский)

     Проблема соотношения веры и разума.

   Высшим  авторитетом схоласты признают Аристотеля.                        В схоластике специфически решалась проблема веры и разума. Вера обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, является автономным. Вера и разум обладают одинаковым статусом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"