Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 54 вопроса по философии

Файлы: 1 файл

Шпора филасофия.docx

— 137.77 Кб (Скачать)

  Пространство  и время являются важнейшими свойствами материи.

  Пространство  характеризуется протяжённостью протяжённость  и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими  образованиями. Время характеризуется  длительностью и последовательностью  существования материальных образований  в их соотношении с другими  материальными образованиями. Принципиально  важным является ответ на вопрос о  том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу существует 2 точки  зрения:

  Субстанциональная концепция - пространство и время - самостоятельные  сущности, существующие наряду с материей и независимо от неё (Демокрит, Ньютон);

  Релятивистская  концепция - пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы  отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. ( Аристотель, Лобачевский, Риман, Эйнштейн).

  Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

  Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность.

  Основные  свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость.

  Свойства  пространства и времени проявляются  всякий раз особым образом в макромире, микромире, мегамире, в живой природе и в социальной действительности. 

30. Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики.

  Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и  становлении,  развитии бытия  и познания  и  основанный  на  этом  учении  метод  творчески  познающего мышления. Осн. принципы Д. - всеобщая  связь,  становление и развитие,  к-рые осмысливаются с помощью всей  исторически сложившейся системы категорий и законов. П. целостности: проблема  несводимости  целостности к простой сумме частей заключается в связи,  объединяющей  предметы  в сложные комплексы,  во взамовлиянии частей. П. детерминизма: реальные природные,  обществ.  и  психич. явления и процессы детерминированны, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия опред. причин, обусловлены ими.

  В марксизме  Д. выступает как учение о всеобщих связях,  о  наиболее  общих  законах развития бытия и  мышления.  Материалистич.  Д.  выражается  в системе филос. категорий и законов.   Главные законы:  1)  превращение количества  в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей  и превращение их  друг  в друга,  когда они доведены  до  крайности (единство  и   борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития.

  Для Д. характерно формирование _парных категорий,  отражающих  "полярные" стороны целостных явлений, процессов.

  Категории. _Единичное_ характеризует отдельный предмет, явление,  процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам  от  иных,  в том числе подобных ему, предметов, явлений,  процессов.  _Общее_  -  объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой  системе связей. _Сущность_ - внутренняя, глубинная,  скрытая,  относительно  устойчивая сторона того или иного предмета,  явления,  процесса,  определ.  его природу, совокупность черт и др. хар-ки. _Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно  более подвижные,  изменчивые  хар-ки  того  или иного   предмета.   _Содержание_   - совокупность различных элементов и их  взаимодействий,  определяющих  основной тип, характер того или иного предмета, явления,  процесса.  _Форма_  -  принцип упорядоченности,   способ   существования   того    или    иного    содержания. Причина-следствие (simple).  _Качество_  -  целостная,   интегральная   хар-ка предмета (единство его св-в)  в системе его связей  и отношений с другими предметами. _Кол-во_ - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах.  _Мера_  - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал  кол-ных  измерений,  в пределах к-рого сохраняется качественная определенность  предмета.  _Скачок_  - переход количественных  измерений в качественные  или переход   из   одного качественного состояния в другое  (в рез-те  превышения  меры).   Категории системного  исследования:  _система_  -  упорядоченное  мн-во   взаимосвязанных эл-тов, обладающее структурой  и организацией;  _эл-т_  -  неразложимый  далее компонент сложных предметов, явлений,  процессов;  _структура_  -  относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

  Законы: Закон единства и борьбы противоположностей. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе  взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным  количественным изменениям. Данный закон показывает механизм  развития предмета.Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое  и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

   

31. Понятие природы. Специфика философского и научного подходов к исследованию природы. Живая и неживая природа. Понятие биосферы и ноосферы.

  Понятие «природа» — одно из наиболее широких  понятий. Явления и объекты природы  — это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайнее просторы океана и простирающиеся рядом леса, могучие реки. Это и бесконечное  разнообразие жизни на земле. Понятием «природа» охватывается все сущее  вся вселенная , и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном смысле, обозначая все совокупность естественных условий существования человека и человечества. Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать объектами ео деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы. В естественной среде обитания человека можно выделить две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т. д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руда, и т. д.).Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания во многгм определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания. Эту среду К. Маркс называл «второй природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующее в природе. Но и живые организмы: растения, животные, выведенные или благодаря искуственному отбору, или методами генной инженерии. Всякий раз, когда человек сталкивается с неведомым ему доселе объектом, одна из первых мыслей, которая приходит ему в голову — является ли этот объект живым или неживым. Различия между живым и неживым — наиболее фундаментальная разграничительная линия для нашего восприятия. Живое — то чем человек и может питаться, и, следовательно, оно является объектом охоты, рыбной ловли, и т.д. вместе с тем это — в форме крупного животного — опасный соперник в борьбе за пищу, а то и смертельный враг, от которого надо защищатся. Человек, наконец осознает себя ка существо, наделенное жизнью и поэтому находящиеся в отношении родства ко всему живому. Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате

  проведенного  В.И. Вернадским глубочайшего анализа  всех явлений  жизни  в  их

  взаимной  связи между собою и с косным веществом  планеты  на  всем  пути  их

  исторического развития. Биосфера –  это  организованная,  определенная  оболочка земной коры, сопряженная жизнью.  Пределы  биосферы  обусловлены  прежде всего полем существования жизни. Из этих определений вытекают  несколько совершенно конкретных понятий, раскрывающих сущность биосферы. В.И. Вернадский начал применять термин «ноосфера»  строго в математическом смысле. «Ноосфера» – это не отвлеченное царство разума,  а исторически неизбежная стадия развития биосферы. Еще в 1926  году  в статье «Мысли о современном значении  истории знаний» он  писал:  «Созданная  в течении всего геологического времени,  установившаяся  в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием  научной мысли человечества».Вот эту  биосферу  Земли,  измененную  научной  мыслью  и

  преобразованную для удовлетворения  всех  потребностей  численно  растущего

  человечества  он и назвал впоследствии «ноосферой»

  .

32. Природа как среда обитания человека. Экологическая проблема в современной философии и пути ее решения.

  Исследование  природных свойств Земли продиктовано не только познавательным интересом. Планета  оказалась местом, где жизнь явлена во всей своей очевидности и многообразии. Она стала прибежищем самого человека. Формирование представлений о природе  Земли, непосредственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Это учение вырабатывалось трудами многих естествоиспытателей. В биосфере выделяют три области: континентальную, океаническую и переходную. Землю населяют 2–3 млн. видов организмов, около 500000 видов растений. Поскольку  класс насекомых достигает 1 млн. видов, то переживаемое ныне время иногда называют эпохой геологического господства насекомых. Развитие природы приобрело  принципиально новое направление  в результате возникновения общества. Само общество, формируясь на основе биосферы, становится особой частью природы и  относительно ей противостоит. Взаимодействие человека с окружающей природой давно  переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. Возрастающее воздействие индустриализации на природу  поставило ряд проблем, обращенных непосредственно к человеку, разработка которых требует социально-биологического подхода. И в его реализации, пожалуй, наиболее полно проявляется единство философии, наук о природе и практики. Проблема единства человека и природы  проходит через всю историю культурного  самопознания человечества. Философия  разрабатывает ее своими методами - через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы. Философский  взгляд на современную экологическую  ситуацию может оказаться очень  плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более  глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной  глобально-экологической стратегии. Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает  с современной критической экологической  ситуацией:

  ▪ первый круг проблем связан с осознанием фундаментальности диалектического  противоречия между человеком и  природой и рассмотрением философских  принципов на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться;

  ▪ второй круг проблем затрагивает вопросы  познания взаимодействия человека и  природы в плане субъект-объектного отношения;  

  ▪ третий круг проблем - этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и  эстетической переоценки отношения  к природной среде в плане  формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и  ответственности человека по отношению  к природной среде. 

34. Социокультурные модусы человеческого бытия. Проблема смысла жизни.

  Механизмы социокультурной детерминации личности могут быть рассмотрены в з основных аспектах: генетическом, функциональном и телеологическом. Генетические факторы связаны с процессами социализации личности, функциональные – описывают основные формы жизнедеятельности человека, а телеологические – его основные целостные ориентации, определяющие смысл и цели существования. 
Что наполняет жизнь смыслом:  
1) веpа (это самый дpевний смысл и в pазличные истоpические эпохи объект веpы был pазным);  
2) смысл жизни находят многие в учении, накоплении знаний - именно поэтому существует наука; 
3) смысл в познании себя - как, напpимеp, Сокpат; 4) твоpчество, самоpеализация, когда люди видят смысл жизни в твоpческом бессмеpтии; 5) отсутствие смысла – тоже смысл (это такой способ сфоpмулиpовать свое отношение к отсутствию у человека большинства общепpинятых ценностей и целей - такой человек пpосто дpейфует по жизни и в этом его смысл).
 
 
 
 

33.  Человек как многомерное бытие. Философская антропология М. Шелера, А. Гелена. Современные концепции антропогенеза. 
Философская антропология,
в широком смысле – учение о природе (сущности) человека, в узком – течение в зап.-европейской, преимущественно нем., философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (В. Дильтей), феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера "Положение человека в космосе" (1928) и Х. Плеснера "Ступени органического и человек" (1928), в центре внимания которых – специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в "дистанции" его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный "дух", тормозящий и сублимирующий органические влечения. А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологической "недостаточности" человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализированным органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифическими раздражениями требует их "разгрузки", достигаемой путём их символической переработки, которая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по Гелену, это "культивируемое" существо. Проблема антропогенеза конкретизирует проблему определения сущности человека, акцентируя те характеристики, которые обуславливают уникальность человеческого статуса в природе.
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"