Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка
ответы на 54 вопроса по философии
1. Понятие мировоззрения его уровни и структура. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.
Структура мировоззрения:
знания;
убеждения и верования;
ценности и нормы;
эмоционально-волевой компонент;
практическую деятельность.
Уровни мировоззрения:
жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”);
художественно-образный, поэтически-духовный;
теоретический (понятийно-рациональный).
К исторически типам мировоззрения обычно относят:
мифологическое – исторически первый тип мировоззрения, в котором смешиваются фантазия и реальность, создается образная картина мира;
религиозное
– тесно связано с
научное
или философское – оно
житейское
или обыденное – основано на здравом
смысле, рассудке и направлено на решение
практических вопросов. Для такого мировоззрения
характерна противоречивость и не последовательность,
его выводы закреплены в природной мудрости
.
2. Возникновение философии. Круг проблем, изучаемых философией. Основные разделы философии. Функции философии в обществе.
Философия является одной из древнейших наук. Впервые термин философия употребил Пифагор и переводится это слово с греческого как «любовь к мудрости». Зачатки философских знаний содержались в мифологии, фольклоре, религии. Формирование философии происходило в условиях перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу. В это время от физического труда отделился умственный, что позволило развиваться духовной культуре и науке. Процесс происходил в древних цивилизациях Египта, Индии, Китая, Греции в 6-7 веках до н.э.
Проблемы философии:
Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.
Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».
разделы философского знания:
онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;
гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;
аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
праксиология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;
Функции:
идеологическая(создание учений, теорий,
позволяющих влиять на массовое сознание);
гносеологическая(накопление, систематизация
объективно истинных знаний или учение
о познании); аксиологическая (сохранение,
пополнение духовных ценностей).
3. Становление и основные философские школы Древней Индии.
Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).
Самым известным стало учение, получившее название буддизм, по имени основателя Будды. Основная цель буддизма – помочь человеку освободиться от страданий. Для этой философии характерно два понятия карма(закон воздаяния) и нирвана(состояние блаженства и гармония с миром).
После смерти Будды его учение стало развиваться в различных направлениях.
Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, который заботится о пути спасения для немногих избранных.
Махаяна, напротив,
обращается к широким слоям верующих.
4. Китайская философская традиция: общая характеристика. Основные школы.
Самая ранняя
и наиболее распространенная классификация
направлений китайской
школа Темного и Светлого начала (Инь-ян цзя);
школа Пути (Даодэ цзя);
школа конфуцианских ученых (Жу цзя);
школа Закона (Фа цзя);
школа Мо Ди (Мо цзя);
школа Названий (Мин цзя).
1. Истоком
китайского философствования
Учение об универсальном дуализме мира и "пяти началах" всего сущего находит продолжение в классической китайской философии. Она представлена, прежде всего, двумя школами — даосизмом и конфуцианством.
2. Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга "Дао дэ цзин" (ок. V—III вв. до н. э.). Она содержит "учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.
Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.
3. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551—479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.
4. Теоретики легизма — Гуань Чжун (к. VIII—VII вв. до н. э.), Цзы Чань (VI в. до н. э.), Ли Кэ (IV в. до н. э.), Шан Ян (IV в. до н. э.) — оппонируют конфуцианцам по вопросам характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи.
5. Восходящий к Мо Ди (V—VI вв. до н. э.) моизм представляет иную, ориентированную на благополучие народа, точку зрения на государство и государственное правление.
Критикуя жестокость властей, Мо Ди причиной всего дурного в мире считал недостаток общечеловеческой любви. Если же в Поднебесной будет господствовать всеохватная любовь, то царить будут мир и благополучие. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Эта идея была оформлена в трактате "Мо-цзы" в виде своего рода "девиза" школы Мо Ди: всеобщая любовь и взаимная выгода.
6. Проблему соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) решала и такая школа китайской философии как Мин-цзя (Школа имен, номиналисты). Вокруг проблематики соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) и формируются философские построения номиналистов.
5. Становление античной философской мысли. Этапы развития древнегреческой философии, общая характеристика.
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
рационалистическая мораль Сократа (источник благодетели - знания);
релятивистская мораль Протагора (мерило нравственного поведения – субъективные представления человека);
идеалистическая мораль Платона (в основе поведения человека – нравственные идеальные атрибуты: любовь, дружба, красота и др.);
реалистическая мораль Аристотеля (детерминанты нравственности – знания, хотения, умения);
натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности – законы природы и разума).
В идеальном
утопическом государстве
9. Мыслители античности создали
проекты идеальной системы
Таким образом, античная философия стала вполне самостоятельной формой общественного сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость”.