Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 54 вопроса по философии

Файлы: 1 файл

Шпора филасофия.docx

— 137.77 Кб (Скачать)

   1. Понятие мировоззрения его уровни и структура. Исторические типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское и научное.

   Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Структура мировоззрения:

   знания;

   убеждения и верования;

   ценности  и нормы;

   эмоционально-волевой  компонент;

    практическую  деятельность.

Уровни  мировоззрения:

   жизненно-практический (“т.н. “жизненная философия”);

   художественно-образный, поэтически-духовный;

   теоретический (понятийно-рациональный).

К исторически типам  мировоззрения обычно относят:

   мифологическое – исторически первый тип мировоззрения, в котором смешиваются фантазия и реальность, создается образная картина мира;

   религиозное – тесно связано с мифологическим, основано на вере, существование сверхъестественной силы управляющей природой и человеком. Эта сила определяет все, что происходит в мире, основной идеей является идея Бога;

   научное или философское – оно возникает  как необходимость научного объяснения существующих фактов и явлений, формируются  универсальные законы на основе которых можно объяснить все происходящее в действительности;

   житейское или обыденное – основано на здравом  смысле, рассудке и направлено на решение  практических вопросов. Для такого мировоззрения характерна противоречивость и не последовательность, его выводы закреплены в природной мудрости 

   .

2. Возникновение философии.  Круг проблем,  изучаемых философией. Основные разделы  философии. Функции  философии в обществе.

   Философия является одной из древнейших наук. Впервые термин философия употребил  Пифагор и переводится это  слово с греческого как «любовь к мудрости». Зачатки философских знаний содержались в мифологии, фольклоре, религии. Формирование философии происходило в условиях перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу. В это время от физического труда отделился умственный, что позволило развиваться духовной культуре и науке. Процесс происходил в древних цивилизациях Египта, Индии, Китая, Греции в 6-7 веках до н.э.

  Проблемы  философии:

  Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

  Вторая  философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.

  Третья  важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

  И, наконец, четвертая философская тема связана  с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

  разделы философского знания:

  онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

  гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

  аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

  праксиология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

  антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

  Функции: идеологическая(создание учений, теорий, позволяющих влиять на массовое сознание); гносеологическая(накопление, систематизация объективно истинных знаний или учение о познании); аксиологическая (сохранение, пополнение духовных ценностей). 
 
 
 
 

3. Становление и  основные философские  школы Древней  Индии.

       Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники разнородных текстов — фрагменты древних мифов и мистерий, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

        Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

       Самым известным стало учение, получившее название буддизм, по имени основателя Будды. Основная цель буддизма – помочь человеку освободиться от страданий. Для этой философии характерно два понятия карма(закон воздаяния) и нирвана(состояние блаженства и гармония с миром).

       После смерти Будды его учение стало развиваться в различных направлениях.

       Школа Хинаяна представляет собой монашеский буддизм, который заботится о пути спасения для немногих избранных.

   Махаяна, напротив, обращается к широким слоям верующих. 
 
 
 
 
 
 

   4. Китайская философская  традиция: общая        характеристика. Основные школы.

   Самая ранняя и наиболее распространенная классификация  направлений китайской философии  представлена следующими течениями:

 школа Темного  и Светлого начала (Инь-ян цзя);

 школа Пути (Даодэ цзя);

 школа конфуцианских  ученых (Жу цзя);

 школа Закона (Фа цзя);

 школа Мо Ди (Мо цзя);

 школа Названий (Мин цзя).

1. Истоком  китайского философствования является  школа Инь-ян. Учение о том, что все космические события вытекают из взаимодействия универсальных мироустроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и ян (мужское, твердое, светлое). К V—III вв. до н. э. концепция инь-ян обретает философский статус, что принято связывать с деятельностью единственного представителя этой школы, имя которого достоверно известно — Цзоу Яня. Цзоу Янь развивает концепцию инь-ян как единое учение, соединяя ее с идеей о "пяти элементах" (у син).

Учение об универсальном дуализме мира и "пяти началах" всего сущего находит  продолжение в классической китайской философии. Она представлена, прежде всего, двумя школами — даосизмом и конфуцианством.

2. Основным трактатом даосизма является написанная полулегендарным философом Лао-цзы книга "Дао дэ цзин" (ок. V—III вв. до н. э.). Она содержит "учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.

Дао — это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия космоса, общества, человека. Дао — это способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия. Дао — это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений.

3. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551—479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиции старого предания. Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.

4. Теоретики легизма Гуань Чжун (к. VIII—VII вв. до н. э.), Цзы Чань (VI в. до н. э.), Ли Кэ (IV в. до н. э.), Шан Ян (IV в. до н. э.) — оппонируют конфуцианцам по вопросам характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи.

5. Восходящий к Мо Ди (V—VI вв. до н. э.) моизм представляет иную, ориентированную на благополучие народа, точку зрения на государство и государственное правление.

Критикуя  жестокость властей, Мо Ди причиной всего дурного в мире считал недостаток общечеловеческой любви. Если же в Поднебесной будет господствовать всеохватная любовь, то царить будут мир и благополучие. Всеобщее благо, согласно моистам, является высшим принципом политического действия. Эта идея была оформлена в трактате "Мо-цзы" в виде своего рода "девиза" школы Мо Ди: всеобщая любовь и взаимная выгода.

6. Проблему  соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) решала и такая школа китайской философии как Мин-цзя (Школа имен, номиналисты). Вокруг проблематики соотношения "имен" (мин) и "реалий" (ши) и формируются философские построения номиналистов.

   5. Становление античной  философской мысли.  Этапы развития  древнегреческой  философии, общая  характеристика.

Античную  философию в целом  можно кратко охарактеризовать следующим образом.

  1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).
  2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.).
  3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).
  4. В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого является единство и «борьба” противоположностей (Гераклит, Зенон и др.).
  5. В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики. Чувства не являются источником знания, их область лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).
  6. Античная философская антропология исходила из враждебности души и тела, которую может преодолеть разлитая по всему миру любовь, стремящаяся ко всему прекрасному, совершенному, справедливому, мудрому (Платон). Античная философия не знала понятия «личность”, философы Древней Греции имели дело с обобщенным, а не индивидуальным бытием человека, социальность которого вытекает из его природы. Он – центр культуры, ее активный творец (софисты); его призвание – познавать и совершать добро (Сократ).
  7. Значительное внимание в философии этого времени уделялось проблемам нравственности. В истории античной философии наибольшую известность получили:

  рационалистическая  мораль Сократа (источник благодетели - знания);

  релятивистская  мораль Протагора (мерило нравственного  поведения – субъективные представления  человека);

  идеалистическая мораль Платона (в основе поведения  человека – нравственные идеальные  атрибуты: любовь, дружба, красота и  др.);

  реалистическая  мораль Аристотеля (детерминанты нравственности – знания, хотения, умения);

  натуралистическая мораль Сенеки (критерий нравственности – законы природы и разума).

  1. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве. Так, Платон, считал, что наиболее совершенным государством является аристократическая республика, в которой правят – философы, охраняют – воины, производят материальные блага – ремесленники. Только последние могут владеть собственностью, так как им необходимы стимулы к труду.

В идеальном  утопическом государстве Платона  утверждается единомыслие, жесткое  разделение труда. Богатство и бедность одинаково презираются, поскольку  ведут к порче людей и социальным возмущениям.

       9. Мыслители античности создали  проекты идеальной системы образования.  В этих проектах предусматривалось,  что управление образованием  осуществляется государством (обществом)  в соответствии со своими интересами, а не частными лицами по  своему произволу. Предназначением  системы образования считалось  воспитание разумного, добродетельного  человека, восполнение того, что  недодала ему природа.

     Таким образом, античная философия стала  вполне самостоятельной формой общественного  сознания. В ней начинают складываться основные философские направления, формируется картина мира, основанная на вере в видимость, «кажимость”.

  • Источником возникновения греческой философии послужила мифология. Для философских воззрений греков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму, естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем.
  • Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, а она предполагает принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Навыки демократического обсуждения и принятия решений способствовали развитию рационалистического характера греческой философии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"