Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 54 вопроса по философии

Файлы: 1 файл

Шпора филасофия.docx

— 137.77 Кб (Скачать)

25.  Социально-философская мысль в Беларуси. Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века (А. Гарун, И. Абдиралович-Канчевский).

  После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: “Загляне сонца i у наша аконца” в Петербурге; “Наша ніва”, “Наша хата” и “Палачанін” в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала “Нашай ніве”, которорая «вырастила» будущих  белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цётка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, Я. Лесик и др. Проблемы национального самосознания и национальной идентичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд “Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду”. Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух “культурных типов” на Беларусь. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих “чужеземному мессианству”. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным  возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора. А. Гарун отводит значительное место мотивам белорусского возрождения. Мысль о национальном возрождении связана у Гаруна с идеей социального переустройства общества. Из современной ему действительности он берет образы крайней нищеты, покинутости(сборник стихотворений «Матчын дар»). 

26. Возникновение и развитие, основные проблемы и этапы русской философии. "Русская идея" и философские воззрения западников и славянофилов.

  Особенности: сложный путь развития. Её главные  этапы развития совпадали с этапами  развития России. Философия отражала общественно-экономические отношения  в России, формы сознания и т. д. Философия России тесно связана  с мировой цивилизацией и религией. Ранний феодализм—философия не отмежевана от других областей знания. Начала она развиваться на почве языческого мировоззрения, т. е. древнеславянской религии и мифологии. Пропагандировалась элементная система природы, различные трактовки взаимоотношений души и тела, научные представления.  Перед мыслителями встают собственные идеологические проблемы познания. Попытки истолковать священные тексты и элементы теологического рационализма. От Византии Русь получила немало имён, образов, понятий, но в христианском виде. О древнерусской философии 11-14 века можно говорить как о сложившейся философской мысли, которая в 15-16 веке переживёт расцвет, а в 17-19—смена её новым европейским мышлением. Отечественная философия следовала традициям учителей—Кирилла, Мефодия и т. д.  Допетровской философии характерно тяготение к живому, образному слову, пламенная публицистичность, интерес к нравственной проблематике, союз с искусством и литературой. Эта философия выражает концепцию мироздания с помощью икон, образов бытия, умозрения в красках. Произведения зодчества как образ мироздания. Иконостас отражает историю человечества. Преобладала художественная тенденция над рациональной. Характерной чертой была её историческая глубина, стремление писать историю народа в истории человечества. Рассматривалась роль личности в истории. Мысль раскрывалась через борьбу двух начал: Бога и дьявола, добра и зла; о равноправии народов; о совпадении духовной и светской власти.

  Славянофилы (славянолюбы) 40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков. Суть: самобытность России состоит  в том, что здесь нет классовой  борьбы, а есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали  против усвоения, навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли, промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного  права сверху за выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями  проведения земельной реформы 1861 года. Со времён Петра I государство стало  над народом, односторонне и внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское мировоззрение  славянофилов весьма рационалистично, патриотично. Западничество - появилось  в результате споров 40-50—каким путём  идти России, как её развивать. Они  считали, что Россия и Западная Европа развиваются по одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй, подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов. Западничество было буржуазно-либеральным  течением, выражавшим интересы буржуазии  и помещиков. Западники критиковали  крепостничество, за свободу слова, конституцию, обращались к различным  сторонам западной жизни. Умеренные  западники мечтали о правовом буржуазном государстве. Будущее—государство, обладающее высоким международным  авторитетом. 

27. Философия "всеединства" Вл. Соловьева. Философия и "новое религиозное сознание".

  В.С  Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский  философ, заложивший основы русской  религиозной философии. Он пытался  создать целостную мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

  Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень  бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”. Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”, “ особая организующая сила, действующая в мире”.

  Механизм  сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением  которого является Иисус Христос. Его  образ служит не только идеалом для  индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

  Идеальное общество мыслилось Соловьевым как  всеобъемлющая церковно-государственная  организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

   20. Русск.  космич. ф-ия.

  Русский космиз интересен тем, что в чочинениях ряда философов, ученых-мыслителей во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Интерес к идеям космизма возник в начале 20го века в Западной Европе, но наибольшее распространение они получили в России. В русском космизме представлены две тенденции. Одна – это космизм либо с примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии «общего дела» Федорова центральной стала тема постоянного расширения, под влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Н. Федоров, человек даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения. Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы 19 века ее представлял физик Умов. Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии (мера внутренной неупорядоченности системы), полагая, что история человеческой культуры – не случайное явление, её предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу. Эти идеи были углублены и развиты К.Э. Циолковским (1857-1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении совр космон, были, собственно, тех прилож к его «космической философии», рисующей космос, заполненный различными формами жизни. Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении В.И. Вернадского (1863 – 1945) в роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. Он с тщательностью естествоиспытателя и с глубиной мыслителя исследовал значение биосферы в формировании в-ва Земли, огромный потенции ноосферы, расш с разв науки и общества.  

28. Метафизика и онтология. Категориальный аппарат онтологии. Понятие бытия и его основные формы: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.

  Онтология и метафизика иногда рассматриваются  как синонимы, но чаще рассматривается  как её основополагающая часть, т. с. как метафизика бытия.

  Онтология и метафизика чаще всего рассматриваются  как синонимы, однако это не всеобщее правило. Ряд философов не отождествляют  данные термины и рассматривают  их соотношение, обусловливающее различие подходов в проблеме бытия. Одним  из таких философов является немецкий мыслитель первой половины XX столетия Н. Гартман. Общее в онтологическом и метафизическом подходах к бытию, по Гартману, состоит в том, что и тот, и другой имеют дело с бытием, существующим само по себе, независимо от человека. А различие определяется признанием или непризнанием познаваемости этой реальности. К онтологии, по Гартману, относятся вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию «единства мира». Категориальный аппарат онтологии как язык онтологического видения мира начал складываться в древнегреческой философии. Как указывалось выше, первым ввел в философию понятие бытия Парменид. Он же и применил первые категории для его характеристики. Применяя современный философский язык, отметим, что в терминологии Парменида встречаются (или подразумеваются) соотносительные понятия, и, утверждая какой-либо признак, он пользуется определением через отношение к противоположному. «Бытие и небытие» (в современных концепциях — равноценное «ничто»). «Существование и сущность» (бытие есть, но оно не есть чувственная реальность и доступно только мышлению). «Однородность» (общее) и «единичное» (конкретное, которое в бытии не представлено). «Сплошность» (протяженность) и «дискретность» (характеристики пространства в зависимости от признания наличия пустоты). «Время и вечность» (отсутствие течения, остается одна длительность). «Конечность и бесконечность» (нет ни концов, ни начал). «Мышление и бытие». «Необходимость (как предел) и случайность». И главное, Парменид описал условия образования категории (всеобщего понятия) бытия. Термин «быть» в философии становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философская категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие – это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. можно выделить следующие основные формы бытия:

  1. Бытие  вещей (тел), процессов, которое  в свою очередь делится на  Бытие вещей, процессов, состояние  природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;

  2. Бытие  человека (Бытие человека в мире  вещей и собственно специфическое Бытие);

  3. Бытие  духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

  4. Бытие  социального, которое делится  на индивидуальное Бытие (Бытие  отдельного человека в обществе  и в процессе истории) и Бытие  общества. 

29. Категория материи в философии и науке. Структура материи. Пространство и время как атрибуты материи

  Материя – есть философская категория  для обозначения объективной  реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них.

        Понятие «материя» выполняет  ту же функцию, что и понятие «бытие». Парлинида в античности или Бога в средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том, что материи приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожаемость, несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в качестве своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и духовного. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие выступает, согласно материализму, основанием мира.

        Материя неисчерпаема, то есть многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Не бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено. Прежде всего, можно  говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы.

  В структуру  материи на уровне неживой природы, с точки зрения современной науки, входят элементарные частицы, физический вакуум, атомы, звезды, молекулы, планеты, галактики, системы галактик, метагалактики. Тайные строения материи, существующей за пределами элементарных частиц и метагалактик, люди еще не познали. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожаемость, познаваемость, неисчерпаемость строения и т. д.  Но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами. К ним относятся движении, пространство, время.

Пространство  и время как  атрибуты материи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"