Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:58, шпаргалка

Краткое описание

ответы на 54 вопроса по философии

Файлы: 1 файл

Шпора филасофия.docx

— 137.77 Кб (Скачать)

   Диалектический  процесс есть именно процесс развития, разворачивания некого изначально «свернутого» содержания, когда происходит не возникновение чего-то нового, а лишь обнаружение, чего-то уже имеющегося, но до поры до времени скрытого.  

16. Основные черты неклассического типа философствования. Экзистенциализм С. Кьеркегора. Философия жизни Фр. Ницше А. Шопенгауэр.

Словосочетание  «неклассическая философия» выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX—XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой, «преодолеть» ее рационалистические установки.

Условно в  неклассической философии можно  выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (Серен Кьеркегор, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше);

2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);

4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

     Философия жизни А. Шопенгацэра, Фр. Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора. Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волютаризма.

     Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать  западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский  пессимизм, причина которого в понимании  трагичности существования человека, которая кроется в характере  мировой воли.

     Наиболее  важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О свободе  человеческой воли”.

     Еще одна ветвь философии жизни может  быть представлена работами Ницше, который  понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя, выражающее его  субъективность.

     Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом  человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться.

     К философии жизни относится и  учение датского философа – Серена Кьеркегора (1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может  быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением. «Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать, переживать, страдать, стремиться к чему-то.

     Основные  произведения: «Или - или”, «Страх и  трепет”, «Повторение”, «Понятие страха”, «Болезнь к смерти”. 

17. Философия марксизма.  Диалектический материализм,  его сущность место  и роль в марксистской  философии. Теория  общественного развития  в мар-кой философии

     Философия диалектического  материализма (Маркс, Энгельс). Философия диалектического материализма возникла в середине XIX века. Предпосылками ее возникновения были:

     экономические (промышленная революция в Европе XVIII-XIX в., означавшая переход от ручного  к машинному труду);

     социально-политические (появление на исторической арене пролетариата с самостоятельными политическими требованиями);

     философские (идеи немецкой классической философии, особенно, философия Гегеля и Фейербаха);

     естественно-научные (открытия в области естественных наук: эволюционная теория Дарвина; учение о клеточном строении организма; закон сохранения и превращения энергии).

     К наиболее характерным чертам марксистской философии можно отнести следующие:

     1. Диалектический метод рассматривается  в неразрывной связи с материалистическим  принципом.

     2. Исторический процесс истолковывается  с последовательно материалистических  позиций как естественный, закономерный  процесс.

     3. Не только объясняет мир, но  и разрабатывает общеметодологические  основы его преобразования. Как  следствие, центр философских  исследований переносится из  области отвлеченных рассуждений  в область материально-практической  деятельности людей.

     4. Диалектико-материалистические взгляды  связываются с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с  потребностями общественного развития.

     Марксу  принадлежит открытие материалистического  понимания истории. Согласно его  концепции, общество развивается естественным путем от одной общественной формации – к другой. Характерные особенности  каждой из этих ступеней развития определяются способом производства. Общество, где  властвует товарное производство и  частная собственность, порождает  эксплуатацию и насилие. Его преобразование с целью уничтожения эксплуатации возможно с помощью пролетарской революции и установления диктатуры  пролетариата в период перехода от капиталистической формации к коммунистической. Коммунизм, по Марксу, - это общественный строй, основанный на коллективной собственности на орудия производства и высокой производительности труда, где будет осуществлен принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям”, и где свобода каждого человека будет условием свободы всех.

     Соратником  Маркса был Энгельс. Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в Германии. В соавторстве  с Марксом написал «Манифест  Коммунистической партии” – первый программный документ международного коммунистического движения.

     Основными его философскими работами являются: «Диалектика природы”, «Анти-Дюринг”, «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” и др.

     Вместе  они разрабатывали основные идеи исторического материализма и материалистической диалектики. Большой вклад Энгельс  внес в исследование проблем рабочего движения. Определенный интерес представляют его работы в области развития идеологии народного образования. В частности, он предлагал строить  систему образования с учетом следующих принципов: всестороннего  развития индивида, равных возможностей получения образования, коллективизма, соединения обучения с производительным трудом.

 

18. Философия науки.  Исторические формы  позитивистской философии:  классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм,  постпозитивизм.

Одним из ведущих  направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, как правило, единственным предметом анализа выступает научное знание.

   Позитивизм

   Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся в своей первой, классической форме на протяжении первой половины XIX в. во Франции (Огюст Конт, 1798—1857) и Англии (Джон Милль, 1806—1873 и Герберт Спенсер, 1820—1903).

Основоположник  позитивизма Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными  законами.

1) Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира:

1. теологическая  — человек объясняет мир с помощью сверхъестественных (преимущественно божественных) сил;

2. метафизическая объяснение мира с помощью неких первоначал, первосущностей (субстанций, идей и т. д.), которые якобы лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте;

   3. позитивная наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос "как?"

2) Закон постоянного подчинения воображения наблюдению.

   3) Энциклопедический закон, проявляющийся в классификации основных наук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию.

Эмпириокритицизм

    На  смену классическому позитивизму  пришла вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм. Основное содержание эмпириокритицизма (философии "критического опыта") составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаасом (1837—1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом (1843—1896), австрийским физиком Эрнстом Махом (1838—1916) и др.

Главные принципы, которые, по мнению эмпириокритиков, должны быть положены в основание научного исследования, можно свести к следующим.

1) Принцип "корреляции", или "координации", т. е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.

2) Принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3) Принцип экономии мышления, который требует ограничить научное знание эмпирическим материалом.

Неопозитивизм

Третьей формой позитивизма  является неопозитивизм.

3.1. Первый  вариант неопозитивизма — логический позитивизм — сформировался на базе "Венского кружка", основанного в 1922 г. в Венском университете Морицом Шликом (1882—1936) и объединившего группу философов, логиков и физиков.

   Задача — подвергнуть критическому анализу все существующее научное и философское знание и его язык. Методом такого анализа должна стать философия (понимаемая как логика), а его результатом — построение единого языка науки.

Постпозитивизм

   Постпозитивизм (то, что "после позитивизма") включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки. Наиболее значимые постпозитивистские концепции  — критический рационализм Карла Поппера (1902—1994), концепция научно-исследовательских программ Имре Лакатоса (1922—1974), теория исторической динамики науки Томаса Куна (1922—1996), анархистская эпистемология Пола Фейерабенда (1924—1994). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

19. Философия экзистенциализма.

    Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшествующей философии. Его основная цель — разработать философию человека, которая учитывала бы фундаментальную специфичность человеческого бытия в мире и рассматривала бы человека — единичного, конкретного существующего в его реальной ситуации в мире, «среди вещей и Других».

    Экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после Первой мировой войны в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Мартин Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Габриэль Марсель, Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти, Альбер Камю, Симона де Бовуар и др.). В середине века экзистенциализм широко распространился и в других странах, в том числе и в США. Представители экзистенциализма в Италии — Никола Аббаньяно, Энцо Пачи; в Испании к нему близок Хосе Ортега-и-Гассет.

    Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Блеза Паскаля, Серена Кьеркегора, Мигеля де Унамуно, Федора Достоевского, Фридриха Ницше. 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"