Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:34, шпаргалка
1.Философия, её роль в жизни человека.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.
1.Философия, её роль в жизни человека.
Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии:
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению
в мир природы и чувств
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет
человеку выйти за рамки
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
- экономическую;
- естественно научную;
- правовую;
Виды мировоззрений:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
Типы мировоззрений:
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Формула мировоззрения:
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.
Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.
Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.
Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.
В решении этого вопроса существует два подхода:
В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:
1. Философский материализм или демакрический.
Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.
За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:
2. Философский идеализм.
Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).
В философском идеализме развивалось два направления:
Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.
У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.
Два мнения:
Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.
Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.
3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.
Метод (с греч. – исследование) – путь подхода к познанию или приобретению действительности. Философов с древности интересовал вопрос: что происходит с миром?; извечно он один и то же или изменяется?
Ответ:
Структура философии сложна. По мере накопления философских знаний, в них выделялись следующие науки:
1) Логика (наука о закономерностях);
Функции:
4. Понятие «история философии». Исторические типы философии. Общая характеристика.
История философии – это наука о развитии философских знаний. История философии – это философия в историческом развитии.
История философии, как особая область исследования, зародилась в древности. Сочинения философов Платона, Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, подчинённый изложению собственной философии. В эпоху средневековья, а также в XVI-XVIII вв. историко-философские учения исследования стали частью сочинения выдающихся философов.
История философии несёт в себе богатейший научно-практический опыт людей, их искания, находки. За 2,5 тыс. лет в ней выделяли 10 исторических типов. Каждый тип отражает самосознание каждой эпохи. Они отличаются характером конкретной эпохи, уровнем знаний в ней общественным строем личности философов.
Исторические типы философии.
Философия |
Время |
Представители |
Характеристика |
1.Философия Древнего Востока (Индия, Китай) |
V в. до н. э. – V в. н. э. |
Конфуций, Будда |
Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека. |
2. Древнегреческая философия |
Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель |
Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на здравый смысл человека | |
3. Средневековая философия |
V – XV вв. н. э. |
Августин Блаженный, |
Философы этого времени |
4. Философы эпохи Возрождения |
XV-XVII вв. |
Н. Коперник, Н. Куганский |
Философы этого времени подходят к анализу окружающего мира с художественно-эстетических позиций. |
5. Философия нового времени |
XVII век |
Бэкон, Декарт, Лейбниц |
Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь на научные знания. |
6. Философия эпохи Просвещения |
XVIII век |
Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро. |
Философы этого времени распространяли знания среди широких слоёв населения. |
7. Немецкая классическая |
XVIII-XIX вв. |
Гегель, Кант |
Философы этого времени объясняли явления окружающего мира рационально |
8. Русская философия |
XI-XX вв. |
Н. Фёдоров, Н. Бердяев, В. Соловьёв |
Существовало 2 течения:
2) Русский космизм. |
9. Марксистская философия |
40-е гг. XIX века |
Маркс, Энгельс |
Диалектико-материалистический подход к анализу явлений окружающего мира. |
10. Современная западная философия (немарксистская) |
XX век |
Шопенгауэр, Камю, Ницше, Фрейд, Сартр |
Философы этого времени, объясняли явления окружающего мира, опираясь не только на разум, но и на его интуицию чувства. |
5. Философия Древнего Востока.Китай.
VI – III век до н. э. – золотой век древнекитайской философии. Время соперничества 100 философских школ, в результате которого осталось только 6 школ. К этим школам относятся: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Школа Закона, Школа Имён, Натуральная философия.
Основной школой философии Древнего Китая является Конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Основной труд Конфуция – «Беседы и высказывания». Эту книгу знал наизусть всякий образованный китаец.
Разделы «Беседы и высказывания»
1. Небо и Духи.
Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле.
2. Общество.
Конфуций преклоняется перед людьми прошлого за то, что они не обращали внимание на мелочи, отличались прямотой, учились, совершенствуя себя. Конфуций критикует современников за то, что они учатся ради известности, занимаются обманом, срывают свой гнев на других.
Общество представляет собой одну большую семью, где император – это глава семьи. Все отношения в обществе должны строиться как в хорошей семье.
3. Этика.
Конфуций пишет, что основными понятиями во взаимоотношениях людей являются: человеколюбие, взаимопонимание, золотая середина. Эти понятия составляют правильный путь человека в жизни или Дао (умение человека жить в равном согласии с окружающим миром, не противостоять ему). Этим путём должен идти всякий, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми и с самим мирозданием.
4. Управление.
Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован и одарён. Правитель призван быть знающим, мудрым и нравственным. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственности примера вышестоящих и нижестоящих.
5. Знание.
Знать – значит знать людей. Познание природы Конфуция не интересует. Учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным. Слушаю много, выбираю лучшее и следую ему.
Школа Закона противопоставлена Конфуцианству. Характерные черты Школы Закона:
1. Законники отказались от
2. Государство – это не большая семья, а безумный механизм. Правитель – не отец, а деспот. В IV в. н. э. идеолог Шан Янг изложил нормы нравственности. Доброта и человеколюбие – мать преступников. Призывал карать жестоко, внушая трепет.
3. Разобщать людей взаимной подозрительности слежкой, доносительством. Всё это помогает навести порядок.