Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия, её роль в жизни человека.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

Движение – способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Движение – это любое изменение материи. Сущность движения – это сосуществование двух взаимопротиворечивых сторон, их борьба и их слияние. Свойства движения:

  1. Всеобщность;
  2. Объективность;
  3. Несовершенность и неуникальность.

Противопоставлению движению является покой, как состояние временного равновесия, его устойчивость и неизменность вещей. Разница взаимодействия, движения и покоя состоит в том, что движение вечно, а покой временный. Движение – это атрибут материи, т.е. материя не может существовать без движения. Это доказывается тем, что в любом предмете существует внутреннее движение, которое определяет его свойства.

Формы вида движения представляют сбой способы её изменения. До XIX века, всё множество форм движения сводилось в основном к механическим процессам. А с середины XIX века, Энгельс в своей работе «Диалектика природы», дал простейшую классификацию форм движения материи с учётом конкретного носителя:

  1. Механическая (смена места);
  2. Физическая (теплота, электричество, свет);
  3. Химическая (образование озона);
  4. Биологическая (существование и развитие живых организмов);
  5. Социальная (совокупность явлений общественной жизни).

Эти формы связаны между собой генетически (т.е. одна зависит от другой) и структурно (одна, более сложная, включает в себя другую).

Пространство и время. Форма существования материи. Проблема единства мира в философии.

Материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Точки зрения:

  1. Материалисты. Время – форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность материальных процессов. Пространство – это форма бытия материи, характеризующая её протяжённость.
  2. Объективный идеализм. Пространство и время – это формы проявления вечности, присущие Богу или абсолютному Духу.

 

30. Пространство и время –  формы существования материи. Проблема  единства мира в философии.

  1. Они вечны и бесконечны;
  2. Объективны – независимы от нашего сознания;
  3. Внутренне противоречивы (конечны и бесконечны, граничны и безграничны).

Отличия пространства и времени.

  1. Быть в пространстве – значит существовать в форме расположения одного  возле другого. Быть во времени, следовательно, существовать в форме последовательности одного после другого.
  2. Пространство имеет три изменения (длина, ширина, высота), а время имеет одно направление.
  3. Пространство обладает свойством симметрии, а время не обладает этим свойством.

В философии существует две точки зрения о том, связаны ли пространство и время с материей:

  1. Субстанциональная (Ньютон). Пространство и время существует независимо от материи. Это «вместилище» для материальных процессов.
  2. Реляционная (Эйнштейн). Материя существует вместе со временем и пространством. Если тело движется со скоростью света, то масса тела увеличивается, минимальные размеры тела по направлению движения сокращаются, а ритм процессов в теле замедляется.

Единство мира следует понимать, как основную связь, определяющую его целостность. Единство мира обнаруживается во взаимосвязи и взаимодополняемых предметов; единство мира обнаруживается в том, что все предметы и явления окружающего мира подчиняются единому закону.

Два мнения о вопросе единства мира.

  1. Дюринг – мир един, т.к. мыслится единым.
  2. Материалистическое – единство мира в том, что всё окружающее нас – это различные виды и формы материи.

 

31. Проблема сознания в философии. Сознание – свойство высокоразвитой материи.

Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания:

1.Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира,  который (процесс) включает в себя следующие элементы:

  1. Ощущения, восприятия, представления;
  2. Самосознание;
  3. Чувства, эмоции;
  4. Воля.

Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично.

2.Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично.

3.Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени.

4.Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест».

Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%.

Учёные установили, какие участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека:

  1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;
  2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий.
  3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память).

Сознание – это продукт общественного развития

32. Происхождение сознания. Творческая, активная роль сознания. Язык и мышление.

По вопросу о происхождении сознания существует две точки зрения.

1. Витализм – доказывает, что живое может возникнуть  толь от живого, поэтому вопрос  о происхождении сознания не  рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью.

2. Философский материализм  – сознание возникает благодаря  тому, что материя обладает таким  универсальным всеобщим свойством, как отражение – воспроизведение  в себе других предметов. Отражение в живой природе имеет активный характер, получает сведения о внешнем мире и изменяет сферу своего обитания. Формы отражения:

  1. Элементарная (механическая, физическая, химическая);
  2. Раздражимость – возникновение в месте с появлением жизни в простых формах.
  3. Чувствительность как способность ощущать внешний мир.
  4. Психическое отражение – возникает с появлением ЦНС.

Характеристика сознания.

  1. Сознание – субъективный образ объективного мира.
  2. Сознание всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира.
  3. Ядром сознания является знания о внешнем мире (научное и ненаучное).

Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к внешнему миру.

Функции сознания:

  1. Познавательная;
  2. Целеполагающая;
  3. Регулятивная;
  4. Сознание – способ трансляции социального опыта в ходе совместной деятельности.

Творческая активность сознания выражается в непассивном восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы.

Язык и мышление. Язык и мышление  человека имеют общее: они социальны по форме содержания.

Отличия:

  1. Мышлением имеет функцию познания мира.
  2. Мышление динамичнее сознания, язык консервативнее.
  3. Мышление – общечеловеческое средство, а язык национален.

 

33. Проблема познаваемости мира философии. Познание как процесс отражения внешнего мира в сознании человека.

Одной из важнейших проблем философии является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания.

Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления.

Субъект познания – сам познающий человек.

Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира:

  • Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется.
  • Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано.

С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира:

  1. Живое созерцание или чувственное познание;
  2. Абстрактное мышление или рациональное познание;
  3. Практика;
  4. Установление истины.

Истина цель познания.

34. Чувственное познание его формы. Рациональное познание и его формы. Единство чувственного и рационального познания.

Познание окружающего мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания:

  • Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека;
  • Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.;
  • Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд).

Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека.

Материалисты считают, что наше ощущение это объективный образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы:

  • Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево.
  • Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо.
  • Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание.

Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления.

Существуют разные точки зрения по вопросу о том, какую роль в познании мира играет чувственное и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу:

  1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента.
  2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления.
  3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"