Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:34, шпаргалка

Краткое описание

1.Философия, её роль в жизни человека.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.

Файлы: 1 файл

filosofiya_shpory-1586.doc

— 393.00 Кб (Скачать)

3. Декарт известен, как  основатель принципа дуализма. Этот  принцип Декарт обосновал в  учении о врождённых идеях. Суть: он учил, что все идеи человек приобретает тремя путями:

  1. Часть идей человек получает извне, путём чувственных контактов с предметами.
  2. Идеи образуются в уме, путём переработки идей первого рода.
  3. Декарт считал наиболее важные понятия – это некий сет, всегда присутствующий в разуме: Бог, протяжённость, движение.

Немецкий учёный Г. Лейбниц (1646 - 1717) внёс «новое» в философию Нового времени:

1. Лейбниц разработал  учение о монадах (монада –  единое). Монада – самостоятельно  существующие субстанции. В это время, с помощью открытия микроскопа, было обнаружено существование инфузорий, бактерий; изучено строение глаз. Нужно было объяснить новые открытия. Лейбниц, с помощью учения о монадах, доказывал, что в мире – всё живое и одушевлённое; каждый кусок вещества – это целый мир живых существ – монад. Сущность каждой монады – это деятельность, а деятельность монад – это смена внутренних состояний.

2. Лейбниц разработал  учение о бессознательных представлениях. Суть данного учения: бессознательные, малые восприятия, когда их число бесконечно возрастает, в сумме дают доступную сознанию величину.

3. Лейбниц считал, что  его доступные знания человека  делятся на два вида:

  1. Это истина разума знания, полученная с помощью понятий без обращения к опыту;
  2. Истинный фактор – знания, полученные эмпилиптическим путём.

15. Философия эпохи Просвещения. Философские взгляды Локка и Вольтера.

XVIII век в исторической философской мысли называют эпохой Просвещения. Родиной эпохи просвещения является Англия, но наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции (Вальтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо).

Особенности эпохи Просвещения:

1. Представители эпохи  просвещения критиковали религию  и церковь, считая их препятствием  общественному прогрессу.

2. Философы эпохи Просвещения  опирались на точные науки в познании мира.

3. Для эпохи Просвещения  была характерна просветительская  трактовка человека: если в Средневековье  считалось, что человек изначально  греховен, он источник зла, то  «просветители» доказывали, что  человек по своей природе добр, нет ничего дурного в его стремлении к самосохранению. Человек любит удовольствие, избегает страдания. Человек – природное существо, а всё природное – хорошо. Только искажение и ущемление цивилизации ведёт к злу и несправедливости.

Представители эпохи Просвещения.

Джон Локк (1632 - 1704) – английский философ. Локк был основателем принципа буржуазности либерализма. Он считал, что неотчуждаемые права человека – это:

  1. Право на жизнь;
  2. Право на свободу;
  3. Право на собственность. Частная собственность – это фундамент человеческого общества и первейшее условие свободы индивида.

1. Джон Локк большое  внимание уделял проблемам человека  и утверждал о четырёх важных  качествах:

  1. Рассудительность;
  2. Честность;
  3. Трудолюбие;
  4. Великодушие.

2. Джон Локк ввёл  понятие «гражданин мира» - носитель разума и справедливости, это человек, который находит хороших людей в любом народе, сословии, вере; ему чужда приверженность к «устному мирку». В свою очередь, антиподом «гражданину мира» является «частный человек». Это человек, который руководствуется в жизни только собственными интересами; себялюбив, своекорыстен, не общественный.

3. Джон Локк уделял  внимание проблеме теории познания. Локк обосновал происхождение  знаний из мира чувств. В момент  своего рождения, душа человека  – это как бы чистый лист бумаги, на котором нет знаков. Лист заполняется по мере накопления практической и познавательной деятельности.

Вольтер (1694 - 1778). Сочинения Вольтера:

1. «Философские письма»;

2. «Рассуждения о человеке».

Вольтерьянство – символ свободомыслия и гражданской смелости. Главным объектом критического мышления Вольтера был религиозный фанатизм. Люди вовсе не должны находиться во власти невежественных предрассудков. Они вправе быть свободными. Человек – произведение природы, венец её эволюции. Инстинкт деятельности – это весьма совершенное и эффективное орудие для достижения человеком благополучия и счастья.

Вольтер внёс большой вклад в философское осмысление истории общества. Автор термина «философия истории». Анализируя историю, Вальтер доказывал, что история общества представляет собой неумолимый процесс развития материального производства. Но история – это также и борьба мнений: «Мнения правят миром».      

 

16. Немецкая классическая философия. Философские взгляды И. Канта.

Немецкая классическая философия существовала в период с конца XVIII века до 70-х годов XIX века. Немецкая классическая философия является вершиной рационалистического мышления. Особенности немецкой классической философии:

  1. Немецкая классическая философия явно ориентирована не на исследование природы, а на познание сферы духа в различных его проявлениях.
  2. В немецкой классической философии обоснована философская идея развития. В ней наиболее систематично и последовательно изложена диалектика, как теория развития и метод философского мышления. 
  3. Благодаря немецкой классической философии, философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понитивный аппарат.

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Философская деятельность Канта делится на 2 периода:

1. «Докритический» период (до начала 1770-х годов). Кант решал проблемы бытия, природы, религии, этики.

  1. В этот период главным вопросом для Канта были естественнонаучные вопросы. В 1755 году вышла его работа «Всеобщая естественная история и теория мира». В работе, Кант объясняет строение солнечной системы и высказывает гениальную гипотезу о том, что солнечная система возникла из огромного облака разреженных в пространстве частей материи.
  2. Кант анализирует роль приливов и отливов в истории Земли и доказывает, что от этого зависит скорость суточного вращения Земли.
  3. В биологии, Кант классифицирует животных по происхождению. В области религии Кант считает, что надо ограничить знания и дать место вере, т.к. именно вера в бессмертие души, свободу и Бога – это основание для того, чтобы человек стал нравственным существом.

2. «Критический» период (с 1770-х годов).

1) Выходит работа Канта  «Критика чистого разума» (1781 год). В этот период Кант занимается  изучением познавательной деятельности человека и совершает в этой области такой же переворот, как Коперник в астрономии. Впервые Кант предлагает рассматривать познавательную деятельность субъекта как основание, а предмет исследования – как следствие.

Свой метод Кант называет «критический», т.к. он считал, что надо подвергнуть критическому анализу наши познавательные способности. Познание – деятельность, протекающая по своим собственным законам и главный фактор познания – специфика особенности познающего субъекта.

2) Кант разработал собственное учение о познании мира – это учение «О вещах в себе и явлении вещи». Человек может познать только то, что сам сделал, а в целом мир – непознаваем. Кант делит окружающий нас мир на 2 части:

I – мир явления вещей – внешняя форма вещей (познаваемый мир);

II – мир «вещей в себе» - суть вещи, её смысл, идея (непознаваемый мир).

3) Анализируя познавательную  деятельность человека, Кант выделяет 3 её основы:

а) Чувственность – способность к ощущениям;

б) Рассудок – способность к понятиям;

в) Разум – способность к умозаключениям, доходить до идей.

 

17. Диалектический метод Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

Гегель (1770 - 1831)– немецкий философ, профессор Берлинского университета. Его работы весьма глубоки. Основная работа Гегеля – «Феноменология духа» (1806 год). Гегель разработал собственное учение об абсолютной идее. С помощью этого учения, Гегель показал, как происходило развитие мира. Гегель показывает, показывает, что на первом этапе развития мира была некая идея. Эта идея обрастала всё более плотными понятиями, которые явились в будущем источником вещей и явлений. Когда идея достигла предела, она решает выразить себя в чём-либо конкретном. На втором этапе, на базе этих понятий, создаётся окружающий нас мир с его флорой и фауной. Однако абсолютная идея недовольна тем, что в этом мире нет существа наделённого сознанием, способного оценить величие и могущество абсолютной идеи. На третьем этапе идея создаёт человека.

Гегеля критикуют, т.к. он противоречил сам себе: «нет ничего в мире устойчивого, безусловного, святого. На всём и во всём лежит печать неизбежного падения. Не что не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения. Гегель в этом учении выступает, как объективный идеалист, т.к. идея находится вне человека.

Величайшая заслуга Гегеля в том, что разрабатывая категории или понятия философии, он на их базе сформировал 3 всеобщих диалектных закона, которые действуют везде:

I – закон единства и борьбы противоположности – указывает на источник, причину развития;

II – закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – указывает на механизм процесса развития;

III – закон отрицания отрицания – указывает на направление процессов развития.

Гегель показывает, что всякое развитие протекает по определённой схеме:

1 этап – утверждение или положение (тезис);

2 этап – отрицание этого тезиса (антитезис);

3 этап – отрицание отрицания (синтез).

Фейербах (1804 - 1872) – последний представитель немецкой классической философии. Основной труд Фейербаха – «Сущность христианства» (1841 год). Основные заслуги Фейербаха:

1. Укрепил позиции материализма тем, что ему в голову пришла мысль о том, что мышление – не сверхчеловеческая сущность – мыслит лишь человек с помощью мозга.

Себя Фейербах материалистом не считал, т.к. в то время существовало несколько направлений материализма.

2. Рассуждения о природе. Фейербах  пишет, что природа – это единственная реальность, а человек – её высший продукт. Благодаря человеку, природа осуществляет себя, созерцает себя, мыслит о себе. Всё в природе возникло из неживого. Природа – вечна, бесконечна.

3. Рассуждения о религии. Религиозные чувства порождаются трудностями, страданиями. Человек верит в Бога, т.к. сам хочет стать совершенным.

4. Этические воззрения Фейербаха. Движущие силы развития общества – не мистически, а человеческие чувства и страсти.

О свободе. Человек свободен там и тогда, где и когда условия его жизни позволяют удовлетворять его естественные стремления к счастью. Фейербах считал, что средства ощущения гармоничного сообщества людей – это любовь, т.к. любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Его счастье непрерывно связано со счастьем любимого человека. Любовь – решающая сила общественного прогресса.

Материализм Фейербаха  - антропологический, т.к. в центре внимания его философии находится человек, как единство души и тела, а не отвлечённое понятие. Фейербах встал на защиту природно-биологического начала человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Ранний период в русской философии: истоки, особенности.

Русская философия представляет собой значительное явление духовной культуры человечества. Русская философия имеет почти тысячелетнюю историю и включает в себя большое разнообразие течений, школ, учений. Особенности развития в русской философской мысли:

1. Россия – огромный Восток-Запад. Она находится на перекрёстке мировых культурно-исторических процессов. Это определило возникновение течений: западничества и славянофильства.

2. Отмечается запоздалый исторический  спад в развитии русской философии. Русская философская мысль зародилась в эпоху рассвета Киевской Руси на волне Христианизации страны (конец X века).

3. На развитие русской философской  мысли активное влияние оказало  православие, как решение, ориентированное  на высокие общечеловеческие  ценности: добро, милосердие, справедливость.

В истории русской философии принято выделять четыре основных периода:

  1. Ранний период русской философии, её становление (XI - XVII вв.).
  2. Философская мысль «русского Просвещения» (XVIII в).
  3. Классический период в развитии русской философии (XIX в).
  4. Советский период (XX в).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"