Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:14, шпаргалка
1. Предмет, задачи, актуальные проблемы возрастной психологии.
Взрастная психология – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в нтогенезе. (Онтогинез-от рождения и до конца дней,филогенез-весь эволюционный период).
1. Предмет, задачи, актуальные проблемы возрастной психологии. Взрастная психология – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в нтогенезе. (Онтогинез-от рождения и до конца дней,филогенез-весь эволюционный период). Возрастная псих-ия как сам. наука зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Основной вклад внесли: В.Трейер («Душа ребенка»), Г.С. Холл (1-ый научный журнал по изучению псих-ии развития детей,концепция подроскового возраста). Предметом изучения в.п. является человек при переходе его из одного возраста в другой, таким образом в наиболее общем виде в.п. - отрасль психологической науки, которая изучает особые формирований личности на разных этапах его развития. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, юноша, подросток, и др. Основные разделы: 1. Детская психология, включающая развитие в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 2. Психология младшего школьника. 3. Подростка. 4. Ранней юности. 5. Взрослого человека. 6. Старости (геронта). Задачи возрастной психологии: Изучение возрастной динамики психики человека в онтогенезе с вычленением качественных отличий и своеобразием каждого этапа. Рассмотрение возрастных особенностей психических процессов, усвоение знаний, факторов влияющих на развитии личности. Проблемы в.п: Центральной является-проблема источника и движущих сил, а так же такие проблемы,как органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие де¬тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо¬собностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов. |
2. Методы исследования в Метод (от греческого путь к чему либо) – это общий подход, способ исследования, к-ый определяется предметом изучения общим представлением о нем. В истории возрастной психологии выделяются три ос¬новные стратегии: Методика – это частный конкретный способ сбора мат-ов, зависяший от условий исследования и возможностей исследователя. Наблюдение. Основная задача - на¬копление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо¬ваний - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; система¬тичность наблюдений; наблюдение за естественным по¬ведением ребенка. Наблюдение бывает: Сплошное - охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка (описывает общую картину поведения ребенка), Выборочное - фиксирует какую-либо одну сторону поведения. Скрытое - фигура наблюдателя не видна ребенку, не должна привлекать внимание.(зеркало) Включенное - наблюдатель включен в деятельность ребенка. Одноразовое - проводится один раз единовременно. Сравнивают поведение детей мальчиков и девочек. Длительное - продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми детьми. Сравнивают разные этапы в развитии ребенка. Эксперимент - исследование, в процессе которого психолог вызывает интересующие его психические явле¬ния и создает условия жизни ребенка. Разли¬чают: лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) естественный (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением резуль¬татов). В психологии используют два метода срезов: метод поперечного среза (в достаточно больших группах с по¬мощью конкретных методик изучается определенный ас¬пект развития), лонгитюдный или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени). При проведении эксперимента пользуются следующи¬ми частными методами. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на це¬ленаправленные вопросы. Анкетирование - метод получения информации о че¬ловеке на основании ответов на специально подготовлен¬ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись¬менным, устным, индивидуальным и групповым).Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет¬ради, дневники).Тест – сис-ма спец. подобранных заданий, к-ый предлагают детям в строго опред. условиях. Для каждой возрастной групп свои нормы выполнения заданий. В настоящее время интенсивно
развивается стра¬тегия формирующего
эксперимента, введенная в психологию
Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс¬периментально- |
3. Понятие о движущих силах Под движущими силами подразумеваются факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются причинами развития и содержат в себе энергетически побудительные источники развития и направляют его в нужное русло. Все теории рассматривающие проблемы движущих сил подразделяют на 4 группы: 1) биогенетический подход (Если считают что основная движущая сила-наследственность); 2) социогенетический подход (Если признается роль социального развития); 3) конвергенция (попытки объединить биологииическое и соц-ое в разве ребенка); 4) Психогенетический подход – самый современный и перспективный на сегодняшний день. Все концепции полагают что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий. Результат хода психического развития зависит от хода и исхода борьбы противоречий, где важную роль играет активность самого субъекта. Таким образом движущей силой психического развития признается борьба противоположностей и активная роль самого субъекта в развития, в связи с этим признаются не только количественные изменения но и качественные. Условия могут быть благоприятны¬ми или неблагоприятными для процесса индивидуально¬го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Условия психического развития. Различные точки зрения по вопросу о соотношении генотипических и средовых влияний на развитие. Личность представляет собой онтогенетическое при¬обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре¬деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста¬новления принцип развития. Как известно, объект может из¬меняться, но не развиваться. Развитие характеризуется качественными изменения¬ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле¬ментов в самом развитии; перестройка связей между сто¬ронами объекта. Условия психического развитя:1) деятельный подход - общение с взрослым. Условиями развития в.п.ф. Выгодский рассматривал морф особенности мозга и общение, процесс развития психики происходит в форме усвоения.2) наследственность и среда. Проблема генотипической
и средовой обусловленности 1) биогенетический. а) Концепция рекапитуляции. Стенли Холл. Мех-м развития - развертывание генетической программы. Отсюда – аналогия между филогенезом и онтогенезом. Периодизация построена на основе появления и угасания в онтогенезе разных форм игры. б) трех ступенчатого развития. К. Бюллер. Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий). 2)социогенетический. Бихевиоризм. Осн. тезис: развитие человека – это развитие поведения. Любое поведение можно сформировать путем научения. 3)Конвергенция. Наблюдение, биографический метод. В. Штерн. Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. 4) Психогенетический. Культурно историческая. Л. Выготский. Человек совершенствует свои способности и психику, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). |
5. Основные подходы к
исследованию психического Основы психоаналитического подхода к пониманию развития пси¬хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психиче¬ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес¬сов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси¬хики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влече¬ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз¬нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо¬димому. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре¬менно. Оно (Ид) — врожденно, наследственно, закреплено, состовляет обл. безсознательного, включает в себя врожденные влечения, снобжено энергией либидо и нах-ся в конфликте с Я и Сверх Я Я (Эго) — возникает из
ОНО на 1-ой стадии развития (оральная),
как приспособительный Сверх-Я (Супер-Эго)- возникает на фаллической стадии развития, в результате продолжительного Эдипова комплекса и интерриоризации родительских требований и запретов, выполняют ф-ю – цензора. Тенденции со стороны Оно и Сверх Я, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, на-пряженность индивида. В ответ Я создает и использует ряд за¬щитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Я ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается пережива¬ниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова¬нию основных положений своей теории развития личности, анали¬зируя невротические нарушения взрослых пациентов. Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем лю¬дям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрас¬тного развития 3. Фрейда называют психосексуальной тео¬рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте. Стадии психосексуального развития. Критериями выделения стадий послужили:секс.цели(эроген зоны),хар-ка процессов развития и источник конфликта. 1.Оральная стадия(0-1,5 г.)-связано
с пищевой функцией, 2.Анальная стадия(1,5-3 лет)Эрогенная
зона-анус.На этой стадии реьенк начинает
получать удовольствие от процесса смены
напряжения-облегчением, 3.Фалличсекая стадия(3-5 лет)Ключевая в развитии ребенка.Рост познавательской активности ребенка приводит к различию между полами.Создаются различные «теории рождения».На этой стадии происходит первый выбор секс. Объекта,которые приводит к форированию эдипового комплекса у мальчиков и комплекса Электра у девочек.В основе этих комплексов лежат бессознательное влечение к родителю противоположного пола.Положит. решение осуществляется как отказ от объективного влечения к матери и усиление идентефикации с отцом.Результатом разрешения Эдипового комплекса я становится формирование «Сверх Я» ребенка.Негативный эдипов комплекс хар-ся любовью к отцу и ненависти к матери,а это чревато формирован. гомосекс. тенденций на генитальной стадии развития. 4.Латентная.(6-12 лет).Стадия
затишья, либидо себя не 5.Генитальная стадия(12-18) Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью в обществе лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера – нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания |
. 6.Закон развития ВПФ, закон Л.Выготский выдвинул теорию
развития ВПФ. В св. теории он разработал
идею о культурно-ист-ом развитии психики.
Согласно его теории: «Всякая ВПФ появл-ся
на сцене 2-ды: сначала как деят-ть коллективная,
соц-ая, т.е. как ф-ция интерпсихическая,
второй раз как действие индивид-ое, как
внутренний сп-б мышления реб-ка, как ф-ция
интрапсихич-ая». В основе формир-ия ВПФ
лежит сотрудн-во реб-ка со взрослым, общение
в широком смысле слова. Согласно его теории
необх-мо различать 2 плана поведения:1)натурал-ый(биолог- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Эпигенитическая теория развития личности Э.Эриксона. Различия психоанализа и теории Эриксона в трактовке развития личности.Эпигинез-наличие целостного врожденного плана определяющег осн. стадии развития.Эпигинетич. принцип определяет последоват. стадии развития личности.Э.Эриксон создал психоаналитич. Концепцию об отношениях Я и общества.Он расширил концепцию Фрейда и принес ударение с «оно» на «Я». Если концепция Фрейда была психосекс., то у Эриксна психосексуальн.Главный в содержании развития явл. процесс становления эгоидентичности. Э.Э. считая, что каждый ч-к проживает 8 психосекс. кризисов. Суть кризиса закл. в выборе между альтернат. путями развития. Периодизация развития:На каждой стадии разреш. Психосекс. Конфликт: 1.Младенчество(0-1)Отделение
ребенка,ощущ. Себя как отдельн. Индивида.Если
позитивно-формир. Базисное доверие к
миру,негативное-недоверие.2. Оценивая концепцию Э.Эриксона необходимо отметить ее сильные стороны: 1) развитие личности рассматривается в целостном жизненном цикле, к-ый охватывает весь онтогенез чел-ка. 2) Развитие рассматр. Как прелдаление кризисов. 3) понимается как процесс, обусловленный актив-ю самой личности. 4) отношение личности и общества выступают как отношения сотрудничества. |
9.Учение Жана Пиаже о Ж.Пиаже автор когнетивной теории – теории о развитии интел-та. В св. концепции он выделил 4 фактора, влияющих на развитие интел-та: 1) фактор равновесия с окруж. средой. (Жизнь – это постоянное нарушение равновесия м/у ор-мом и окруж-й его средой. Нарушается равновесие и орг-зм сразу проявляет активность на его восстановление. Стремление к равновесию – гл.регулятор развития). 2)Биологическое созревание (создает предпосылки развития, но не определяет содержание и законом-ей развития). Роль наследственности выражена: а)в процессах биол. созревания б)в врождености, стремлени к равновесию; в)в организации опыта и инф-ции в схемы действия. Схемы действия – сп-бы обработки инф-ции.Они формир-ся прижизненно,т.о. биологич-ое созревание явл-ся условием развития. 3)Собств. актив-ть субъекта(явл-ся источником развития) 4)Социальный фактор (обеспечивает формирование соц.опыта) усвоение соц. опыта возможно с развитием интеллекта. Социализация начин-ся достаточно поздно,когда у реб-ка есть уже интеллектуал-ые .инстр-ты для присвоения соц.опыта. Т.о. основа теории Пиаже – это биологическая теория уравновешивания. Важным понятием его теории явл-ся понятие адаптации. Только интеллект обеспечивает адаптацию. Адаптация – это уравновешивание м/у орг-мом и средой. Адаптация происходит за счет 2-х важных механизмов:1)ассимеляция – это процесс вкл-я объекта в имеющ-ся схемы действия. 2)аккомодация – это изменение схемы действия в соотв-ии с особен-ми объекта. Осн. стадии развития инт-та. Развитие инт-та – это последоват-ая смена познават-ой позиции субъекта и стр-р мышления. Важнейшим понятием периодизации явл-ся операция. Интеллект представляет собой развитие с-мы операций. Операции – это внутренне-интериоризованные действия, скоординированные в целостную сист-у с другими действиями и обладающие св-ом обратимости. Операции всегда внутренние действия, и внешними быть не могут. Только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия. Т.е. интериоризация действий – это условие формирования операций. Стадии: 1) сенсомоторный интеллект 2)стадия конкретных операций 3)стадия формальных операций. Эгоцентризм – это внутр.сп-б мышления с опорой на восприятие. – Это спонтанная позиция с психич. актив-тью реб-ка в его истоках. Для эгоцентризма характерно: 1)неумение принять точку зрения другого и сопоставить ее со своей. 2) неспособ-ть рассматривать внутр. причины ситуации или явления. Реализм: 1 )представление о мире(интеллект-й реализм) 2) моральный реализм(реб-к не видит основания поступка). Эгоцентрич-ое мышление представляет сочетание св-в аутистического и социализированного мышления.
– 12 лет – эгоцентрическое мышление. 1)от 3-х до 7 лет – реб-к начинает соотносить принципы удовольствия и реальности. 2)от 7 до 12 – происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия. Пиаже утверждал,что общ-во и личн-ть наход-ся в сост-и конфронтации. Этим обусловлено понятие социализация (процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным). Анализ отношений ребенок и взрослый, реб-ок и дети. Т.о. согласно его теории выделяют 2 типа отношений: 1) реб-к – взрослый(отношения принуждения; приводят к вытеснению аутистической мысли и заменой ее эгоцентрическим мышлением) 2) реб-к – дети (отношения кооперации/сотрудничества; лежат в основе преодоления эгоцентризма и перехода к социализиров-му мышлению). В I фазе (3-7(8)лет) глав. фактором развития мышления явл-ся принуждение. В игре, фантазиях и грезах реб-к живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере мышления так и в сфере действия и речи. Во II фазе (7(8)до12) на первый план выступ-т отношения сотруд-ва (кооперации). Никто принудить принять свою точку зрения не может и ед-ый сп-б договориться – выбрать общую точку зрения. Возникает необх-ть в координации различных умственных позиций. Принцип удовольствия и реальности начинает распред-ся по зависимости. В 11-12 лет происходит окончательный переход к социализированному мышлению. Эгоцентрическая речь(э.р.). Для Ж.Пиаже мышление – это прямое выражение речи. Мышление реб-ка прямо выр-ся в его речи =>осн. аргументом сущ-ния эгоцентрич-го мышления стал феномен э.р. Речь не направлена на собеседника и непонятна ему. Особенности э.р.: 1 )Не вып-ет коммуникативной ф-ции, т.к. не направ-на на собесед-ка 2) Ничего не меняет в деятельности, выступ-т как акомпонимент к деят-ти. 3)Фрагментарна и отрывочна 4)В форме монолога. Для оценки динамики э.р. с возрас-м и динамики развития мышления Пиаже ввел понятие коэффициент э.р.(КЭР) КЭР = (количество эгоцентр-х высказываний) / (общее число высказ-й). ЕслиКЭРà1,то вся речь реб-ка эгоцентр-а, если КЭРà0, то эгоцентризма нет. Чтобы преодолеть эгоцентризм надо:1)осознать своё Я в кач-ве субъекта и отделить субъект от объекта; 2)координир-ть св. точку зрения с другими, а не рассматр-ть как единственно возможную. Ж.Пиаже назвал это законом развития,т.к. происх-т смена умств. позиции и кач-ое изменение детск. ума. Л.С.Выготский предложил новую модель,объясняющую феномен э.р.: Э.р. явл-ся переходной формой от речи внешней,соц., выполн-щей ф-ции коммуникации и речи внутр-ей и индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деят-ти реб-ка, выступающий как внутр-й сп-б мышления. Гипотеза Выгот-го явл-ся конкретизацией общ. закона развития ВПФ, закона интериоризации. Л.С.Выготский выделил ряд критич.положений относ-но т. Пиаже: 1) стадия аутистич-го мышления(м) не м.б. исходной стадией в развитии мышления. 2)недостаточный учет Пиаже предметной, практической деят-ти реб-ка в развитии м. |
10. Периодизация
психического развития. Понятие
возраста. Учение о психологическом
возрасте. Критерии возрастной
Периодизация – процесс
выделения качественно 1) Отнесены периодизации
критериями, которых выступают внешний
по отношению к развитию 2)Один признак абстрагированный из целостного развития. ( Фрейда, Пиаже, Болонского. ) 3)За основу взяты внутренние особенности процесса развития. ( Газелл) Возраст(по Выготскому) – это относительный, замкнутый цикл детск. развития, имеющий св. стр-ру и динамику. Виды возрастов: 1 )хронологический – соответствует кол-ву лет с момента рождения. 2) биологический – определяет уровень органической зрелости; и потенциальный возраст жизни человека как биологического вида. 3)социальный – характеризует соц.статус человека . 4) психологический – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития ,т.о. это еще и единица анализа развития. В каждом возрасте в сознании ребенка сущ-ет доминир-щая психич. ф-ция. По мнению Выготского в раннем возрасте это восприятие, в дошкольном - память, в младш.шк.-мышление. Также необходимо помнить, что с рождения реб-к развив-ся более интенсивно. И чем он моложе, тем выше темпы его развития. Чем выше темп развития, тем больше он раним, тем легче можно повредить его физ. и псих здоровью. 20. общая хар-ка психич. развития в младшем школьном возрасте: с.с.р., в.в.д., осн. психич. новообр-ия Возрастные грницы: 7 – 11(12)лет. С.с.р. – I) ребенок – взрослый:1)близкий взрослый 2)учитель(определяющая); II)ребенок – дети:1)товарищ по игре 2)товарищ по учеб.деят-ти. Учитель – носитель соц.опыта и дает оценку. В.в.д. – учебная деятельность,
направленная на самоизменение;развивает
ученика. Включает: 1) мативационный (для
чего?) – мотивы (познават-ые и социальные);
2)операционно-познават-й (как овладел?)
– учеб.задачи – то что ученик должен
освоить (осн. компонент); и учебные операциии
(мыслит. Деят-ть,синтез,анализ…); 3)рефлексивно-оценочный(
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||