Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 01:14, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет, задачи, актуальные проблемы возрастной психологии.
Взрастная психология – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в нтогенезе. (Онтогинез-от рождения и до конца дней,филогенез-весь эволюционный период).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 48.30 Кб (Скачать)

1. Предмет, задачи, актуальные проблемы  возрастной психологии.

Взрастная психология – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в нтогенезе. (Онтогинез-от рождения и до конца дней,филогенез-весь эволюционный период). Возрастная псих-ия как сам. наука зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце 19 века. Основной вклад внесли: В.Трейер («Душа ребенка»), Г.С. Холл (1-ый научный журнал по изучению псих-ии развития детей,концепция подроскового возраста).

 Предметом изучения  в.п. является человек при переходе его из одного возраста в другой, таким образом  в наиболее общем виде в.п. - отрасль психологической науки, которая изучает особые формирований личности на разных этапах его развития. Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, юноша, подросток, и др.

Основные разделы: 1. Детская психология, включающая развитие в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 2. Психология младшего школьника. 3. Подростка. 4. Ранней юности. 5. Взрослого человека. 6. Старости (геронта).

Задачи возрастной психологии:

Изучение возрастной динамики психики человека в онтогенезе с  вычленением качественных отличий  и своеобразием каждого этапа. Рассмотрение возрастных особенностей психических  процессов, усвоение знаний, факторов влияющих на развитии личности.

Проблемы в.п: Центральной является-проблема источника и движущих сил, а так же такие проблемы,как  органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие де¬тей; проблема соотношения и выявления задатков и спо¬собностей; проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; проблема разработки разделов возрастной психологии; проблема возрастной периодизации; проблема методов исследования, их стандартизации, адаптирования для разных возрастов.

2. Методы исследования в возрастной  психологии.

Метод (от греческого путь к чему либо) – это общий подход, способ исследования, к-ый определяется предметом изучения общим представлением о нем.         

В истории возрастной психологии выделяются три ос¬новные стратегии:

Методика – это частный конкретный способ сбора мат-ов, зависяший от условий исследования и возможностей исследователя.

Наблюдение. Основная задача - на¬копление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение должно отвечать ряду требо¬ваний - это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; система¬тичность наблюдений; наблюдение за естественным по¬ведением ребенка. Наблюдение бывает: Сплошное - охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка (описывает общую картину поведения ребенка), Выборочное - фиксирует какую-либо одну сторону поведения. Скрытое - фигура наблюдателя не видна ребенку, не должна привлекать внимание.(зеркало) Включенное - наблюдатель включен в деятельность ребенка. Одноразовое - проводится один раз единовременно. Сравнивают поведение детей мальчиков и девочек. Длительное - продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми детьми. Сравнивают разные этапы в развитии ребенка.

Эксперимент - исследование, в процессе которого психолог вызывает интересующие его психические явле¬ния и создает условия жизни ребенка. Разли¬чают: лабораторный (проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой) естественный (проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением резуль¬татов).

В психологии используют два метода срезов: метод поперечного среза (в достаточно больших группах с по¬мощью конкретных методик изучается определенный ас¬пект развития), лонгитюдный или «продольное исследование» (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени). При проведении эксперимента пользуются следующи¬ми частными методами. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на це¬ленаправленные вопросы. Анкетирование - метод получения информации о че¬ловеке на основании ответов на специально подготовлен¬ные вопросы, составляющие анкету (может быть пись¬менным, устным, индивидуальным и групповым).Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тет¬ради, дневники).Тест – сис-ма спец. подобранных заданий, к-ый предлагают детям в строго опред. условиях. Для каждой возрастной групп свои нормы выполнения заданий.

В настоящее время интенсивно развивается стра¬тегия формирующего эксперимента, введенная в психологию Л. С. Выготским. Он назвал этот метод экс¬периментально-генетическим, так как он искусственно вызывает и создает генетический процесс психического развития. Основная цель - активное вмешательство, по¬строение процесса с заданными свойствами.

3. Понятие о движущих силах развития. Общая характеристика.

Под движущими  силами подразумеваются факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка, являются причинами развития и содержат в себе энергетически побудительные источники развития и направляют его в нужное русло. Все теории рассматривающие проблемы движущих сил подразделяют на 4 группы: 1) биогенетический подход (Если считают что основная движущая сила-наследственность); 2) социогенетический подход (Если признается роль социального развития); 3) конвергенция (попытки объединить биологииическое и соц-ое в разве ребенка); 4) Психогенетический подход – самый современный и перспективный на сегодняшний день.

Все концепции полагают что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий. Результат хода психического развития зависит от хода и исхода борьбы противоречий, где важную роль играет активность самого субъекта. Таким образом движущей силой психического развития признается борьба противоположностей и активная роль самого субъекта в развития, в связи с этим признаются не только количественные изменения но и качественные. Условия могут быть благоприятны¬ми или неблагоприятными для процесса индивидуально¬го развития. Л. С. Выготский показал ведущую роль системы отношений между индивидом и средой для психического развития человека.

 

биогенетический

Концепция рекапитуля-ции

Стенли Холл

1) детские страхи, не имеющие реальных  оснований;

2) схематизм рисунков, алогичность  мышления, анимизм, трансдукция.

Мех-м развития- развертывание генетической программы. Отсюда – аналогия между филогенезом и онтогенезом.

Периодизация построена  на основе появления и угасания в  онтогенезе разных форм игры.

Трех ступенчатого развития

К. Бюллер

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.  

Развитие ребенка запаздывает  по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический  человеческий).  

социогенетический

бихевиоризм

обучающий эксперимент

изменение реакций детей

Осн. тезис: развитие человека – это развитие поведения. Любое поведение можно сформировать путем научения.

конвергенция

Наблюдение, биографический метод.

В. Штерн

Способности детей повторяют способности  родителей. 

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и  самосохранению. 

психогенетический

Культурноисторическая

Л.  Выготский

Эксперимент (развитие понятий)

Человек совершенствует свои способности  и психику, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие  культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). 


 

 

 

 

4. Условия психического  развития. Различные точки зрения по вопросу о соотношении генотипических и средовых влияний на развитие.

Личность представляет собой  онтогенетическое при¬обретение человека, результат сложного процесса его социального развития. Такое понимание личности опре¬деляет главный принцип в рассмотрении проблем ее ста¬новления  принцип развития.

Как известно, объект может  из¬меняться, но не развиваться. Развитие характеризуется качественными изменения¬ми, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых эле¬ментов в самом развитии; перестройка связей между сто¬ронами объекта. Условия психического развитя:1) деятельный подход - общение с взрослым. Условиями развития в.п.ф. Выгодский  рассматривал морф особенности мозга и общение, процесс развития психики происходит в форме усвоения.2) наследственность и среда.

 Проблема генотипической  и средовой обусловленности развития  психики и поведения связана  с выяснением того, как соотносятся  данные человеку с рождения  особенности организма и генетически  обусловленные законы его созревания-с  возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений  и навыков, с развитием интеллектуальных  способностей, с формированием личностных  качеств ребенка. От того, каким  образом решается данная проблема  в теории, зависит принципиальная  постановка и практическое решение  вопроса о том, чему и как  можно учить (и научить) человека.

1) биогенетический.

а) Концепция  рекапитуляции.  Стенли Холл. Мех-м развития - развертывание генетической программы. Отсюда – аналогия между филогенезом и онтогенезом.

Периодизация построена  на основе появления и угасания в  онтогенезе разных форм игры.

б) трех ступенчатого развития. К. Бюллер. Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).  

2)социогенетический. Бихевиоризм. Осн. тезис: развитие человека – это развитие поведения. Любое поведение можно сформировать путем научения.

3)Конвергенция. Наблюдение, биографический метод. В. Штерн. Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению. 

4) Психогенетический.  Культурно историческая. Л.  Выготский. Человек совершенствует свои способности и психику, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие  культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития). 

 

5. Основные подходы к  исследованию психического развития. Психоаналитическая теория З.Фрейда (движущие силы развития, стадии психосексуального развития)

Основы психоаналитического  подхода к пониманию развития пси¬хики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939). Психиче¬ское развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процес¬сов) — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень пси¬хики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влече¬ний, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Именно бессоз¬нательное изначально противостоит обществу. Фрейд рассматривал развитие личности как адаптацию (приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необхо¬димому.

Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных  компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновре¬менно.

Оно (Ид) — врожденно, наследственно, закреплено, состовляет обл. безсознательного, включает в себя врожденные влечения, снобжено энергией либидо и нах-ся в конфликте с Я и Сверх Я

Я (Эго) — возникает из ОНО на 1-ой стадии развития (оральная), как приспособительный механизм. Я выполняет ф-ю м/у ОНО и Сверх Я, следует цели.

Сверх-Я (Супер-Эго)- возникает на фаллической стадии развития, в результате продолжительного Эдипова комплекса и интерриоризации родительских требований и запретов, выполняют ф-ю – цензора.

Тенденции со стороны Оно  и Сверх Я, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, на-пряженность индивида. В ответ Я создает и использует ряд за¬щитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Я ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается пережива¬ниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулирова¬нию основных положений своей теории развития личности, анали¬зируя невротические нарушения взрослых пациентов.

Фрейд наметил порядок  развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем лю¬дям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрас¬тного развития 3. Фрейда называют психосексуальной тео¬рией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.

Стадии психосексуального развития.

Критериями выделения  стадий послужили:секс.цели(эроген зоны),хар-ка процессов развития и источник конфликта.

1.Оральная стадия(0-1,5 г.)-связано  с пищевой функцией,удовлетворением потребности в пище.Эроген.зона-рот.Источником конфликта явл. искуссвенное вскармливание,к-ое может приводить кневратизации ребенка.Во 2 полугодии мать отдаляет от себя ребенка,навязывая ему нормы и препятсвуя получению наслаждения.Реьенок не получает беспрепятственного удовольствия и впревые сталкивавется с принципом реальности.В этот же период мать начинает оставлять реьнка одного и в силу опыта создаются условия для формирования «Я» у ребенка.все перечисленные негатвиные факторы стимулируют процессы личностного развития.Если конфликт  решается не эффективно,то наблюдается нарушение развития личности,засчет механизмов фиксации эрогенное влечение привязывается к данной области.Эти процессы могут привезти к чрезмерной довечивости,беззаботности,безответвенности.Может сформироваться враждебность,жадность,недоверие. Регрессия на оральную стадию может проявляться в таких видах разрушения как отказ от еды,чрезмер. Обжораства,курения,тяга к спиртному.

2.Анальная стадия(1,5-3 лет)Эрогенная  зона-анус.На этой стадии реьенк начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения-облегчением,связанной с выделит. Функцией.ребенок впервые вступает в открытое противостояние со взрослым.На пути получения удовольствия стоит. Соц.барьер.Взрослые требуют произвольной регуляции телесных функций(приучение к горшку).Психич. значение этого события в становлении реьенка объектом и субъектом социальных  требований.Начинает формироваться сверх»Я» ребенка,в которой заложен авторитеты взрослых,влияние родителей и взрослых людей,нормы,правила и т.д.Ребенок впервые соотносит 2 принципа:удовольствия и реальности.В случае фиксации может сформироваться упрямство,упорство,экономность,бережливость,склонность к накопительству,коллекционирование,тенденции к противостоянию,негативизму.Фиксация так же может привести к получению чувств удовольствия от наказания.Регрессия на анальную:неопрятность,пренебрежение к порядку,чрезмерная педантичность,чистота,порядка.

3.Фалличсекая стадия(3-5 лет)Ключевая  в развитии ребенка.Рост познавательской активности ребенка приводит к различию между полами.Создаются различные «теории рождения».На этой стадии происходит первый выбор секс. Объекта,которые приводит к форированию эдипового комплекса у мальчиков и комплекса Электра у девочек.В основе этих комплексов лежат бессознательное влечение к родителю противоположного пола.Положит. решение осуществляется как отказ от объективного влечения к матери и усиление идентефикации с отцом.Результатом разрешения Эдипового комплекса я становится формирование «Сверх Я» ребенка.Негативный эдипов комплекс хар-ся любовью к отцу и ненависти к матери,а это чревато формирован. гомосекс. тенденций на генитальной стадии развития.

4.Латентная.(6-12 лет).Стадия  затишья, либидо себя не проявляет,направлено на социализацию.Энергия либидо сублимируется в игре,в учении,хобби,направляется на соц.желаемые цели.

5.Генитальная стадия(12-18)Характеризуется  бурным половым сореванием.Источник конфликта-невозможность удовлетворить сильн. секс. Влечение перед лицом соц. запретов,тревогой и перед давлением ОНО.Происходит 2 выбора секс. Объекта,к-ый находит отражение в продолжении остатков эдипового комплекса.На этой стадии из-за неспособности Я справится с давлением оно и Сверх Я,может произойти регресс на предшествующей стадии.Регрессия:немотивированная жестокость,агрессия,склонность к суицидам,эмоц. Расстойства.

Описаны два наиболее ярких  типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность  и нарциссизм. В психоанализе психическую  гомосексуальность не всегда рассматривают  как грубое половое извращение. Это  могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому  полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью  в обществе лиц своего пола. Такие  люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье  и создают тесные социальные связи  в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера –  нарциссизм. Он характерен тем, что  либидо личности как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает  себя как объект своих сексуальных  стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания

. 6.Закон развития ВПФ, закон интериоризации в теории Л.С.Выготского.

Л.Выготский выдвинул теорию развития ВПФ. В св. теории он разработал идею о культурно-ист-ом развитии психики. Согласно его теории: «Всякая ВПФ появл-ся на сцене 2-ды: сначала как деят-ть коллективная, соц-ая, т.е. как ф-ция интерпсихическая, второй раз как действие индивид-ое, как внутренний сп-б мышления реб-ка, как ф-ция интрапсихич-ая». В основе формир-ия ВПФ лежит сотрудн-во реб-ка со взрослым, общение в широком смысле слова. Согласно его теории необх-мо различать 2 плана поведения:1)натурал-ый(биолог-ий)как рез-т биологич.эволюции жив. мира. 2) культурный, как рез-т истинного развития общ-ва. Условием формир-ия культурного плана поведения явл-ся общение реб-ка со взрослым, подражание ему, что способ-ет развитию ВПФ (абстрактное,  логическое мышление, произвольная память). Формированию ВПФ способ-т психологич.орудия: знаки, имеющие опред. соц.значение (речь, мнимические ср-ва и матем. знаки). Знаки преобр-т сознание ч-ка, поэтому развитие сознания ч-ка представляет собой процесс овладения с-мой знаков и значения. Осн ф-ция ВПФ – это внутр. регуляция поведения ч-ка. выготский указывал,что ВПФ – интериоризованные отношения соц. порядка. Интериоризация – процесс перехода знака из внешн. плана во внутр-й, т.е. превращение интерпсихич-х отношений в интрапсих-е. Стадии интериор-ции: 1)взрослый словом возд-т на ребенка 2)реб-к перенимает сп-б общения и начинает словом воз-ть на взрослого 3)реб-к словом нач-т воз-ть на себя. Экстериоризация – объективизация мысли,т.е. мысль стан-ся достоянием др-х. Выготский считал, что экс-ция явл-ся не только мех-мом развития,но и началом мышления. В ходе психич. развития соверш-ся оба этих процесса. Закон среды утв-ет: соц. среда – источник развития. ВПФ соц-ны по стр-ре и их формир-ие тесно связано с обучением. Обучение – движ. сила развития. Ч/з обучение в сознание внедряются ВПФ. Выготский выд-ет 2 уз-ня развития: 1)ур-нь актуального развития 2)зону ближ. развития.(1)хар-ет успехи реб-ка – это особ-ти психич. развития ф-ций,сложившихся на сегодня. Это то, что реб-к может вып-ть сам-но, без помощи взрослого. (2) – это м/у ур-нем актуального развития и ур-ем возм-го развития. это то, что реб-к делает сегодня с помощью взрослого, а завтра сам. Знание об этих ур-нях развития важно для практики управления развития. Феномен зоны ближ.развития свид-ет о ведущей роли обучения в умств. развитии реб-ка. Обучение только тогда хорошо,когда оно идет впереди развития. используя в св. исслед-ях экспирементально-генетич. метод. Выгодский показал,что развитие – это процесс взаимод-ия реальных и идеал-х форм. Под идеал. Формами он понимал культурное и духовное богатство общ-ва. Исходя из этого он говорит, что особым видом психич. ф-ции присущих только ч-ку -  ВПФ. Они образ-ся в рез-те овладения орудиями труда, и знак-ми с-ми. Условиями развития ВПФ Выготский рассматривал морфологич-ие особ-ти мозга и общение.процесс развититя психики происходит в форме усвоения.

8. Эпигенитическая теория развития личности Э.Эриксона. Различия психоанализа и теории Эриксона в трактовке развития личности.Эпигинез-наличие целостного врожденного плана определяющег осн. стадии развития.Эпигинетич. принцип определяет последоват. стадии развития личности.Э.Эриксон создал психоаналитич. Концепцию об отношениях Я и общества.Он расширил концепцию Фрейда и принес ударение с «оно» на «Я». Если концепция Фрейда была психосекс., то у Эриксна психосексуальн.Главный в содержании развития явл. процесс становления эгоидентичности. Э.Э. считая, что каждый ч-к проживает 8 психосекс. кризисов. Суть кризиса закл. в выборе между альтернат. путями развития.

Периодизация развития:На каждой стадии разреш. Психосекс. Конфликт:

1.Младенчество(0-1)Отделение  ребенка,ощущ. Себя как отдельн. Индивида.Если позитивно-формир. Базисное доверие к миру,негативное-недоверие.2.раннее детство(1-3г.)формируется и отстаивается автономия и независимсть.(+автономность,- стыд,сомнение)3.возрастн. игры.осознание своей половой принадлежности.(+инициативность,- чувство вины)4.Школьн. возраст.Обучение технич. И соц. основам трудовой деят.(+трудолюбие,-чувство неполноценности)5.Подростковый (12-18л)Происходит формирование первой цельной эгоидентичности.(+идентичность,-смещение идентичности).6.Юность(20-25 л)Кризис идентичности.Появл. желание сотрудничать с другими людьми.(интимность,изоляция)7Зрелость(26-64) развитие личности.Конфликт между творчеством и застоем.8Старость(от 65).

Оценивая концепцию Э.Эриксона необходимо отметить ее сильные стороны: 1) развитие личности рассматривается в целостном жизненном цикле, к-ый охватывает весь онтогенез чел-ка. 2) Развитие рассматр. Как прелдаление кризисов. 3) понимается как процесс, обусловленный актив-ю самой личности. 4) отношение личности и общества выступают как отношения сотрудничества.

9.Учение Жана Пиаже о развитии  интеллекта. Движущие силы развития, осн. стадии развития интеллекта. Эгоцентризм и формы его проявления.

Ж.Пиаже автор когнетивной теории – теории о развитии интел-та. В св. концепции он выделил 4 фактора, влияющих на развитие интел-та: 1) фактор равновесия с окруж. средой. (Жизнь – это постоянное нарушение равновесия м/у ор-мом и окруж-й его средой. Нарушается равновесие и орг-зм сразу проявляет активность на его восстановление. Стремление к равновесию – гл.регулятор развития). 2)Биологическое созревание (создает предпосылки развития, но не определяет содержание и законом-ей развития). Роль наследственности выражена: а)в процессах биол. созревания б)в врождености, стремлени к равновесию; в)в организации опыта и инф-ции в схемы действия. Схемы действия – сп-бы обработки инф-ции.Они формир-ся прижизненно,т.о. биологич-ое созревание явл-ся условием развития. 3)Собств. актив-ть субъекта(явл-ся источником развития) 4)Социальный фактор (обеспечивает формирование соц.опыта) усвоение соц. опыта возможно с развитием интеллекта.

Социализация начин-ся достаточно поздно,когда у реб-ка есть уже интеллектуал-ые .инстр-ты для присвоения соц.опыта. Т.о. основа теории Пиаже – это биологическая теория уравновешивания.

Важным понятием его теории явл-ся понятие адаптации. Только интеллект обеспечивает адаптацию. Адаптация – это уравновешивание м/у орг-мом и средой. Адаптация происходит за счет 2-х важных механизмов:1)ассимеляция – это процесс вкл-я объекта в имеющ-ся схемы действия. 2)аккомодация – это изменение схемы действия в соотв-ии с особен-ми объекта.

Осн. стадии развития инт-та. Развитие инт-та – это последоват-ая смена познават-ой позиции субъекта и стр-р мышления.

Важнейшим понятием периодизации явл-ся операция. Интеллект представляет собой развитие с-мы операций. Операции – это внутренне-интериоризованные действия, скоординированные в целостную сист-у с другими действиями и обладающие св-ом обратимости. Операции всегда внутренние действия, и внешними быть не могут. Только интериоризованное действие предполагает выделение схемы действия. Т.е. интериоризация действий – это условие формирования операций. Стадии: 1) сенсомоторный интеллект    2)стадия конкретных операций 3)стадия формальных операций.

Эгоцентризм – это внутр.сп-б мышления с опорой на восприятие. – Это спонтанная позиция с психич. актив-тью реб-ка в его истоках. Для эгоцентризма характерно: 1)неумение принять точку зрения другого и сопоставить ее со своей. 2) неспособ-ть рассматривать внутр. причины ситуации или явления. Реализм: 1 )представление о мире(интеллект-й реализм) 2) моральный реализм(реб-к не видит основания поступка). Эгоцентрич-ое мышление представляет сочетание св-в аутистического и социализированного мышления.

 

                                                                                3

Аутистическое (от      0-3л.)

Социализированное (от 12 лет)

Подчинение принципу удовольствия

Подчинено принципу реальности

врожденное

Формир-ся прижизненно

Проявл-ся фантазия в грезах, воображениях

Направлена на действит-ть

Выражена в образах

Выражена в речи


– 12 лет – эгоцентрическое мышление. 1)от 3-х до 7 лет – реб-к начинает соотносить принципы удовольствия и реальности. 2)от 7 до 12 – происходит вытеснение эгоцентризма из сферы восприятия. Пиаже утверждал,что общ-во и личн-ть наход-ся в сост-и конфронтации. Этим обусловлено понятие социализация (процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным).

Анализ отношений  ребенок и взрослый, реб-ок и дети. Т.о. согласно его теории выделяют 2 типа отношений: 1) реб-к – взрослый(отношения принуждения; приводят к вытеснению аутистической мысли и заменой ее эгоцентрическим мышлением)  2) реб-к – дети (отношения кооперации/сотрудничества; лежат в основе преодоления эгоцентризма и перехода к социализиров-му мышлению). В I  фазе (3-7(8)лет) глав. фактором развития мышления явл-ся принуждение. В игре, фантазиях и грезах реб-к живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере мышления так и в сфере действия и речи. Во II фазе (7(8)до12) на первый план выступ-т отношения сотруд-ва (кооперации). Никто принудить принять свою точку зрения не может и ед-ый сп-б договориться – выбрать общую точку зрения. Возникает необх-ть в координации различных умственных позиций. Принцип удовольствия и реальности начинает распред-ся по зависимости. В 11-12 лет происходит окончательный переход к социализированному мышлению. Эгоцентрическая речь(э.р.). Для Ж.Пиаже мышление – это прямое выражение речи. Мышление реб-ка прямо выр-ся в его речи =>осн. аргументом сущ-ния эгоцентрич-го мышления стал феномен э.р. Речь не направлена на собеседника и непонятна ему. Особенности э.р.: 1 )Не вып-ет коммуникативной ф-ции, т.к. не направ-на на собесед-ка 2) Ничего не меняет в деятельности, выступ-т как акомпонимент к деят-ти. 3)Фрагментарна и отрывочна 4)В форме монолога. Для оценки динамики э.р. с возрас-м и динамики развития мышления Пиаже ввел понятие коэффициент э.р.(КЭР) КЭР = (количество эгоцентр-х высказываний) / (общее число высказ-й). ЕслиКЭРà1,то вся речь реб-ка эгоцентр-а, если КЭРà0, то эгоцентризма нет. Чтобы преодолеть эгоцентризм надо:1)осознать своё Я в кач-ве субъекта и отделить субъект от объекта; 2)координир-ть св. точку зрения с другими, а не рассматр-ть как единственно возможную. Ж.Пиаже назвал это законом развития,т.к. происх-т смена умств. позиции и кач-ое изменение детск. ума. Л.С.Выготский предложил новую модель,объясняющую феномен э.р.: Э.р. явл-ся переходной формой от речи внешней,соц., выполн-щей ф-ции коммуникации и речи внутр-ей и индивидуальной, выполняющей функцию планирования и регуляции деят-ти реб-ка, выступающий как внутр-й сп-б мышления.  Гипотеза Выгот-го явл-ся конкретизацией общ. закона развития ВПФ, закона интериоризации. Л.С.Выготский выделил ряд критич.положений относ-но т. Пиаже: 1) стадия аутистич-го мышления(м) не м.б. исходной стадией в развитии мышления. 2)недостаточный учет Пиаже предметной, практической деят-ти реб-ка в развитии м.

10. Периодизация  психического развития. Понятие  возраста. Учение о психологическом  возрасте. Критерии возрастной периодизации.

 

Периодизация – процесс  выделения качественно отличающихся стадий. Это принцип рассмотрения психических особенностей в онтогенезе основанный на выделении качественно отличных стадий.  В зависимости от теоретических установок различные ученые различают различное число стадий и за основу берут различные показатели. Л.С. Выготский в своей работе проблема возраста все схемы делит на 3 группы:

1) Отнесены периодизации  критериями, которых выступают внешний  по отношению к развитию признак.( периодизация Холла).

2)Один признак абстрагированный из целостного развития.  ( Фрейда, Пиаже, Болонского. )

3)За основу взяты внутренние  особенности процесса развития. ( Газелл)

Возраст(по Выготскому) – это относительный, замкнутый цикл детск. развития, имеющий св. стр-ру и динамику.

Виды возрастов: 1 )хронологический – соответствует кол-ву лет с момента рождения.

 2) биологический – определяет уровень органической зрелости; и потенциальный возраст жизни человека как биологического вида.

3)социальный – характеризует соц.статус человека .

4) психологический – указывает на достигнутый к этому моменту уровень психического развития ,т.о. это еще и единица анализа развития. В каждом возрасте в сознании ребенка сущ-ет доминир-щая психич. ф-ция. По мнению Выготского в раннем возрасте это восприятие, в дошкольном - память, в младш.шк.-мышление. Также необходимо помнить, что с рождения реб-к развив-ся более интенсивно. И чем он моложе, тем выше темпы его развития. Чем выше темп развития, тем больше он раним, тем легче можно повредить его физ. и псих здоровью.

20. общая хар-ка психич. развития в младшем школьном возрасте: с.с.р., в.в.д., осн. психич. новообр-ия Возрастные грницы: 7 – 11(12)лет.

С.с.р. – I) ребенок – взрослый:1)близкий взрослый 2)учитель(определяющая); II)ребенок – дети:1)товарищ по игре 2)товарищ по учеб.деят-ти. Учитель – носитель соц.опыта и дает оценку.

В.в.д. – учебная деятельность, направленная на самоизменение;развивает ученика. Включает: 1) мативационный (для чего?) – мотивы (познават-ые и социальные); 2)операционно-познават-й (как овладел?) – учеб.задачи – то что ученик должен освоить (осн. компонент); и учебные операциии (мыслит. Деят-ть,синтез,анализ…); 3)рефлексивно-оценочный(анализ,планирование оценка, рефлексия): -действие контроля – указание на то правильно ли ученик осуществляет действие(операцию); и действие оценки – определение того, достиг ученик рез-та или нет. +самоконтроль и самооценка. Учеб.деят-ть – это такая же предметная деят-ть, но  предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деят-ть затруднена. Процесс развития учеб. деят-ти – это процесс передачи от учителя к ученику отдел-х ее звеньев. Взаимные отношения при распределении деят-ти и взаимном обмене сп-бами действий явл-ся движущей силой развития собств. актив-ти личности.  Новообразования: 1) анализ, планирование, рефлексия, целеполагание мораль,; 2)внимание стан-ся произвольным; 3)мышление переходит от наглядно-образного к логическому; 4)развивается речь; 5)самооценка, осознание себя и своего места в группе; 6)контроль за собой и своими поступками слаборазвиты; 7)интеллект еще не знает самого себя.

 

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     




Информация о работе Шпаргалка по "Философии"