Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка
Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.
Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.
Мифология – это
форма общественного сознания, мировоззрение
древнего общества, которое совмещает
в себе как фантастическое, так
и реалистическое восприятие
окружающей действительности. В
древности мифология являлась
формой духовной культуры, которая
объединяла в себе зачатки
знаний, религиозные верования,
Особенности мифологии:
1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы; 2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.
Религия – это форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Для религиозного мировоззрения характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
В VI веке до нашей
эры философия представляла
Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.
Исторические типы философии: Философия Древнего Востока и античная; Средние века (тесная связь с религией); Эпоха Возрождения (связь с искусством); Новое время (связь с наукой); Просвещение; Классическая немецкая философия; Современная философия.
Философия –филио – любовь, софия – мудрость – это феноменальная форма общественного сознания и познания мира в целом и место в нем человека.
Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 5 основных раздела: Онтология (учение о бытие); Гносеология (учение о познании); Аксиология ( учение о ценностях); Философская антропология ( изучает проблемы существования, в чем смысл жизни, что есть сущность человека); Социальная философия (Общество).
В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя, её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и её законы.
Значение философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Важность философии можно определить по наличии разнообразных функций философии. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется характер взаимоотношения философии с другими науками.
Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что
философия учит концептуально
мыслить и теоретизировать –
предельно обобщать окружающую
действительность, создавать мыслительно-
Гносеологическая –
одна из основополагающих
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.
Воспитательно-гуманитарная
функция философии состоит в
том, чтобы культивировать
Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни общества непрерывно возрастала.
Практическая функция.
До сих пор философия
Нравственная функция
заключается в том, что
Философия консолидирует общество вокруг идей либо ради идей, выполняя при этом объединительную функцию.
2. Философия как наука и мировоззрение.
Как наука
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания.
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию научного знания;
2. Утверждения философии эмпирически (т.е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда
не было положений, признаваемых
всеми философами, для неё характерен
плюрализм взглядов, и
каждый самостоятельный
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию философии как науки: староантичное, традиционное, современное. 1) Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. 2) Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что философия как наука о первых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и руководящая наука. 3) Современное понимание философии складывалось: -по мере накопления специальных научных знании;выработки конкретных приёмов исследования; развития представлений о закономерностях отдельных областей природы; в ходе процесса дифференциации теоретического знания. Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания. В сферу философии входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов. Но всё же философия – наука, так как отвечает критериям научности:- предмет – человек; взаимосвязь человека и мира; - методы (метофизический – изучает что то одно; теоретический – рассматривает всё); - язык; - доказуемость; - исторически развивается, занимается научным освоением мира;
Как мировоззрение
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия.
Философия — особый,
научно-теоретический тип
Таким образом, философия
представляет собой высший уровень
и вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
3. Особенности древнеиндийской
философии. Ортодоксальные
Индийская философия отличается
поразительной широтой
Касаемо отличительных черт
индийской философии, стоит отметить,
что индивидуальное творческое начало
в индийской философии выражено
чрезвычайно слабо. Это своего рода
«безликость» индийской философии.
Та же «безликость» философской мысли
в Индии неразрывно связана и
с такой ее чертой, как крайняя
хронологическая
Другая отличительная
черта древнеиндийской
Для древнеиндийской
философии является
Был характерен глубокий традиционализм. Осуждали сомнение, рассуждали о их бесплодности не были увлечены в неустанном поиске истины.
ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
НЬЯЯ (правило, логика) — Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.
Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения.