Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)
  1. Истоки, предмет, структура философии. Значение философии в жизни человека и общества.

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.

Истоками философии являются мифология и религия.

«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос»  – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о  преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

 Мифология – это  форма общественного сознания, мировоззрение  древнего общества, которое совмещает  в себе как фантастическое, так  и реалистическое восприятие  окружающей действительности. В  древности мифология являлась  формой духовной культуры, которая  объединяла в себе зачатки  знаний, религиозные верования, политические  взгляды и искусство. Древнеиндийская  философия представлена ведами, в которых глубже просматривается  вопрос о происхождении человека. В это время в ведах рассказывается, что Вселенная заполняется человечеством,  которому предопределена карма,  на весь период существования. В Древнем Китае была образована философская школа – Даосская. Даосизм – это учение о пути, которое отстаивали в этой школе. Философы считали, что всё находится в пути, в движении, в изменении. Всё непостоянно и конечно. Человек должен следовать установленному порядку, тогда он будет бессмертен.

Особенности мифологии:

1. Мысль выражается в конкретных эмоциональных, поэтических образах и метафорах, одушевлялись и очеловечивались: космос и все природные силы; 2. Отсутствует разграничение мира и человека, мысли и эмоции, это было целостное миропонимание.

Религия – это форма  мировоззрения, основанная на вере в  наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Для религиозного мировоззрения  характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

 В VI веке до нашей  эры философия представляла собой  новый тип миропонимания, в  основе которого лежал разум.  Реальные наблюдения, логический  анализ, обобщение, выводы и доказательства  стали вытеснять образы и вымыслы,  т.е. мифологию. С развитием  культуры менялось: • специфика  философии; • статус (значение) философии;  • связи с наукой, но мировоззренческие  проблемы оставались.

Смысл философии включает не только мировоззрение и познание, но и у всех философов всегда была система, которая завершалась этикой.

 Исторические типы  философии: Философия Древнего  Востока и античная; Средние века (тесная связь с религией); Эпоха Возрождения (связь с искусством); Новое время (связь с наукой); Просвещение; Классическая немецкая философия; Современная философия.

Философия –филио – любовь, софия – мудрость – это феноменальная форма общественного сознания и познания мира в целом и место в нем человека.

Предметом философии называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют 5 основных раздела: Онтология (учение о бытие); Гносеология (учение о познании); Аксиология ( учение о ценностях); Философская антропология ( изучает проблемы существования, в чем смысл жизни, что есть сущность человека); Социальная философия (Общество).

 В рамках данных основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя, её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и её законы.

Значение философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Важность философии можно определить по наличии разнообразных функций философии. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую, общекультурную, практическую, объединительную.

Мировоззренческая функция  способствует формированию целостности  картины мира, представлений об его  устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция  заключается в том, что философия  вырабатывает основные методы познания окружающей действительности, проявляется  характер взаимоотношения философии  с другими науками.

 Мыслительно-теоретическая  функция выражается в том, что  философия учит концептуально  мыслить и теоретизировать –  предельно обобщать окружающую  действительность, создавать мыслительно-логические  схемы, системы окружающего мира.

 Гносеологическая –  одна из основополагающих функций  философии имеет целью правильное  и достоверное познание окружающей  действительности (то есть механизм  познания).

Роль критической функции  – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать  противоречия.

 Аксиологическая функция философии (в переводе с греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

 Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.

 Воспитательно-гуманитарная  функция философии состоит в  том, чтобы культивировать гуманистические  ценности и идеалы, прививать  их человеку и обществу, способствовать  укреплению морали, помочь человеку  адаптироваться в окружающем  мире и найти смысл жизни.  Прогностическая функция заключается  в том, чтобы на основании  имеющихся философских знаний  об окружающем мире и человеке  спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных  процессов, человека, природы и  общества.

Общекультурная функция. Общекультурную функцию философия  выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то её общекультурной функцией происходило, скорей всего, обратное: её роль в жизни  общества непрерывно возрастала.

 Практическая функция.  До сих пор философия рассматривалась  исключительно как компонент  духовного мира человека. Но человек,  кроме всего прочего, ещё и  действует и реализует своё  миропонимание. В своих действиях  человек символизирует философию,  она воплощается в объекты,  в творения человека.

 Нравственная функция  заключается в том, что философия  культивирует в обществе идеалы  любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга.

 Философия консолидирует  общество вокруг идей либо  ради идей, выполняя при этом  объединительную функцию.

2. Философия как наука и мировоззрение.

Как наука

Философия  возникла  раньше  науки.  По  своему  происхождению  (как  тип мировоззрения) она - донаучная форма сознания.

А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:

1. Философские воззрения   не  нуждаются  в  подтверждении   фактами, наблюдениями, экспериментами, т.е.  не  удовлетворяют  критерию  научного знания;

2. Утверждения философии  эмпирически (т.е. в  опыте,  эксперименте) неопровержимы (как  например  опровергнуть  утверждение,  что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);

3. В  философии  никогда   не  было  положений,  признаваемых  всеми философами, для неё характерен  плюрализм  взглядов,  и   каждый самостоятельный  мыслитель   создаёт   собственную   философскую  систему.

В истории философии сменили  друг  друга  три  подхода  к  пониманию философии как науки: староантичное, традиционное, современное. 1)  Староантичное  понимание философии тождественно  понятию науки вообще.  2)  Традиционное  понимание предмета  философии связано с   именем Аристотеля, который отмечал,  что  философия  как  наука  о  первых началах (учение о всеобщем) -  это безраздельно  господствующая  и руководящая наука.  3) Современное понимание философии складывалось: -по мере накопления специальных научных знании;выработки конкретных приёмов исследования; развития  представлений  о  закономерностях  отдельных   областей природы; в ходе процесса дифференциации теоретического знания. Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием  философии и частных наук.  Философия и частные науки обрели свой предмет,  выделившись из  совокупного научного знания. В сферу философии входит исследование общенаучных,  мировоззренческих вопросов, которые имеют место с частных науках, но  не  могут  быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов. Но всё же философия – наука, так как отвечает критериям научности:- предмет – человек; взаимосвязь человека и мира; - методы (метофизический – изучает что то одно; теоретический – рассматривает всё); - язык; - доказуемость; -  исторически развивается,  занимается научным освоением мира;

Как мировоззрение

Мировоззрение — целостный  взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: • мифология; • религия; • философия.

 Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.  Философское мировоззрение •  основано на знании (а не на  вере либо вымысле); • рефлексивно  (имеет место обращенность мысли  на саму себя); • логично (имеет  внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия  и категории. 

Таким образом, философия  представляет собой высший уровень  и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой  и теоретической оформленностью.

 Философия как мировоззрение  прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип  философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего  времени, современные философские  школы).

3. Особенности древнеиндийской  философии. Ортодоксальные философские  школы.

Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию  истины. Несмотря на наличие множества  различных школ, взгляды которых  весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась  изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному  заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой  характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения, а именно: прежде чем сформулировать свою собственную  теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это  установление доводов оппонента  должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта).

Касаемо отличительных черт индийской философии, стоит отметить, что индивидуальное творческое начало в индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Это своего рода «безликость» индийской философии. Та же «безликость» философской мысли  в Индии неразрывно связана и  с такой ее чертой, как крайняя  хронологическая неопределенность ее памятников, иногда датируемых в  диапазоне не только веков, но и целых  тысячелетий. В духовной культуре Древней  Индии почти отсутствовала историческая наука.

Другая отличительная  черта древнеиндийской философии - связь с собственно научной мыслью. Исходным пунктом развития философской  мысли в Древней Индии —  да и в других странах древнего мира — стала религиозно-мифологическая мысль.

 Для древнеиндийской  философии является характерным  то, что естественнонаучные знания (астрономия, физика) не находили, за  небольшим исключением, более  или менее адекватного выражения  в философии.

Был характерен глубокий традиционализм. Осуждали сомнение, рассуждали о их бесплодности не были увлечены в неустанном поиске истины.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

НЬЯЯ (правило, логика) — Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

Это реалистическая философия, основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий. Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"