Шпаргалки по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:32, шпаргалка

Краткое описание

Философия является древнейшей из наук, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции.
Истоками философии являются мифология и религия.
«Миф» в переводе с греческого языка означает «предание», «логос» – «учение, наука», таким образом, мифология – это наука о преданиях. Мифы существовали у всех народов мира.

Файлы: 1 файл

экзамен философия.docx

— 119.74 Кб (Скачать)

 

Из учений Эмпедокла и Анаксагора вырос  атомизм. Левкипп (500-440 гг. до н.э.), родом из Милета, основал школу, ставшую известной при Демокрите (460-370 гг. до н.э.) из ионийского города Абдеры. Демокрит ввел в философский обиход новое понятие "атом" (буквально - "то, что не делится").

 

Следствием  атомизма является признание существования  лишь материальной субстанции, несущей  в себе самой источник движения и  в процессе этого движения порождающей  чувственно воспринимаемый мир.(6)

 

В основе мира, согласно Демокриту, лежат два начала - атомы и пустота. "Атомос" переводится с греческого как "неделимое". Что касается атомов Демокрита, то он их считал мельчайшими, неделимыми частицами, которые носятся в пустоте и отличаются друг от друга лишь формой, величиной и положением. Атомы бесконечны по числу. Сталкиваясь и сцепляясь между собой, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи, считал Демокрит, мы воспринимаем с помощью чувств, тогда как атомы постигаются разумом, т. е. они находятся на дочувственном уровне бытия.

 

Слабость  атомизма, который отстаивал Демокрит, состоит в том, что он не может объяснить, почему атомы сочетаются таким, а не иным образом, и в результате образуют кошку с четырьмя, а не, скажем, с пятью ногами. Иначе говоря, Демокрит, будучи атомистом, объясняет из чего происходят все вещи и как это происходит, но почему это происходит так, а не иначе, - этого он не объясняет. Все у Демокрита происходит по необходимости, но при этом ничто не предопределено к тому, чтобы быть таким, а не иным, и в этом смысле все в мире случайно. В общем атомисты могут свести сложное к простому, но не могут произвести обратного. И такая позиция называется в науке и философии редукционизмом.

 

Известно, что  учение Демокрита вызывало огромную неприязнь у Платона, который однажды попытался сжечь все собранные им работы этого мыслителя. Характерен и тот факт, что Платон ни разу не упоминает о Демокрите в своих произведениях. И делает он это, скорее всего, умышленно. Шаблонное объяснение заключается в том, что первый идеалист античного мира уже по определению должен испытывать неприязнь к самому известному и последовательному античному материалисту. Но ситуация на деле и сложнее, и проще, поскольку Демокрита нельзя признать материалистом в позднейшем смысле этого слова. Здесь перед нами отнюдь не два решения одной проблемы - материалистическое и идеалистическое. Суть в том, что те проблемы, которые пытается решить Платон в своем учении об идеях, для Демокрита просто не существуют. Как не существует для него феномена идеального вообще.

 

Духовные  явления Демокрит пытался объяснять, исходя из все той же атомистической основы мироздания. Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых, кстати, состоит и огонь. Прекращение движения человеческого тела означает, по Демокриту, что он буквально "испускает дух" в форме указанных огневидных атомов. По свидетельствам Аристотеля, больше всего атомов души находится в воздухе, откуда люди извлекают их посредством дыхания. Что касается локализации души внутри человеческого тела, то животная неразумная часть души, позволяющая человеку двигаться, по убеждению Демокрита, распределяется по всему его телу. А разумная часть души должна быть сосредоточена в районе груди, т. е. в легких.(5)

8. Антропологический поворот  в античной философии (софисты  и Сократ).

В начале классического периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. В рамках антропологического поворота подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Главным предметом философии становится человек.

Софисты —  философская школа в Древней  Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших  софистов ( V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

• младших  софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.  Для софистов характерно:

• критическое  отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически  доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие  основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание  старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и  права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание  объективного бытия и попытки  доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту  представители данной философской  школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря  которым правильное с первого  взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Примером данного умозаключения является "рогатый" софизм: "То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь".

Данный результат  достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а  в результате некорректного использования  логических смысловых операций. В  указанном софизме первая посылка  ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Несмотря  на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули на окружающую действительность;

• распространили большое количество философских  и иных знаний среди граждан греческих  полисов (за что впоследствии именовались  древнегреческими просветителями).

Наиболее  уважаемым из философов, имеющих  отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной  метод, выработанный и применяемый  Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел  свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и  ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность  и т. д. Философ был сторонником  этического реализма, согласно которому:

• любое  знание есть добро;

• любое  зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный  софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и  не чтящий богов. За это он был в 399 г . до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

• способствовал  распространению знаний, просвещению  граждан;

• искал  ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

• открыл метод  майевтики, широко применяемый в современном образовании;

• ввел диалогический  метод нахождения истины — путем  ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у  истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические  школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей  Сократа и развитые его учениками.  К числу "сократических школ" относятся: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарская школа; • элидо-эритрийская школа.

9. Учение Платона о  мироздании, человеке, душе и познании.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон —  первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных  философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями  его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная  субстанция;

• реально  существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая  существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;

• весь мир  является отображением чистых идей (эйдосов).

Также Платон выдвигает философское учение о  триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: • "единого"; • "ума"; • "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет  никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого  бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

• первоначало  всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего  хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

• происходит от "единого";

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение  всего живого на Земле.

"Душа ":

• подвижная  субстанция, которая объединяет и  связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает  между собой все вещи и все явления;

• также  согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве  за свои земные поступки, приобретает  новую телесную оболочку;

• постоянство  души и смена телесных форм —  естественный закон Космоса.

Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит  из созданной им идеалистической  картины мира:

• поскольку  материальный мир является всего  лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью  чувственного познания (такой тип  познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и  осознать "чистые идеи".

Академия  Платона — религиозно-философская  школа, созданная Платоном в 387 г . в пригороде Афин и просуществовавшая около 1000 лет (до 529 г . н. э.).

Наиболее  знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую  школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия  была закрыта в 529 г . византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

10. Учение Аристотеля  о мироздании, человеке, душе и  познании.

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Философию Аристотель делил на три вида:

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"