Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:54, шпаргалка

Краткое описание

1 Структура философского знания
2 философия и мировоззрение
5. Немецкая классическая философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода.
16 философские воззрения Августина
19 утопические теории Т.Мора и Т.Кампанеллы
20 космология и новое естествознание:Н.Кузанский,Н.Коперник,Д.Бруно и Г.Галилей

Файлы: 1 файл

0360246_550F1_shpory_po_filosofii.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

1  Структура  философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с  научным знанием — предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием  в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.):

.  Онтология  (ontos-бытие,    logos-учение)  -  учение  о  бытии  или   о

   первоначалах всего сущего.

. Гносеология  (gnosis-знание,   logos-учение) –   учение  о  познании.  Это

   раздел, где изучаются проблемы  природы  познания  и  его   возможностей.

  Исследуются предпосылки познания,  выявляются условия его достоверности

   и истинности. Гносеология включает  в себя  следующие главы и  отделы:

    - Психология познавания – изучает   субъективно-индивидуальные  процессы

      познавания.

    - Логика знания – наука  об  общезначимых  формах  и  средствах  мысли,

      необходимых  для  рационального   познания  в  любой  области   знания.

      (диалектическая логика, логика классов,  логика  высказываний,  логика

      отношений  и т.д.)

    -  Критика  познания  –  анализирует   соотношение   между   элементами

      объективными и субъективными.

    - Общая история познания,  эволюция  познания.

. Аксиология  (axios – ценность) – учение о  ценностях.

В структуре  философского знания  выделяют так  же:

. Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества,

   человека в нём.

. Философскую  антропологию – учение о человеке. (от проблемы  происхождения

    до космического будущего.)

. Философию  культуры – раздел, где изучается,  исследуется сущность и

   значение культуры.

. Философию  права – учение, наука о наиболее  общих теоретико-

   мировоззренческих проблемах правоведения  и государствоведения..

. Философия  истории.

. История   философии.

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие  разделы,  как:

. Диалектика  – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих

   закономерных  связях и становлении,  развитии бытия и познания. Метод

   познания.

. Эстетика  – наука, изучающая сферу эстетического   отношения человека к

   миру и сферу художественной деятельности людей.  (включает в себя теорию

   эстетических ценностей, теорию  эстетического восприятия, общую  теорию

   искусства.).

. Этика  – философская наука, объектом  изучения которой является мораль,

   нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон

   жизнедеятельности человека.

Известны  попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

    - Методологический отдел философии  (логика, онтология, гносеология)

    - Систематизация данных научного познания.

    - Оценивающий отдел философии  (область вопросов связанных с  фактами

      оценки  деятельности человека).

Современные  философы отказываются от построения многоступенчатых

классификаций, поскольку  для философии нет  запретных тем.

 

2  философия и мировоззрение

Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории  человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

• мифология;

• религия;

• философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном  мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм —  философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм —  тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

научно-философское  мировоззрение - от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной  сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.

 

3  мировоззрение  и его уровни

Мировоззрение – целостная совокупность обобщенных взглядов, эмоционально образных представлений и ценностно-ориентировочных установок на мир, с точки зрения своего зрения на мир.

Структура мировоззрения:

  1. миропонимание – логическое, рассудочное представление о мире в форме гипотез, теорий.
  2. мировосприятие – наглядно-образное представление о мире.
  3. мироощущение – представление  о мире, эмоционально-психические представления о мире.
  4. ценностная ориентация – действия, руководствующие человеком.
  5. поведенческие жизненные позиции.

Уровни мировоззрения:

  1. эмоционально-образный: мироощущение, мировосприятие
  2. логико-рассудочный: миропонимание.

Формы мировоззрения:

  1. мифология
  2. философия
  3. религия - вера в существование сверхъестественного мира, в управление миром божественных сил.
  4. обыденное (бытовое)

Мифологическое  мировоззрение- искаженный, фантастический способ объяснения мира на основе первобытных гилозоизма (одушевление всех явлений природы), антропоморфизма (наделение природных явлений свойствами человека) и анимизма (заселение мира  злыми/добрыми духами).

  1. преобладает эмоционально образное восприятие
  2. страх перед стихийными бедствиями
  3. самовнушаемость.

Религиозное мировоззрение – способ объяснения мира на основе социально – организованной веры человека в бога и потусторонний мир, поклонение божественным силам, почитания, воплощенных в боге высших духовных ценностей.

Философия – системно – рационализированное мировоззрение, которое основывается на    научных  доказательствах и достижениях современных наук; на опыте людей, на интуитивных сверхнаучных методах познания

 

мировоззрение – это  система и совокупность теоретических  взглядов, оценок, норм, установок, ориентаций и др. составляющих, эмоционально, интеллектуально и психологически определяющих отношение человека к миру и самому себе и выступающих в качестве регуляторов человеческой деятельности.

По характеру формирования и  способу функционирования можно  выделить следующие уровни мировоззрения:

Житейско-практический. К нему относится житейская философия. Она формируется под влиянием обыденной практики и жизни человека, основывается преимущественно на личном опыте, на семейном воспитании. Житейская философия неоднородна и необщезначима, как неоднородны ее носители. На формирование этого уровня оказывают влияние разные факторы: национальная принадлежность человека, его религиозные установки, его профессиональная деятельность, обычаи и традиции, уровень личностного развития и другие. Житейская философия характеризуется стихийностью, бессистемностью, узостью суждений. Часто функционирует на уровне поверхностного мнения, расхожих стереотипов, слухов, сплетен, снобизма, психологических особенностей отдельного индивида.

Теоретический уровень. Житейско-практическое мировоззрение может дополняться и, как правило, дополняется теоретическим уровнем и теоретической философией. Теоретический уровень отличается большей системностью, определенной направленностью. Такое мировоззрение уже может претендовать на теоретическую обоснованность и относительную истинность. Мировоззрение и философия на теоретическом уровне "живут" в системе понятий и, в отличие от житейско-практического, сами представляют собой систему понятий, являющую более или менее законченные концепции. 

В мировоззрении также можно  выделить индивидуальный уровень и уровень общественного сознания. Оно может представлять научный и ненаучный, религиозный и антирелигиозный характер, и другие особенности.

 

4  миф религия и философия  как специфические формы отражения действительности

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

• мифология; • религия; • философия.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие  основные вопросы:

• происхождение  Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы  чести, долга, этики и нравственности.

Мифологическое мировоззрение  основано на художественно-эмоциональном  переживании мира или на общественных иллюзиях. Для мифа характерно отражение  действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, отождествление образа и вещи, субъективного и объективного, единство духовного и материального, утилитарная направленность. Мифология оказалась первой всеобщей формой общественного сознания, стремящейся выйти за пределы непосредственного опыта и осознать место человека в мире.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие  фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных  задач (хозяйство, защита от стихии и  т. д.);

• однообразие и поверхность  мифологических сюжетов.

На идейной почве мифологии  формируется религия, которая первоначально  выступает как религиозная мифология. В ходе эволюции религии формируются ее специфические черты: вера в сверхъестественное, противостоящее природному; вера во всемогущество бога-творца, от воли которого зависит судьба людей и всего существующего; вера в спасение от невзгод земной жизни в «потустороннем мире» и представление о личном бессмертии.

 Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;•  поступки, судьба человека;• нравственно-этические  проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

• христианство;• ислам;• буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

• синтоизм;• индуизм;• иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия  имеет ряд иных функций:

• объединительную (консолидирует  общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Философия – это не безусловная  вера, а размышление, философия –  это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

 

5  исторические  типы философии

Выделим следующие исторические типы философии:

1.Философия Древнего Востока. Первые философские школы   выступали наследниками мифологических традиций. Однако уже в древности философия являлась формой знания, основанной на  критической оценке предшествующих традиций. Как на Востоке, так и на Западе в этот исторический период  происходило постепенное разрушение эзотеризма жреческих учений и активное формирование основных философских школ.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"