Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:54, шпаргалка
1 Структура философского знания
2 философия и мировоззрение
5. Немецкая классическая философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода.
16 философские воззрения Августина
19 утопические теории Т.Мора и Т.Кампанеллы
20 космология и новое естествознание:Н.Кузанский,Н.Коперник,Д.Бруно и Г.Галилей
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.
На последовательно
35 славянофилы
и западники:философские и
Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Основная идея западников
заключается в признании
О сторонниках этого
направления сложилось
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
36 философия всеединства Вл.Соловьева
Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); Сам Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным». Всеединство, по Соловьеву, есть идеальный строй мира, предполагающий воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех эмпирических несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия. “Я называю истинным или положительным всеединство такое, — писал Соловьев, — в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех.
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).
Соловьеву
были чужды и славянофильство, и западничество.
Широкие перспективы всеединства, в которых
ставились вопросы совершенствования
мира, преодоления индивидуализма, осуществления
христианских идеалов любви, достижения
абсолютных ценностей определяли его
всемирно-историческую точку зрения.
Философская
теория всеединства восходит к античности:
«И из всего одно, и из одного — все» (Гераклит).
Продолжившись затем в христианской теологии
Запада, эта теория стала одной из ведущих
в русской религиозной философии XIX—XX
вв. и, в частности, питалась славянофильской
идеей «соборности», т.е. идеей единства
всех русских людей под знаком веры. Вл.
Соловьеву принадлежит заслуга глубокой
разработки понятия всеединства применительно
к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям
с культурой Запада, которые Соловьев
призывал всячески развивать.
37 особенности русской религиозной философии начала20века (Бердяев, Булгаков, Флоренский)
"Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были CH. Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
В религии — разобщенность
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому, целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).
Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.
Идеи Флоренского
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания затрагивают все сферы философии.
38 русская идея в творчестве Бердяева
В числе философских работ Н.А. Бердяева - «Философия свободы», «Философия неравенства», «Смысл истории», «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы», «О рабстве и свободе человека», образ России получил завершенное выражение в «Русской идее» (1946).
Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей. Россия, с одной стороны, - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире, с другой стороны, - самая государственная, самая бюрократическая страна в мире. Россия – страна безграничной свободы духа, самая не буржуазная страна в мире, и в то же время – страна, лишенная сознания прав личности, страна купцов, стяжателей, невиданного взяточничества чиновников. Бесконечная любовь к людям, Христова любовь соединяется у русских с жестокостью, рабской покорностью. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России
сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории-Восток и Запад. Русский народ не есть чисто европейский, но он и не азиатский народ. Поэтому «всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное». Русская культура соединяет два мира. Противоречивость русской культуры обусловливают ее двоеверие, двоемыслие и раскол. В силу борьбы западного и восточного начал русский
культурно-исторический процесс обнаруживает момент прерывистости и даже
катастрофичности. По Бердяеву, русская культура уже оставила за собой пять
самостоятельных периодов-образов (киевский, татарский, московский, петровский и советский), которые дают разные образы и, возможно, - полагал мыслитель, - «будет еще новая Россия».
Бердяев задавался вопросом о том, как объяснить долгое отсутствие
просвещения в России, у народа очень одаренного и способного к восприятию
высшей культуры, как объяснить культурную отсталость и даже безграмотность,
отсутствие органических связей с великими культурами прошлого. Бердяев
объясняет это тем, что «русский народ был подавлен огромной тратой сил,
которой требовали размеры русского государства. Нужно было овладеть
русскими пространствами и охранять его… Общепринято мнение, что татарское
иго имело роковое влияние на русскую историю и отбросило русский народ
назад. Влияние же византийское внутренне подавило русскую мысль и делало
ее традиционно консервативной. Необычайный, взрывчатый динамизм русского
народа обнаружился в его культурном слое лишь от соприкосновения с
Западом и после реформы Петра.