Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 10:39, шпаргалка

Краткое описание

1 )Предмет и функции философии. Специфика предмета философии.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
1)онтология (учение о бытии); 2)гносеология (учение о познании); 3)человек; 4)общество.

Файлы: 1 файл

философия).docx

— 81.62 Кб (Скачать)

1 )Предмет и функции философии. Специфика предмета философии.

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

1)онтология (учение о бытии); 2)гносеология (учение о познании); 3)человек; 4)общество.

Предмет философии. Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями, духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия – это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.Основные_функции_философии:1)Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.                                                                                                             2)Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей.действительности.2)МыслительноТеоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.3)Гносеологическая –имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). 4)Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности_знания. 5)Аксиологическая функция -заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. 6)Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.                                           7)Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.     8)Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

2) Мировоззрение и его структура. Факторы формирования мировоззрения.

Мировоззрение – система наиболее общих взглядов на мир в целом и мест человека в этом мире.Когнитивный компонент: совокупность мировоззренческих_знаний.Ценностно-нормативный компонент: Это Ценности и нормы. Ценость-это то,что имеет положительную значимость для человека ,то что он готов отстаивать.  Эмоционально-волевой компонент: Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Практический компонент: Мировоззрение - это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.


Уровень.1:мироощущение: Мироощущение – это чувственное восприятие окружающего мира, эмоциональное отношение  миру.

Уровень.2:мировосприятие: это наглядно-чувственное отношение к миру, это обыденное представление о мире и о человеке,которые возникли стихийно под возд-ем ближ-го соц.окрж.

Уровень.3:миропонимание: Миропонимание –рационально-логчиское отн.к миру.

Главным фактором в формировании мировоззрения:Историчсекий,Социальное окруж.,Личностная активность,СМИ.Информационное воздействие. + знания и опыт человека, приобретенные в процессе его жизни.

3) Причины возникновения и особенности  мифологического мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение -это образно чувственное представление о мире.Это результат бессознательно-компонентного творчества. Причины возникновения: 1)Недостаток знаний.2) Психологический дискомфорт.Отличительные черты:

1)Антропоморфизм - перенос на весь мир человеческих качеств и отношений, одушевление космоса, природных сил 2)синкретизм-слитность, нерасчлененность миропонимания. 3)иррационально-фантастический характер - широкое присутствие представлений о сверхъестественном, чудесах, колдовстве. 4)художественно-образная.форма выражения, обращенная главным образом к чувственно-эмоциональному миру человека.5)диахронический.и.синхронический аспекты мифа – рассказ о прошлом, настоящем и будущем. 6)Миф являлся продуктом коллективного бессознательного творчества и отражал опыт народной жизни.

Функции мифов: 1)Мировоззренческая2)Миф обеспечивал связь поколений 3)Создавал единую картину мира

4) Структура филосовского знания.

1)Онтология –исследует сущность бытия мира, основы всего сущего.2)Философия природы - разновидность онтологии, поскольку сосредотачивает внимание преимущественно на том, что такое естественное бытие и природа в целом.3)Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, освоения действительности.4)Социальная философия -исследует закономерности развития общества, связи общества и природы, общества и человеческой индивидуальности.5)Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте реальности и о структуре ценностного мира.6)Философия культуры –исследует специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также особенности и закономерности культурно-исторического прогресса человеческого бытия.7)Философская антропология - анализирует человека как целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности.8)Праксиология - учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.9)Гносеология - философская наука, которая исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу и возможности познания человеческого мира и самого себя.10)Логика – философское учение о формах мышления. 11)Этика -  философская наука, объектом изучения которой является мораль.12)Эстетика -  философская наука, которая.обосновывает.закономерности.художественного отображения действительности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в развитии общества.13)История философии –  философская наука, которая изучает возникновение и развитие философской мысли, осмысливает перспективы ее развития.14)Философия права -  философская наука, которая исследует основания правовых норм, человеческую потребность в правотворчестве.15)Философия религии -  философская наука, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического происхождения религии, ее конфессионального разнообразия и др.16)Философия техники - область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.17)Философия науки - область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания.18)Философия политики - философская интерпретация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики, соотношения в ней объективного и субъективного, закономерного.

5) Философия и наука. Сходства  и различия.

Черты, общие для философии и науки.

1)Философия и наука представляют собой рациональный тип знания. Это означает, что и философии, и наука получают новое знание путем проблематизации действительности.Проблематизация предполагает постановку вопросов, разрешение которых ведет к новым вопросам, что обеспечивает поступательность процесса познания.2)Философия и наука предполагают мышление с помощью понятий и методы обоснования выводов и точности использования этих понятий.

Черты, отличающие философию от науки.

1)Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности. Философское знание раскрывает жизненный опыт и поэтому всегда выражает личность философа. Научное знание удостоверяет факты сами по себе, независимо от отношения к ним личности, и поэтому никак не выражает в себе личность ученого.2)В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства.3)Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте. Способ обоснования истины заключается в том, чтобы философское понимание предмета выразить в определенной логической последовательности, которую другой человек может воспроизвести и понять внутреннюю необходимость авторской позиции. Истинность научного знания обосновывается путем логического построения доказательства на основе теоретических и эмпирических фактов, которые могут быть удостоверены независимым 4)В философии и науке разными способами формируются понятия. Философские понятия формируются путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета и абстрагирования от самого предмета и других его свойств.

6) Религиозное мировоззрение и  его особенности. Причины возникновения  религии.

Религия –мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и

специфические действия людей, которые основываются.на.вере.в.сверхъестественное (богов,высший разум, некий абсолют и т.д.);

Причины возникновения:

1)недостаток_знаний.2)Угнетенность_и_несправедливость.3)Психологический.дискомфорт.4)Абстрактное мышление.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:

1)в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно,_преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;2)мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.3)в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого_мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

4)особенностью.религиозного.мировоззрения является также его практичность, поскольку.вера без дел мертва. 5)если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии.главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и.абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию бога:1. пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное сней;2. теизм –бог создал мир и продолжает в нём свою активность3. деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;4.атеизм – отрицание веры в существование богов.Особенности:1)абсолютное существование в бога/богов или что-то сверхъестественное;2) религия опирается на вероучения;3)системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)4) имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;5)различает естественное и противоестественное;6)вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;7) основанием мира является дух, идея;Ø для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолют. ценности.

7) Религиозная картина мира. Функции  религии.Религиозная картина мира: обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом

своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное,человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.Картина мира – это устойчивая форма мировоззрения в определенную историческую эпоху. Функции религии:

1). Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.2)Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных_катаклизмов.3)Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами(духами), 4) Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.5). Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями.6)Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.7). Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы носителя(письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)8). Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн.

8) Исторические типы религий: первобытные, национальные и мировые.

1)Первобытные..Фетимизм-поколение материальных предметов. Анимизм-одушевление природы.Татеизм-это кровно-росдтвенное отношение между животными и человеком. Магия-представление о том,что сверхьестесвенной силой обладают отдельные люди и ритуальные дей-ия.2)Национально-гос-ые…!Все н-гос. Религии политеистичныекроме одной(Религия Древних индейцев). !Все н-гос религии появились до нашего тысячилетия и связанны с образованием 1-ых гос-в. ! Все н-гос имеют этнический или национальные ограничения и отражают специфику менталитет народа.3)Мировые религии. Ислам,Христианство,Будизм(общая черта,универсализм,гуматинарный потенциал.Появились как соц. Протесты против угнетения и несправедливости.)

9) Философское мировоззрение, его  особенности.Философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее

систематизированное,максимально_рационализированное мировоззрение. Этот тип мировоззрения в современных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на

природу, общество, человека. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. Особенности:1) Теоретический характер – именно рациональная обоснованность

2)Субстанционализм: монизм, дуализм, плюрализм (объясняет происхождения мира не генетически, а через поиск единого устойчивого начала) 3)Универсализм – рассмотрение мира, выходящего за границы чьего- либо опыта. Выработка своих методов познания 4)Критичность(философы критикуют друга друга,науку и тд)5) Опирается на науку(фил-ие нормы для науки осн-ые категории)Категория – это предельно общие понятия,которе фиксирует наиболее сущ.фундамент сво-ва связей и отношений.

10) Исторические типы философского  мировоззрения.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:1)космоцентризм;

2)теоцентризм;3) антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних

сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная

философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в

средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские

школы.

12) Особенности древнеиндийской философии. Веды и их значение.

В древнеиндийской философии выделяют три основных этапа: 1) XV - VI вв. до н.э. - ведический

период; 2) VI - II вв. до н.э. - эпический период; 3) II в. до н.э. - VII в. н.э.- эпоха сутр. Особенности: 1) Коллективизм(интересы общины,касты,гос-ва,выше интересов личности)2)Для востока характерно особое понимание истины,которое являлось в том,что на Востоке считали необходим не только разум но и медитация созерцания.3) Традиционализм- для Востока и Индии характерно отношени к традициям,как к высшим соц. Ценностям.4) На Востоке долгое время не было ни частной сообственности ни правовой системы.5) Холизм- целостность восприятия,когда основное внимание уделяется целому, а не части,синтезу а не анализу.6)Специфическое отношение к прогрессу(На Востоке считаеться,что мир поменять нельзя,только внутренне,Запад хотел поменять условия человеч-го сущ.) 7) Религиозность- Высокий статус религии в жизни общества ив жизни отдельного чел-ка.

Веды, включали в себя:- "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");- описание ритуалов ("брахманы"), сочиненное брахманами (жрецами);- книги лесных отшельников ("араньяки");- философские комментарии к Ведам ("упанишады").Брахманы,Араньяки,(отшельники лесные),Сансара(бесконечный_путь)Брахман(жрец,который совершает обряды), Атман ( субьективная духовная,это часть брахмана в душче чел-ка),Майя-(иллюзия,самообман)Мокша(просвятление,освобождение от иллюзий),Карма(совокупность добрых или злых дел),Ахимса( запрет на нанесение вреда всему живому)

Веды были( ортодоксальные и неортодоксальные)

13) Основные философские школы  Древней Индии

Ортодоксальные философские школы Древней Индии

1)В Ньяя рассматриваются вопросы логики, идея Брахмана и вера в Веды. Считается, что существует материальный мир, который познаётся человеком с помощью органов чувств. 2)В вайшешике, основанной риши Каналой разделяют два мира: сверхчувственный и чувственный. Всё основано на неделимых частицах, пространство между которыми заполнено эфиром (веществом акаша). 3)В мимамсе в основе положен авторитет Вед.  Всё сосредоточено на правильности толкования вед, подчёркивается важность описанных в ведах ритуалов.4)В санкхья признаётся объективность и материальность мира. Она характеризуется тремя гунами, состоит из пракрити и пуруши.5)В веданте (конце Вед) всё сосредоточено на философии, которая изложена в Упанишадах.6)Йога - это целая система, суть которой - практические действия, направленные на то, чтобы познать абсолют. Главный основной трактат - йога сутра. Эта система посвящена определению силы, являющейся движущейся в процессе освобождения. Неортодоксальные философские школы Древней Индии 1)Учение индивидуального материализма. Школы, называемые Локояды, уверяют, что существование мировой религии не имеет смысла, что существует лишь то, что чувствуем, а душа - это и есть тело. Целью жизни является получение удовлетворения (это относится к гедонистической философии).2)В Джайнизме считается, что первооснова мира - это несотворённая, вечная субстанция (материя), которая обладает простым, поступательным движением, а так же  является носителем энергии, количество которой не уменьшается.3)Буддизм.Будда_провозгласил благородные истины. Всего их четыре. Во-первых, считается жизнь - это страдание. Во-вторых, желания и страсти - это причины страданий. В третьих, если отказать от желаний, таким образом, избавишься и от страданий. И последнее: венцом всего является свобода от уз сансары. Целью буддиста является осознания мира именно таким, какой есть, а не кажется.

14) Основные черты философии Древнего  Китая.

1)Сильный традиционализм  в культуре,который не мог не отражаться на философии.Традиционализм проявляется в формеритуала - как религиозного, так исветского.2)Сосуществование множества различныхшкол (за исключением отдельных этаповкитайской истории).3) Преобладание_чисто_практическойфилософии, решавшей проблемы общественногоуправления, обоснования нравственныхнорм и правил поведения.

4)Осмысление действительности  на основесимволического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малыйян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов движения » (усип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.)5) Слабое развитие логики.6) Малая системность как следствие слабого развития логикии недостаточной связи с наукой.7) Дао — исток и центральное понятие древней китайской философии.

8)Значительный_антропоцентризм, проявлявшийся_как в натуралистической,так и в социальной философии.9)Преобладание идеализма над материализмом.

15) Основные школы Древнего Китая(Конфуцианство, Даосизм, Легизм)

Даосизм Основателем является философ Лао-цзы (около V-III вв. до н. э.) который развивает учение о правильном пути и добродетели". Основной категорией даосизма является дао.Дао-это_субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. В даосизме разрабатывается "Доктрина об обретении бессмертия", рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению "одухотворенного" тела. Эти практики были направлены на гармонизацию тела человека и представляли собой медитативные упражнения, дыхательный и гимнастический тренинг, диеты.. 
При жизни человеку следует придерживаться доктрины "недеяния "(у-вэй). "Не-деяние" понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности.Конфуцианство. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который видел свою задачу в сохранении традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге "Беседы и суждения".Основная тема философствования Конфуция - отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных кате¬гориях. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования. 
Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу благородного мужа, который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью. Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в за¬висимости от степеней родства и социальных ролей. 
"Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер. Легизм («Школа почитателей или любителей закона») (конец VIII-VII вв. до н. э.)В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа. Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.

16) Причины возникновения древнегреческой  философии и ее периодизация. Особенности древнегреческой философии.

Основные характерные особенности этой философии таковы- 1) наличие в ней значительного количества мифологических и эпических образов;2)присутствие элементов антропоморфизма (наделение предметов и явлений природы внешностью и физическими свойствами человека);3)наивный пантеизм, т. е. отождествление богов с силами природы;4)увязывание естественных процессов с моральной проблематикой и оценка их в категориях «добра», «зла», «справедливости», «блага» и проч.;5)поиски первоначала всего сущего, что в более поздний периодов новоевропейской философии возникнет как проблема субстанции.

Периодизация:Греческая философия включает в себя 3 осн-ых периода.1)Досократический-Основное внимание философии уделялось рассмотрению природы.2)Класический-период,когда внимание переключилось на познание общества.3)Элинистический-на_проблемы_социального_характера)4)Рациональность.5)ССоревновательность(относились к войне как игра в шахматы) 6)Особенностью явл-ся то,что это было маленькое го-во со скудным природными ресурсами.)

18) Сократ и Платон

Сократ. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами,

сформулированными оракулами:· необходимостью каждому “познать самого себя”· “ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает”Сократический метод достижения истины делится:– по форме – на иронию и майевтику;– по содержанию – на индукцию и определение. Платон. Платон (427–347 гг. до н. э.) является создателем философии, представляющей собой законченную общемировоззренческую, политическую и нравственную систему. Философское учение Платона – первая синтетическая система, в которой присутствуют все основные разделы античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве. Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму. С точки зрения Платона, государство – необходимое условие существования общества.Исследуя основные формы государственного устройства, существующие в полисах Греции, он_выделяет:• четыре плохих:– тиранию – власть одного во имя собственного блага;– плутократию – власть богатых во имя большего обогащения;– тимократию – власть, основанную на тщеславии;– демократию – власть толпы;• две хороших:– монархию – власть одного на благо всех;– аристократию – власть немногих, но лучших, во имя блага всех..Но и две последние не являются совершенными.Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государство возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:– правители (носители добродетели мудрости) –философы;– носители добродетели мужества – стратеги, воины;– носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.


 

19) Аристотель.

Для понимания возникновения вещей и их изменений Аристотель вводит понятие причины. Это понятие у него имеет четыре значения:1) материальное, то из чего состоят вещи;2) формальное, в котором форма проявляет себя как сущность вещи;3) производящее, выступающее как источник превращения возможности в действительность;4) целевое, определяющее направленность изменений материи. Аристотелю принадлежит разработка первого в истории философии учения о формах движения.Он выделяет пять таких форм:1) возникновение;2) уничтожение;3) изменение по качеству;4) изменение по количеству;5) перемещение. Формы государственного правления Аристотель делит:– на правильные (монархия, аристократия, полития);– неправильные (плутократия, тирания, демократия).Наилучшей формой государства Аристотель называет политию (умеренную демократию) – правление среднего класса на основе Конституции.

20) Основные принципы религиозно-философского  мышления в средневековой философии. Периодизация.

Средневековая философия делится па два основных периода:патристика (связана с религиозной и философской деятельностьюранних отцов церкви) и схоластика (связана с Систематической разработкой христианской философии). Они, в свою очередь, распадаютсяпа несколько этапов. 1. Ранняя патристика (II — IV вв. н.э.). Формируются основыхристианских догматов, появляются первые развернутые теологическиеучения. Образуется объединенная религиозная организация—церковь. 2. Зрелая и поздняя патристика (IV—VII вв.). Этот этан связанпреимущественно с комментированием и началом систематизациихристианской философии. Возрастает влияние неоплатоиизма и аристотелизма. Усиливаются мистические настроения.Появляются первые схоластические тенденции. 3. Ранняя схоластика (VII — XII вв.). После закрытия языческихшкол философия остается только в христианских монастырскихшколах. Целью схоластики как школьной философии (от гр.схоластикос — «школьный», «ученый») было уже не свободноеизучение действительности, а разумное объяснение и доказательствоистин Откровения.4. Расцвет схоластики (XII — XIII вв.). Появляются средневековыеуниверситеты. На основе философии Аристотеля ФомаАквипский систематизирует католическую теологию.5. Поздняя схоластика (XIV — XV вв.). Появляются новыетенденции в схоластической философии:критика теологическихфилософских систем (томизма), возрастание интереса к натурфилософии пауке, идейные столкновения схоластических философскихшкол.Основные принципы средневековой философии:• Теоцентризм - понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия,источника всей жизни и любого блага• Креационизм - основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом илиБогом.. • Провиденциализм -рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. • Персонализм, как фундаментальный принцип христианской антропологии –личность -первичная творческая реальностьи высшая духовная ценность, а весь мир — проявление творческой активности верховной личности — Бога.• Принцип откровения (ревеляционизм) - для спасения необходимы таинств.знания, которые люди не способны получить своим умом.

22) Проблема метода познания в  философских системах Ф. Бэкона, Р.Декарта. Эмпиризм, сенсуализм, рационализм.Решение проблемы мегода познания в философии Нового временисвязано с двумя течениями —эмпиризмом, у истоков которого стоялкрупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон(XVI — XVII вв.), и рационализмом, яркимпредставителем которого был французскиймыслитель и математик Рене Декарт (конецXVI — первая половина XVII в)Приверженцы эмпиризма (от греч. empeiria — опыт) считалиединственным источником познания чувственный опыт (данныеорганов чувств человека), справедливо утверждая, что процесспознания начинается с ощущений. Своеобразной модификациейэмпиризма выступает сенсуализм (от лат. sensus — чувство). Приверженцысенсуализма стремились вывести все содержание познанияуже не просто из опыта, а из деятельности органов чувств.В XVII—XVIII вв.

эмпиризм и сенсуализм развивали ФренсисБэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, представители французского материализма.Последовательное_продолжение сенсуализма Джона Локка привело Джорджа Беркли и Давида Юма к субъективно-идеалистическим выводам. Приверженцы рационализма (от лат. rationalis — разумный)считали источником познания разум, логическое мышление и утверждали,что чувственный опыт не может обеспечить достоверностьи глубину знания. В отличие от средневековой схоластикии религиозного догматизма классический рационализм (Декарт,Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — неограниченной причинной последовательности, которая пронизываетмир, т. е. имеет форму детерминизма. Рационализм,провозгласивший определяющую роль Разума не только в познании,но и в деятельности людей, стал философским фундаментомидеологии Просвещения.

Однако позиция рационализма, как ипозиция эмпиризма (сенсуализма), страдала односторонностью,абсолютизацией одной из познавательных способностей человека,что стало

причиной утверждения в философии метафизического,механистического способа мышления.

23) Основной вопрос философии и 2 его стороны.

Основной вопрос философии – это вопрос об отношении материи к сознанию.

Онтологическая сторона вопроса: Что первично? (материя или дух?)Гносеологическая сторона вопроса: Познаваем ли мир? Материалисты (Маркс, Энгельс)(материя,человек.идея)


Субъективные идеалисты (Кант, Юнг):Матрия,идея,человек) Объективные идеалисты (Платон, Лейбниц):(Человек,материя,идея)Гностики – считают, что мир познать можно.

24) Материализм, идеализм, дуализм в  истории философии.Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.).Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В основе его лежит изучение природы. Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.). Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности:Объективный идеализм провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеальногоначала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Монизм— философская концепция, согласно котороймир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов — материалистический и идеалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Дуализм— философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал

бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве

основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.28) Категории диалектики.

Категории:1. Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и

взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. 2. Необходимость и случайность - категории диалектики, которые конкретизируютп редставление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности.

необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития. 3. Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. 4. Целое и часть - Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами. 5. Система, структура, элемент - Данными категориями предмет характеризуется со стороны своей организации. Категорией система в предмете подчеркивается, что его действительность характеризуется целостностью, единством элементов, прочными внутренними связями между ними. Структура – способ взаимосвязи между элементами системы. 6. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин "форма" употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. 7. Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в

единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.

26) Исторические формы диалектики.

Три формы:· Наивная (стихийная) диалектика древних философов· Позитивная (Гераклит)· Негативная (Парменид, Зенон)· Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. · Марксистко-материалистическая диалектика. Стихийная диалектика древних философов:Противоположностями Гераклит считал жизнь и Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии: Представителями являются Фихте, Кант, Гегель. Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа

развивается во времени и подвержена изменениям.

Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник

развития, движения, силы развития. Марксистко-материалистическая диалектика: Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях. Ее появление связано с естественно-научым развитием: · Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой). · Клеточная теория (Шванн, Швеннер). · Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30) Формы бытия  и их особенности.

• Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа -

естественная; б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа -

искусственная.• Бытие человека, в котором можно выделить:а) бытие человека в мире вещей; б) специфически человеческое бытие; • Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:а) индивидуализированное духовное; б) объективированное духовное; 4) Бытие социального:а) бытие индивида; б) бытие общества. Специфика бытия естественной природы:· Объективность · Вечна, а все процессы в природе конечны в своем существовании · Универсальный эволюционизм · Системность

Специфика бытия искусственной природы: · Имеет социально-исторический характер (развивается и возникает, с возникновением и развитием общества) · Это реализация духовных и материальных потребностей человека · Технологизация · Информатизация. Специфика бытия индивидуализированного духовного: · Существует, пока существует сам человек · Это мир сознания и бессознательных процессов · Непосредственно не наблюдаемо· Всё, что есть в индивидуализированном духовном, человек усваивает в процессе Социализации. Специфика бытия объективированного духовного: · Все, что есть в общественном сознании, возникает и в индивидуальном сознании · Инструментальность (практическая значимость идей) · Плюрализм социальных ценностей · Значительно изменился механизм формирования и распределения идей и ценностей Специфика бытия человека: · Человек наделен сознанием · Благодаря наличию сознания, человек способен к деятельности любого рода и не имеет видовой и родовой закрепленности · У человека существует относительная свобода · Только человек способен переживать высшие чувства.

31)Этапы формирования философских  представлений о материи. Концепции  материи в истории философии.

1) Первый этап – Наивный  материализм (до V века до н.э.) охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. 2) Второй этап – Атомистический период (с V века до н.э. – XIX век) развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие

материи в то время отождествлялось с физическим понятием «вещество» как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и тд) 3) Третий этап развития – Гносеологический (с нач. XX века) представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.

32) Материя как философское понятие  и его методологическое значение. Уровни структурной организации  материи.Структурно материя организованна на 3 уровня: · Неорганическая материя (Элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы и т.д.) · Органическая материя (РНК, ДНК, клетка и т.д.) · Социально-организованная материя (совокупность упорядоченных систем: семья, коллективы и т.д.). Свойства материи: · Объективность· Познаваемость · Вечность · Отражение (способность одной матер. Системы любого уровня фиксировать и хранить на себе воздействие другой материальной системы, поскольку существовать – значит действовать.) · Высший социальный уровень отражения (сознание) · Движение (как атрибут философской идеи).

 

 

33) Движение как  способ существования материи. Покой.Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю и т.д. Материализм же особенно диалектический говорит, что движение как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не  привносится извне, а заключено в самой природе материи. Покой – тип движения, когда не меняется качество движения.

34) Формы и типы движения.

Типы движения: · Движение с изменением качества · Движение с сохранением качества

Формы движения, которые выделил Ф. Энгельс: 1. Механическое – все перемещения в пространстве. 2. Физическое – гравитация, теплота, свет и т.д. 3. Химическое 4. Биологическое – обмен веществ в организме, мутация и т.д. 5. Социальное – изменение в обществе и мышлении Принципы движения: I. Все формы между собой связаны генетически II. Высшие формы движения включают в себя низшие III. Свойства высших форм движения не сводятся к сумме свойств низших форм движений

36) Основные проблемы гносеологии. Объект и субъект познания. Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. Структура познавательной деятельности:• Субъект и объект познания• Уровни и формы познания • Истина – как цель познания. Объект познания – то, на что направлена познаваемая активность (природа, общество, мышление). Субъект познания – источник познавательной активности. Процесс познания объективен по содержанию и субъективен по форме.

38. Чувственное познание, его основные  формы. Сенсуализм. Чувственное познание является начальным и вообще предпосылкой познания. Без чувственного

познания либо невозможно рациональное, либо затруднено. Чувственное познание не позволяет

проникнуть в сущность. Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и

объекта и имеет 3 формы: ощущение, восприятие, представление.Ощущение – отражение с помощью 5 органов чувств отдельных свойств. Слух – звуки, глаз – пространство, вкусовой анализатор – вкусовые качества, обонятельный – информирует о запахах, прикосновение – плотность, температуру, формы. Мозг синтезирует ощущения, появляется следующая форма. Восприятие – синтетический комплекс различных ощущений, который дает возможность непосредственного создания единого

образа предмета. Свойства восприятия 1. Восприятие имеет избирательный характер. 2. целостность восприятия. (мозг достраивает целую картину) Многократное восприятие вещи может удерживаться в сознании индивида и при ее отсутствии. Это уже более высокая ступень чувственного восприятия – представление. Представление – обобщенный образ объекта, воспринятого ранее. Представление может познавать объекты, которые не существуют в реальности, а являются плодом нашей фантазии; представление воссоздает обобщающие черты предмета, т.е. формы чувственного познания воссоздают объект в наглядно-образной форме.

Недостатки чувственного познания: · Не позволяет проникнуть в сущность природных или общественных процессов; не позволяет открывать законы · Несовершенство органов чувств. Сенсуализм фундаментальная основа познания – чувственный опыт.

 

 

 

 

 

 

43) Самосознание. Факторы  его формирования.

Самосознание Важной подструктурой сознания является самосознание. Это осознание человеком себя как личности – целостная оценка себя. Своего образа, собственных знаний, качеств, морального

облика, достоинств и недостатков, интересов, идеалов, мотивов поведения, собственных знаний и

т.д. В структуре самосознания можно выделить такие элементы как: · Самочувствие · Самопознание · Самооценка · Самоконтроль. В структуре самосознания можно выделить 4 уровня: 1. Непосредственно-чувственный. Это самоощущение, переживание психосоматических процессов, собственных желаний, переживаний, состояний психики, эмоциональных переживаний. (Я устал, я расстроен). 2. Личностный, целостно-образный уровень. Осознание себя как личности, образ «Я», идентификация собственного «Я». Осознание реальных качеств и желаемых. 3. Рефлексивный уровень. Это интеллектуально-аналитический уровень. Осознание личностью содержания собственных мыслей. В результате рефлексии возможны становятся самонаблюдение, самоанализ. 4. Целенаправленно-деятельный. Реализация в деятельности, в поступках, в поведении, в общении с другими людьми, в способности при постановки целей учитывать их значимость, пути достижения, социальную обусловленность. . Самосознание тесно связано с уровнем притязаний. В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д. 2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств. 3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения. 4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.

42) Структура сознания. Свойства сознания.

2 уровня сознания:· Чувственно-рациональный (познание с помощью органов чувств; рационально-

логического обоснования) · Эмоционально-ценностный… I компонент – Телесно-перцепртивный II компонент – Логико-понятийный III компонент – Эмоционально-волевой IV компонент – Ценностно-смысловой. Структура сознания: уровни и компоненты. Функции сознания. 1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющих целенаправленность действий человека.3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями.5. Самосознание – это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом частьнеординарная. Сознание человека выполняет следующие функции: • познавательную – благодаря сознанию, человек приобретает новые знания; • целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

• ценностно-ориентационную - человек не только отражает, но и оценивает явления действительности, а также определяет свое отношение к ним;• управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;• коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нетсознания без общения, так нет и общения без сознания);• рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание,саморегуляция, самоконтроль.Свойства сознания:· Творческий характер (креативность)· Интенциональность· Рефлексивность · Динамичность.

 

 

 

44) Общественное  сознание, его уровни и формы.

Общественное сознание - отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом.Формы:· Экономическое сознание;· Политическое сознание;· Правовое сознание;· Нравственное сознание;· Эстетическое сознание;· Религиозное сознание;· Научное сознание;· Философское сознаниеТипы:· Групповое сознание - совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения.· Классовое сознание – сознание, возникающее в результате идентификации индивидом себя с представителями определенного социального класса, и характеризующееся чувством солидарности с ними и подчинением личных интересов индивида классовым интересам.· Общечеловеческое сознание

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное

сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.

46) Антропология в философии.

Философская антропология – философское учение о человеке.

47) Глобальные проблемы современности. Классификация ГП.Основные ГП: · Экологические (загрязнение окр среды, истребление биосферы, потепление мирового океана, природа самого человека) · Интерсоциальные (война и мир, политическое взаимодействие, терроризм, урбанизация, информационная перенасыщенность, рост приступности) · Антропогенная нагрузка (демографическая, здравоохранение, образование, кризис духовности)

Все проблемы в мире:· Локальные проблемы – одно гос-во · Региональные – несколько гос-в · Глобальные – земля Пути решения ГП: 1. формирование новых ценностей экологического императива 2. психичекий характер. Основные экологические проблемы: · Опустынивание · Уменьшение биологических видов · Чрезмерное потребление природных ресурсов · Загрязнение и уменьшение кислорода · Быстрое развитие химии, хим-й промышленности · Соц-е проблемы

6. Предмет и функции философии.7.Мировоззрение: сущность и структура.8. Мифологическое  мировоззрение: причины возникновения  и функции.9. Особенности мифологического  мировоззрения.10.Структура философского  знания. 11. Философия и наука: сходство  и различия.12.Религиозное мировоззрение  и его особенности. Функции религии.13.Первобытные, национальные и мировые религии.14. Религиозная картина мира.15.Философское  мировоззрение, его особенности. Исторические  типы философского мировоззрения.16.Особенности  древнеиндийской философии. Основные  категории.17. Основные философские  школы Древней Индии. 18.Основные  черты философии Древнего Китая. Основные категории.19. Конфуцианство  – основные идеи.20. Даосизм– основные идеи.21. Легизм. – основные идеи.22.Причины возникновения древнегреческой философии и ее периодизация.23. Особенности древнегреческой философии.24.Античная философия классического периода. Сократ.25. Античная философия классического периода. Платон.26. Античная философия классического периода. Аристотель.27. Особенности философии средневековья. Основные принципы религиозно-философского мышления в средневековой философии.28. Периодизация средневековой философии.29. Проблема метода познания в философских системах Ф. Бэкона и Р.Декарта. Эмпиризм, рационализм.30.Основной вопрос философии и две его стороны. Материализм,

идеализм, дуализм в истории философии.31. Проблема метода в философии. Метафизика. 32.Исторические формы диалектики.33.Законы диалектики.34.Основные категории: сущность и явление, содержание и форма,система, элемент, структура; случайность и необходимость, причина и следствие.35. Концепции бытия в истории философии.36. Бытие как философская проблема. Формы бытия и их особенности.37. Концепции материи в истории философии. Этапы формирования философских представлений о материи. 38. Материя как философская категория. Свойства материи.39. Уровни структурной организации материи.

40. Движение как способ  существования материи. Покой.

41.Пространство и время  как формы существования материи. Субстанциональная и реляционные концепции.

42.Проблема истины в  философии: основные концепции.

43.Чувственное познание  и его основные формы

44. Рациональное познание  и его основные формы. 45. Научное познание и его специфика. 46.Истина. Основные концепции истины.47. Проблема сознания в философии и трудности её решения.48. Концепции сознания в истории философии.49. Диалектико-материалистическое понимание сознания: его генезис.50. Структура сознания.51. Самосознание – сущность, уровни.52. Деятельность как основа существования общества.53. Структура деятельности. Мотивы, их иерархия.54. Социальная философия и ее основные проблемы: генезис

представлений об обществе.55. Предмет и функции социальной философии.56. Понятие общества и его структуры. Материалистическое и

идеалистическое представление об обществе.57. Специфика общества как системы. Основные сферы.58. Законы развития природы и законы развития общества – их сходство иразличие.59.Проблема сущности человека в истории философии.60. Биологическое и социальное в человеке: основные концепции.61. Проблема человека в философии. Понятие «человек», «индивид»,

«личность», «индивидуальность».62. Понятие «личность» и ее основные характеристики.63. Формационный подход: сущность, достоинства и недостатки.64.Цивилизационный подход: сущность, достоинства и недостатки.65. Современная западная философия: основные направления.

66. Философская антропология.67. Экологическая проблема и ее  основные аспекты.68.Глобальные проблемы  современности, классификация глобальных

проблем

40. Движение как способ существования  материи. Покой.41.Пространство и  время как формы существования  материи.Субстанциональная и реляционные концепции.42.Проблема истины в философии: основные концепции.43.Чувственное познание и его основные формы44. Рациональное познание и его основные формы.45. Научное познание и его специфика.46.Истина. Основные концепции истины.47. Проблема сознания в философии и трудности её решения.48. Концепции сознания в истории философии.49. Диалектико-материалистическое понимание сознания: его генезис.50. Структура сознания.51. Самосознание – сущность, уровни.52. Деятельность как основа существования общества.53. Структура \ деятельности. Мотивы, их иерархия.54. Социальная философия и ее основные проблемы: генезис представлений об обществе.55. Предмет и функции социальной философии.56. Понятие общества и его структуры. Материалистическое и идеалистическое представление об обществе.57. Специфика общества как системы. Основные сферы.58. Законы развития природы и законы развития общества – их сходство и различие.59.Проблема сущности человека в истории философии.60. Биологическое и социальное в человеке: основные концепции.61. Проблема человека в философии. Понятие «человек», «индивид»,«личность», «индивидуальность».62. Понятие «личность» и ее основные характеристики.63. Формационный подход: сущность, достоинства и недостатки. 64.Цивилизационный подход: сущность, достоинства и недостатки.65. Современная западная философия: основные направления.66. Философская антропология.67. Экологическая проблема и ее основные аспекты.68.Глобальные проблемы современности, классификация глобальных проблем.


 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"