Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:54, шпаргалка

Краткое описание

1 Структура философского знания
2 философия и мировоззрение
5. Немецкая классическая философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода.
16 философские воззрения Августина
19 утопические теории Т.Мора и Т.Кампанеллы
20 космология и новое естествознание:Н.Кузанский,Н.Коперник,Д.Бруно и Г.Галилей

Файлы: 1 файл

0360246_550F1_shpory_po_filosofii.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

особенную роль России Бердяев не связывал с ощущением особенной национальной исключительности русских. Более того, он считал, что отсутствие чувства обостренного национализма у русского человека и есть его преимущественная, поразительная наднациональность. "Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им..." если спросить француза, что такое "французская идея", то он наверняка кое-что скажет по этому поводу. То же и англичанин, и итальянец, и американец. Но ни у кого разговор этот не вызовет какого-то особенного возбуждения, волнения, душевного напряжения. Однако, когда речь заходит о "русской идее", тема приобретает некоторую остроту. Дело, видимо, в том, что "русская идея", по мнению тех, кто признает ее существование, имеет "международное" значение, то есть как бы претендует и покушается на суверенитет идей других народов. Из этого вырастает боязнь. Рождаются кривотолки. "Русский мессианизм" становится притчей во языцех, и им пугают детей от рождения. Только еще один народ, по убеждению Бердяева, -- еврейский -- имеет подобную "всемирную идею" и ощущает свою "всемирную роль".

 

39  позитивизм  и его исторические формы

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем считается Огюст Конт. Также большой вклад внесли Милль и Спенсер.

По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных средств.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

Стадии интеллектуального и  технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу.

Первый, начальный позитивизм, представителями которого были А. Конт, Г. Спенсер.

Программа начального позитивизма сводилась к следующие принципы:  
- Познание необходимо освободить от всякой философской интерпретации;  
- Вся традиционная философия должна быть упразднена и изменена специальными науками (каждая наука сама себе философия);  
- В философии необходимо проложить третий путь, который преодолел бы противоречие между материализмом и идеализмом.  
Эти и другие положения были изложены О. Контом в работе «Курс позитивной философии»; Г. Спенсером в 10-томник «Синтетическая философия».  
Второй позитивизм (махизм) вырос из первых. Его известными представителями были: австрийский физик Э. Мах, немецкий философ Р. Авенариус, французский математик Ж. А. Пуанкаре.  
Они обратили внимание на факт релятивности (т.е. относительности) научного знания и сделали вывод о том, что наука не дает истинной картины реальности, а предоставляет только символы, знаки практики. Отрицается объективная реальность наших знаний. Философия сводится к теории познания, оторванной от мира.  
Третья форма позитивизма - неопозитивизм, который имеет две разновидности: логический позитивизм и семантический. Предметом философии, по мнению логических позитивистов, должна быть логика науки, логика языка, логический анализ предложений, логический синтаксис языка. Второй период логического позитивизма - это развитие семантики. Это направление определяет языку главную роль во всех сферах деятельности. Все социальные коллизии обусловлены несовершенством языка и человеческого общения. Представители: Б. Рассел, А. Тарский, К. Поппер, Л. Витгенштейн и др. 
Четвертый этап в развитии позитивизма – постпозитивизм возник во второй половине ХХ в. из критики неопозитивизма. Он представляет собой неоднородное течение в западной философии, объединенное стремлением разработать конкретно-научную методологию, пробует реализовать в своем анализе принципы исторического подхода к науке. Он представлен в учениях И.Лакатоса, Т.Куна.

40  мир как  воля и представление: философские  воззрения шопенгауэра

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действительность и не познающий субъект) делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:

• закон бытия — для пространства и времени;

• закон причинности — для материального мира;

• закон логического основания — для познания;

• закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление  объекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой  сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра  является воля. Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шопенгауэр опирается на теорию Канта. Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы  — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей.

41  учение  Ницше о сверхчеловеке

Свое учение о сверхчеловеке Ницше излагает, главным образом, в сочинении: «Also sprach Zarathustra» (Так говорил Заратустра). В самом описании процесса развития человека в сверхчеловеческий тип пред нами развернется внутреннее содержание идеала Ницше. Какие стадии должен пройти человек, чтобы стать сверхчеловеком? Первая стадия это — состояние верблюда, навьюченного всяческими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для создания «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека — это момент положительный, период творчества. Им и заканчивается весь процесс.

Ницше выдвигает идею сверхчеловека. «Человек есть нечто, что должно преодолеть». «Чем свободнее и сильнее индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь; наконец, он жаждет стать сверхчеловеком, ибо все прочее не утоляет его любви». Нужно создать существо более высокое, чем мы сами.

Сверхчеловек вырастет из представителей высшего типа людей. Он будет представлять собой наиболее совершенное воплощение воли к власти. Историческими предшественниками сверхчеловека были Цезарь, Чезаре Борджиа, Наполеон. 

Определяющие понятия «морали господ» по Ницше - это:

1.) Ценность жизни есть безусловная ценность, и она совпадает с уровнем «воли к власти».

2.) Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «жизненных сил» и «воли к власти».

3.) Сильный человек, прирождённый аристократ, абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами.

Но возникновение сверхчеловека не предполагалось быть связанным с какой-либо из существующий рас того времени. Кроме того, он является членом какого-то класса не в силу своего рождения, а предназначен к этому самой природой.

Ницше был против любых форм проявления массового сознания, его сверхчеловек - гармонический человек, сочетающий в себе физическое совершенство, высокие моральные и интеллектуальные качества.

В книге Ницше «Так говорил Заратустра» впервые поставлена проблема будущего человека как иного вида. Она написана как евангелие сверхчеловека и полна скрытой полемики с Новым Заветом. Сверхчеловек, таким образом, изначально противопоставлен богочеловеку. Заратустра утверждает право земли на истинное бытие и отрицает таковое за небом, другим миром, Богом. Заратустра проповедует царство земное, а не внутреннее Царствие Небесное. «Я» — это тело, а не душа в теле. Дух есть кровь. Пренебрежение этим миром делает человека в нем слабым и болезненным. Это противоестественное состояние поддерживает вера в Бога. Но Бог умер — эту идею, правда, подбрасывает Заратустре дьявол. Он умер, чтобы жил сверхчеловек — антихристианский сверхчеловек. Место человека в действительности не между животным и богом, а между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек Ницше — человек, ставший достаточно зрелым, чтобы жить в земном мире и выйти за пределы иллюзии иного мира. Он открывает мир заново.

 42  проблема человека в философии экзистенциализма

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

нравственные, экономические и  политические кризисы, охватывавшие человечество во время первой и второй мировых войн и между ними; опасность гибели человечества (изобретение ядерного оружия, экологическая катастрофа); распространение тоталитарных режимов, подавляющих человеческую личность; бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Экзистенциалистская философия  распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, жизни в целом;

• противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире).

Основатель экзистенциализма датский философ Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855).

Он поставил вопрос: почему философия  занимается таким большим количеством  вопросов — сущностью бытия, материей, Богом, механизмами познания — и почти не уделяет внимания человеку, более того, растворяет конкретного человека с его внутренним миром, переживаниями во всеобщих, абстрактных вопросах?

Философом были выделены понятия:

• неподлинное существование — полная подчиненность обществу, "жизнь со всеми как у всех ", "плывя по течению", без осознания уникальности своей личности;

• подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование  и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

• эстетическую;

• этическую;

• религиозную.

На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

На этической стадии человек  делает сознательный выбор, осознанно  выбирает себя, теперь им движет долг.

На религиозной стадии человек  глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"