Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:54, шпаргалка

Краткое описание

1 Структура философского знания
2 философия и мировоззрение
5. Немецкая классическая философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода.
16 философские воззрения Августина
19 утопические теории Т.Мора и Т.Кампанеллы
20 космология и новое естествознание:Н.Кузанский,Н.Коперник,Д.Бруно и Г.Галилей

Файлы: 1 файл

0360246_550F1_shpory_po_filosofii.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

представителями экзистенциализма XX в., были: Карл Ясперс; Жан-Поль Сартр; Альбер Камю; Мартин Хайдеггер.

Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. Согласно Ясперсу человек обычно живет ", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей. Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.

Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.

Большинство людей живет своими мелкими заботами от понедельника до воскресенья и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

По Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мир. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.

 

43  субъект  познания его влияние на результат  познания

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.  
Гносеология (теория познания) исследует условия, механизм, принципы, формы и методы познавательной деятельности человека. Познание можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.  
Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.  
Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта. 

Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенное сознанием, прежде всего в таких егопроявлениях, как мышление, чувство, ум, воля, которая усвоила исторически произведенные человечеством формы и методы познавательной деятельности и развил свои познавательные способности и овладел конкретными способностями к познавательной деятельности. 

Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что познающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.  
Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.  
Познание не может быть лишь послушным отражением действительности... - оно есть также активное преображение, осмысливание бытия  объект представлен субъекту не в форме созерцания, а через призму примененной практики и использованного знания. Знания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Но оно также будет влиять на результат.

Субъект познания всегда социален. Любой человек, познающий мир, выступает частью той или иной общности - профессионального коллектива, социальной группы, общества, всего человечества. Даже в индивидуальной форме субъект познания связан с другими людьми, использует не только свой личный, но и коллективный опыт и разум.

В свою очередь, программа деятельности определяет выбор объекта познания, ориентирует субъекта на изучение конкретных свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и методов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой для себя субъектом познания, "задает" ему определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных новых знаний.

Все компоненты познавательного отношения - субъект, его деятельность, объект познания - динамичны, изменяются с развитием общества. Увеличивается "багаж субъекта, качественно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмешательство человека в изучаемую реальность, что ведет в конечном счете к более глубокому проникновению в сущность явлений.

 

 

44  опасность глобального экологического кризиса его сущность

Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.

Составляющие кризиса разнообразны. В структуре экологического кризиса: 
– глобальное потепление климата, парниковый эффект; 
– ослабление озонового слоя Земли; 
– образование кислотных дождей; 
– загрязнение мирового океана; 
– загрязнение и истощение поверхностных и грунтовых вод; 
– загрязнение земли; 
– сокращение лесных площадей; 
– деградация эрозия почв;

– перенаселение планеты и рост численности человечества.

Согласно докладам  WWF уже к 2040 году нашу планету ждет глобальный экологический кризис, который может поставить под вопрос выживание человечества. Речь идет прежде всего о невозобновляемых энергетических ресурсах, воде и пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур почве(проблема продовольствия).

В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены. недальновидная политика ведет к деградации сельскохозяйственной ресурсной базы почти на каждом континенте, что проявляется в эрозии почв в Северной Америке и России, их закислении в Европе, сведении лесов и опустынивании в Азии, Африке и Латинской Америке, практически повсеместном загрязнении воды и ее потерях. Самой серьезной проблемой на сегодняшний день является вопрос водоснабжения населения Земли. С точки зрения глобальных запасов, на Земле имеется огромный избыток водных ресурсов, однако количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством. Дефицит водных ресурсов в настоящее время составляет порядка 50%, однако потребители не задумываются, чтобы экономить становящуюся драгоценной воду. Первыми проблемы начнут испытывать Китай, Индия, Западная Африка, где водоносные слои просто-напросто пересохнут. 

Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше.

Иными словами, весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как часть биосферы, на грань гибели.

Природа деградирует, а вместе с ней деградирует и человечество. Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения

По данным начальника управления санитарного контроля Госкомсанэпиднадзора РФ, 109 млн. россиян из 143 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях. По его словам, 40-50 млн. человек испытывают влияние 10-кратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных различных веществ в окружающей среде, 55-60 млн. – 5-кратного превышения ПДК В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем.

Для предотвращения катастрофы человечество обязано:

• прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

• заняться решением экологических проблем;

• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

 

45  личность как субъект и объект общественной жизни

Р а з в и т и е   о б щ е с т в а –  это результат деятельности людей.

Д е я т е л ь н о  с т ь – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.

Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.

В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.

С у б  ъ е к т – это то, кто  осуществляет деятельность (человек).

О б ъ  е к т – это то, на что  направлена деятельность человека (окружающий мир).

Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.

Личность  является в одно  и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.

Личность  как объект общественных отношений.  Личность человека как  члена  общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере  политических  отношений.  Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.

На  психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в  которую  личность входит.  В процессе общения люди взаимно влияют друг на  друга,  вследствие  чего  формируется общность  во  взглядах,  социальных установках и других видах отношений к обществу,  труду,  людям,  собственным качествам.  

Вполне  понятно, что, чем шире круг общения  личности, тем разнообразнее ее связи  с различными сторонами  жизни,  тем  глубже она  проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир, индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения  друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение  является  фактором  их духовного, нравственно-психологического развития.

Личность  как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений,  но и субъект,  т. е. является деятелем общественного развития.  Человек существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные.

Вступая в  отношения с  людьми, личности творят историю под воздействием объективных общественных  закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"