Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:54, шпаргалка
1 Структура философского знания
2 философия и мировоззрение
5. Немецкая классическая философия. Критика метафизических воззрений и теологии. Подготовка Диалектического метода.
16 философские воззрения Августина
19 утопические теории Т.Мора и Т.Кампанеллы
20 космология и новое естествознание:Н.Кузанский,Н.Коперник,Д.Бруно и Г.Галилей
представителями экзистенциализма XX в., были: Карл Ясперс; Жан-Поль Сартр; Альбер Камю; Мартин Хайдеггер.
Карл Ясперс (1883 - 1969) - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в. Согласно Ясперсу человек обычно живет ", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей. Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием.
Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра (1905 — 1980) — проблема выбора (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.
Альбер Камю (1913 — 1960) сделал главной проблемой своей экзистенциональной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа — жизнь человека в сущности бессмысленна.
Большинство людей живет своими мелкими заботами от понедельника до воскресенья и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию рано или поздно понимают, что впереди — смерть, Ничто. В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.
По Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.
Бытие человека происходит в окружающем мир. Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.
43 субъект
познания его влияние на
Человек
не может существовать в мире, не научившись
в нем ориентироваться. Ориентация зависит
от способности людей постигать мир, соотнося
знания о мире и знания о себе. Поэтому
вопрос познания является одним из самых
философских.
Гносеология
(теория познания) исследует условия, механизм,
принципы, формы и методы познавательной
деятельности человека. Познание можно
определить как совокупность процессов,
обеспечивающих человеку возможность
получать, перерабатывать и использовать
информацию о мире и о себе.
Те явления или
процессы, на которые направлена познавательная
активность людей, принято называть объектом
познания. Тот, кто осуществляет познавательную
деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания
может быть индивид, группа, общество в
целом.
Таким образом,
познание - это специфическая форма взаимодействия
субъекта и объекта познания, конечной
целью которого является получение истины,
обеспечивающей освоение объекта с учетом
потребностей субъекта.
Субъект познания, согласно современной философии, - это реальный человек, общественное существо, наделенное сознанием, прежде всего в таких егопроявлениях, как мышление, чувство, ум, воля, которая усвоила исторически произведенные человечеством формы и методы познавательной деятельности и развил свои познавательные способности и овладел конкретными способностями к познавательной деятельности.
Познание
— это взаимодействие субъекта и объекта.
Именно поэтому и познавательная деятельность,
и ее результат содержат в себе и субъективное
— то, что зависит от субъекта, и объективное,
что определяется самим объектом и от
субъекта не зависит. Субъективная сторона
познания обусловлена тем, что познающий
субъект — это не абстрактный человек
(коллектив или общество), а конкретный
субъект, деятельность которого связана
с определенными социальными отношениями,
уровнем культуры.
Мировоззренческие
и методологические установки, нравственные
нормы и критерии оценки оказывают существенное
влияние на познавательный процесс.
Познание не может
быть лишь послушным отражением действительности...
- оно есть также активное преображение,
осмысливание бытия объект представлен
субъекту не в форме созерцания, а через
призму примененной практики и использованного
знания. Знания,
навыки, установки — все то, чем «нагружен»
субъект, составляют предпосылочное знание;
оно предшествует познанию, является его
условием. Предпосылочное знание может
быть явным, когда оно логически оформлено
и зафиксировано в языке (вербализовано),
и неявным — неосознанным и невербализированным.
Такое знание выражается в эмоциональных
оценках, интуитивно-художественных образах
и т.п. Но
оно также будет влиять на результат.
Субъект познания всегда социален. Любой человек, познающий мир, выступает частью той или иной общности - профессионального коллектива, социальной группы, общества, всего человечества. Даже в индивидуальной форме субъект познания связан с другими людьми, использует не только свой личный, но и коллективный опыт и разум.
В свою очередь, программа деятельности определяет выбор объекта познания, ориентирует субъекта на изучение конкретных свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и методов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой для себя субъектом познания, "задает" ему определенное видение изучаемых объектов и интерпретацию полученных новых знаний.
Все компоненты познавательного отношения - субъект, его деятельность, объект познания - динамичны, изменяются с развитием общества. Увеличивается "багаж субъекта, качественно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмешательство человека в изучаемую реальность, что ведет в конечном счете к более глубокому проникновению в сущность явлений.
44 опасность глобального экологического кризиса его сущность
Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.
Составляющие
кризиса разнообразны. В структуре экологического
кризиса:
– глобальное потепление климата, парниковый
эффект;
– ослабление озонового слоя Земли;
– образование кислотных дождей;
– загрязнение мирового океана;
– загрязнение и истощение поверхностных
и грунтовых вод;
– загрязнение земли;
– сокращение лесных площадей;
– деградация эрозия почв;
– перенаселение планеты и рост численности человечества.
Согласно докладам WWF уже к 2040 году нашу планету ждет глобальный экологический кризис, который может поставить под вопрос выживание человечества. Речь идет прежде всего о невозобновляемых энергетических ресурсах, воде и пригодной для возделывания сельскохозяйственных культур почве(проблема продовольствия).
В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены. недальновидная политика ведет к деградации сельскохозяйственной ресурсной базы почти на каждом континенте, что проявляется в эрозии почв в Северной Америке и России, их закислении в Европе, сведении лесов и опустынивании в Азии, Африке и Латинской Америке, практически повсеместном загрязнении воды и ее потерях. Самой серьезной проблемой на сегодняшний день является вопрос водоснабжения населения Земли. С точки зрения глобальных запасов, на Земле имеется огромный избыток водных ресурсов, однако количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством. Дефицит водных ресурсов в настоящее время составляет порядка 50%, однако потребители не задумываются, чтобы экономить становящуюся драгоценной воду. Первыми проблемы начнут испытывать Китай, Индия, Западная Африка, где водоносные слои просто-напросто пересохнут.
Одно из существенных проявлений экологического кризиса связано с чрезмерным потреблением природных ресурсов. Уже сейчас человечество потребляет ресурсов природы на порядок больше того, что можно изъять из биосферы без ущерба нарушения ее биохимических циклов и способности самовосстановления. Человечество расходует сейчас 40% всей продукции, произведенной фотосинтезом на суше.
Иными словами, весь XX в. человечество жило за счет своих потомков. В результате оно поставило биосферу, а следовательно, и себя как часть биосферы, на грань гибели.
Природа деградирует, а вместе с ней деградирует и человечество. Здоровье населения, безусловно, ухудшается в результате загрязнения
По данным начальника управления санитарного контроля Госкомсанэпиднадзора РФ, 109 млн. россиян из 143 млн. проживают в неблагоприятных экологических условиях. По его словам, 40-50 млн. человек испытывают влияние 10-кратного превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных различных веществ в окружающей среде, 55-60 млн. – 5-кратного превышения ПДК В этих условиях ученые предсказывают гибель человечества в обозримом будущем.
Для предотвращения катастрофы человечество обязано:
• прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;
• заняться решением экологических проблем;
• изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;
• контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.
45 личность как субъект и объект общественной жизни
Р а з в и т и е о б щ е с т в а – это результат деятельности людей.
Д е я т е л ь н о с т ь – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающей среды.
Человеческая деятельность основана обобщении опыта предшествующих поколений.
В структуре деятельности называют субъект и объект деятельности.
С у б ъ е к т – это то, кто осуществляет деятельность (человек).
О б ъ е к т – это то, на что направлена деятельность человека (окружающий мир).
Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.
Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.
На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир, индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей и способов их удовлетворения и что общение является фактором их духовного, нравственно-психологического развития.
Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Человек существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно общественные.
Вступая в отношения с людьми, личности творят историю под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.