Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)
  1. Понятие и исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию. Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Философия - особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемное поле философии и структура философского знания.

 

      Философское знание - это осмысление, понимание, умение  постигать причины явлений; это  отношение к миру, руководствующееся  только разумом; это обращение  к "вечным" смысловым вопросам  человеческого бытия. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.Специфика проблемного поля философии определяется её стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщённое знание о мире и месте в нём человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы: 1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др.2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем – эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. Принято выделять 3 основных содержательных раздела философского знания: антология – учение о сущном, первоначальном в стремлении понять единство окружающего мира,гносеология – раздел философского знания, в котором исследуется природа истинного знания, его критерий,методология - раздел физического знания, в котором исследуются пути получения истинного знания. Принято выделять две основные формы философской методологии: метафизика и диалектику. С точки зрения метафизики мир предстает как нечто неизменное, а с точки зрения диалектики, мир – совокупность процессов, в которых все течет, все изменяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: 1. Ведический период;2. Классический период;3. Индуистский период. В Индии философия зародилась в середине I в. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатлённой в священных книгах - Ведах, которые существовали изначально лишь в устной форме. Слово "Веда" с Санскрита переводится как "знание". В первой половине I в. до н.э. появляется ещё ряд текстов, которые следует отнести к священным, например: литература Шрути и Смрити. Несмотря на авторитет религиозно-этической литературы, говорить собственно о самой философии, мы можем лишь в связи с древними текстами - Упанишадами. Упанишады - в буквальном смысле, переводятся как "сидение у ног учителя" - для постижения сокровенного знания. В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам(неортодоксальные): буддизм, джайнизм, чарвака-локаята. Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение(ортодоксальные): йога; веданта; вайшешика; ньяя; миманса; санкхья. Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Древнеиндийская философия связана и с буддизмом. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни(Будда). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Нирвана– ключевое понятие буддизма – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы. Это внутреннее состояние освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям.  Отличительные особенности философии Древней Индии: слабая связь с наукой; тесная связь с религией:  по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими; основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философская мысль Древнего Китая

В Китае существовало множество философских школ, которые связаны признанием 2 общих понятий: 1) Ин и Ян, т.е. женское начало, хаос, тьма и мужское начало, свет, благополучие. Мир развивается в результате взаимодействия и противоборства этих начал. 2) «Дао»- путь, который проходит в мире каждый человек. Понятие «дао» лежит в основе религиозно- философского учения даосизм, основателем которого считается китайский мудрец Лао-Цзы. Учение проповедует пассивное отношение к окружающему миру. Лао-Цзы утверждал, что мир вечен и существует по своим законам. В нем постоянно идет развитие и изменение. Человек может наблюдать за миром, но не вмешиваться в происходящее, т.к. это нарушит установленный миропорядок. Основным принципом даосизма является принцип недеяния «увей»:мудрец учит молчанием и действует недеянием. Особой популярностью в Древнем Китае пользовались взгляды Конфуция. В средние века конфуцианство стало государственной идеологией Китая. Общество  Конфуций называл большой семьей, место каждого человека в ней определяется свыше. Человек должен думать не только о личной выгоде, но и о пользе для общества. Ученый призывал строго следовать традициям, т.к. именно они создают порядок в обществе, уважать старших. Консерватизм взглядов Конфуция оказал тормозящее влияние на развитие духовной культуры Китая. Основное течение китайской политической мысли, соперничавшее с конфуцианством — легизм. Основателем легизма считают Шан Яна. Легизм явился первой в мировой истории изощренной теорией деспотизма, основанного на жестокости, насилии, слежке, невежестве масс, милитаризме и войне. Особенность учения легистов состояла в том, что оно на первое место выдвигало идею сильного государства и подчиняло этой идее все общество. Отличительные особенности философии Древнего Китая: слабая связь с наукой; тесная связь с политикой; несистематизированный характер; житейско-практическая направленность. Основные проблемы, решением которых занимались философы древнего Китая, были – это проблема зла, страдания, его причин, а также проблема эффективного управления государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы

Наивысшего расцвета философия древности достигла в Греции. В древнегреческой философии выделяют основные философские школы: милетскую и пифагорийскую. Основателем милетской школы считается известный ученый Фалес, считавший, что основой мира является вода, но в то же время веривший, что управляет миром множество богов. Его последователи Анаксимен и Анаксимандр тоже были материалистами и первоосновой мира называли воздух. К этой же школе относятся и взгляды Гераклита, считавшего основой мира- огонь и утверждавшего, что существует закон природной необходимости «логос», в соответствии с которым в мире происходят постоянные изменения. Представитель этой же школы, Демокрит, считается автором теории «атомизма». Основателем пифагорийской философской школы был Пифагор. Основой мира он считал число. Представитель этой же школы Платон утверждал, что мир состоит из 2 частей: материального бытия и идеального( мысли, сознание). Известный афинский философ Сократ не интересовался вопросами материального бытия(учение о бытии называется онтологией), прежде всего его интересовали вопросы нравственности, знания Сократ называл добром, а невежество- злом. Считал, что истину нужно искать в диалоге с собеседником. Вершиной древнегреческой философии является творчество Аристотеля. Он объединил предшествующий опыт философствования современными знаниями. Его считают автором учения о формах и категориях мышления, т.е. логике. Главным достижением древнегреческой философии является диалектика, т.е. учение о взаимосвязанности, взаимовлиянии и взаимозависимости всего в мире.

 

 

  1. Философские концепции Платона и Аристотеля

Основное место системе Платона занимает мир вечных идей. Идея (эйдос) выступает как наиболее совершенный образ, в котором воплощаются характеристики того или иного класса вещей. Эйдосы существуют вечно, они неизменны, самотождественны. При этом наблюдаемый мир, или мир становления, выступает как слабое отражение, тень, капля этих вечных идей.

Иерархия космоса у Платона выглядит следующим образом: высшим основанием является благо, идея единого, далее – мир вечных идей, далее – мир становления, последнее – материя. Связь между материальным и идеальным обеспечивается Эросом как мировой космической душой.

 

Гносеология Платона. Познание истины возможно как припоминание. Сила, которая побуждает человека к познанию истины, - Эрос. При этом путь к миру идеальному лежит через освоение различных искусств.

Причиной образования государства является природное неравенство людей. При этом государство Платона подчинено идеалу справедливости на уровне целого, в жертву которому приносится индивидуальное счастье.

Аристотель критикует Платоновские идеи и предлагает рассмотреть вопрос о причинах.

 

Виды причин:

      • материя
      • форма
      • движение
      • цель

 

Однако, когда Аристотель переходит к устройству мира в целом, он оставляет 2 причины: материю и форму, которая объединяет в себе и сущность, и цель, и движение.

В отличие от Платона, Аристотель выстраивает человека снизу, как органичное продолжение природного и материального.  Душа и тело не противопоставляеются.

Гносеология Аристотеля. Началом познания является опыт. Но высшей формой, организующей познание, является логика.

Аристотель критикует Платона, считая, что не может быть счастливым государство, состоящее из несчастливых граждан. Стремление к благу, собственности – нормальное стремление человека. При этому домашняя экономика является обязательным атрибутом свободного гражданина. Собственно, человек – это общественное животное, и его предназначение – участие в жизни полиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (А. Августин,      Ф. Аквинский). Полемика о природе универсалий

Первая фаза формирования христианской философии относится к периоду, когда становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца XIII в. происходит преворот в христианском восприятии античной философии. Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и греческого языков с комментариями.

Философия Аврелия Августина возникает как симбиоз христианских и античных доктрин. Главным источником для него был Платон.

Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим предметом познания, познания приходящих вещей бесмысленно для абсолютного познания. Бог и причина познания, он помогает людям находить правду.

Бог – высшее благо и причина всякого блага.

Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстве души над телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функцию воли, мышления, памяти.

Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.

Вся философия Августина сосредоточена на Боге.

Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;

как источник познания – предмет теории познания;

как единственное благо – предмет этики;

как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.

Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный в Боге и реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.

Целью и смыслом человеческой жизни явл. счастье, которое должно определить философия. Счастья можно достигнуть в Боге – это прежде всего познание Бога и испытание души.

Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге может познать не разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, они взаимно дополняют друг друга.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого. Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией, но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета, то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания. Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

  1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.
  2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.
  3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в мире должно существовать абсолютно необходимое существо.
  4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное совершенство.
  5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души. Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного суда».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"