Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка
Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.
3) сравнение — это выявление сходных черт или различий предметов;
4) описание — это фиксирование
результатов опыта, наблюдения или
эксперимента с помощью
5) измерение — это выполнение
познавательных действий с
К методам теоретического познания, в частности, относятся:
1) формализация — это отображение научного знания с помощью знаков и символов, то есть с помощью формализованного языка. При формализации рассуждения о предметах заменяются операциями со знаками, что наглядно проявляется в математике или символической логике.
Однако не все науки можно уложить в русло формализации. К примеру, философия или культурология не поддаются формализации. данный метод плодотворен, прежде всего, для естественных и технических наук.
2) аксиоматический метод — это выведение знания из некоторых исходных положений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не требуют доказательств.
Общелогические методы являются общими для эмпирического, теоретического, философского познания, а также для других видов познавательной деятельности.
Общелогические методы включают в себя:
1) анализ — это мысленное разделение предмета на составныеzчасти;
2) синтез — это мысленное объединение частей в единое целое;
3) абстрагирование — это
4) идеализация — это
5) моделирование — это метод
исследования объектов и
Также к общелогическим методам можно отнестиклассификацию и дедуктивный метод.
46.Эмпирический и
Объект исследования – фрагмент действительности, на который направленото научное исследование.
Предмет исследования – черты, свойства, связи объекта, исследование которых является целью данного исследования.
Цель исследования – “приращение научного знания”, то есть получение новых знаний о предмете исследования. Цель исследования определяется пролблемой, которую предполагается решить.
Проблема – вопрос или комплекс вопросов, требующих своего разредшения. Вопрос – фиксация неполноты знания и установка на получение недостающих знаний о предмете исследования.
Задача – проблема, метод решения которой известен.
Метод – способ решения познавательной проблема (система операций, процедур, определяющих последовательность и содержание познавательных действий).
Средства познания – предмет, опосредующий взаимодействие субъекта с исследуемым объектом.
Структура научного исследования может быть представлена прежде всего следующими уровнями:эмпирический и теоритический. Каждый из уровней отличается спецификой используемых им методов и соответствующей целостной методологией. Отличие эмпирического уровня научного познания от теоритического представлены в таблице ниж
Критерии разграничения |
Эмпирический уровень (эмпирио-опыт) |
Теоретический уровень |
Предмет исследования |
Реальные явления и предметы, внешние свойства и связи объектов. |
Сущность предметов и законы, которым они подчиняются, общие характеристики объектов. |
Цель исследования |
Установление и описание объектов |
Интерпретация объектов |
Методы исследования |
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. (смотри вопрос 45) |
Идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному и др. (смотри вопрос 45) |
Средства исследования |
Приборы и другие средства наблюдения, т.е практические операции с объектом с помощью методов наблюдения, эксперимента, наблюдения, измерения, сравнения. |
Мысленный эксперимент – в специальных средствах не нуждается |
Результаты исследования (их форма) |
Эмпирический факт , эмпирическая зависимость , эмпирические понятия. |
Проблема, гипотеза, теория, идеальные объекты. |
47.Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза.
Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. Проблема- это вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании. Следует помнить, что Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое.
Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Гипотеза выступает также формой перехода от фактов к законам.
Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций и принципов.
Факт - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. На основе фактов стоятся законы и теории.
48.Научные революции.
В развитии науки выделяют этапы эволюционного развития и революция. Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знания или отдельной дисциплине (замены одной научной картины мира другой или замена одной научной парадигмы другой).
Первая научная революция 18-19 вв.:
Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения. Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан, а распространился в 18-ом.
Учёба в университетах того времени была строго иерархично организована. Они состояли из четырёх факультетов (как и сейчас): три высших (теология, юриспруденция и медицина) и четвёртый – философский, который включал в себя 7 предметов. Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно.
Большинство учёных того времени – они называли себя «философами».
Открытия:
Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.
Коперник (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.
Кеплер (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.
Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.
Вторая научная революция конца 18 века-1ая половина 19 века:
Третья научна революция конца 19 века- середина 20 века: