Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

К сложностям, связанным с разнообразием значений понятия культуры, прибавляется сложность, связанная с определением структурных компонентов культуры. Исследователи называют основными ее элементами идеалы, ценности и нормы; программы деятельности, познания и общения; знаковые, символические и образные системы. При этом в разных концепциях ударение ставится на разные элементы культуры. Различным образом рассматривается и структура самой культуры. Так, некоторые концепции утверждают, что культура складывается из разных субкультур (культур локальных групп), таких как профессиональная, этническая и возрастная. В качестве особенно острой проблемы выступает взаимоотношение субкультур с официальной, традиционной культурой. Так приобрел большое значение анализ противостояния доминирующей мужской культуры и вытесняемой женской, причиной чего послужило распространение в XX в. идей эмансипации. Некоторые из субкультур - контркультуры - активно противопоставляют себя официальной или традиционной культуре, дискредитируя ее. В ряде концепций рассматривается также противостояние элитарных (свойственные узкой группе) и массовых культур, что представляется особенно важным в свете формирования современного массового общества.

Важными формами культуры предстают искусство, религия, мораль, право и т.д. В развитой культуре каждая из этих форм имеет самостоятельное значение, хотя в некоторых культурах одна из форм доминировала над остальными. Исторически первая форма культуры - миф, в нем синтезированы все остальные формы Определяющим в мифе являются повествования, посредством которых наглядно объясняются события окружающего мира и общества. Религия - форма культуры, в которой доминирует вера в связь с сверхъестественными силами, с Богом или богами и предполагается воздаяние за выполнение религиозных предписаний и ритуалов в виде счастья в этом мире или воскресения в потустороннем. Религиозная идеология выражается в системе догматов которые обосновываются теологией, религиозная психология - в вере и мистических переживаниях. Искусство - форма культуры, в которой определяющим является эстетическое, чувственное постижение себя и мира посредством образов и символов. Мораль также предстает формой культуры, совокупностью вырабатываемых конкретным обществом идеалов и ценностей, регулирующих поведение его представителей. Обычно мораль перерастает в право, систему общеобязательных и зафиксированных в законодательных документах норм, установленных и поддерживаемых государством. На основе права и морали возникает политика как совокупность программ поведения и коммуникации в государственной и общест венной жизни. Важное значение также имеет наука - форма культуры, концентрирующая в себе идеалы, нормы и программы познания. Все эти формы культуры глубоко взаимосвязаны и сохраняют свое значение в современном обществе.

Основными функциями культуры являются познавательная, деятельностная и коммуникативная. Сущность познавательной функции культуры заключается в регуляции и организации самосознания и восприятия мира человеком или обществом. Организация самосознания человека и общества - важнейшее условие их существования. Фактически, культура обеспечивает духовную целостность существования общества, и утрата культуры зачастую создает основу для исчезновения конкретных обществ или народов. Это связано с тем, что культура играет роль архива информации о прошлом и будущем общества, о том, каким образом должен представлять себя каждый его конкретный представитель. Деятельностная функция культуры заключается в нормировании и программировании поведения человека или социальных групп в обществе. Человеческая деятельность связана с утверждением смысла, причем чаще всего подразумевающего осмысленные действия других людей. Культура содержит в себе как форму утверждения этого смысла до или в процессе действия, так и механизм последующей ее рационализации. Наконец, коммуникативная функция культуры состоит в ценностной регламентации и формальной организации процесса общения в обществе и между различными обществами. Это становится особенно важно на современном этапе развития, связанном с формированием единого социокультурного пространства на фоне диалога разных культур.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные цивилизации

 

В научных источниках можно обнаружить целый ряд различных типологий цивилизации. В рамках локально-исторического подхода свои классификации предложили Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Васильев и другие.

Н.Я. Данилевский в своем трактате “Россия и Европа” выделяет культурно-исторические типы, расположенные в хронологическом порядке:

1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-симетический  или аравийский, 10) германо-романский  или европейский. К ним он добавляет еще два американских культурно-исторических типа – мексиканский и перуанский, которые погибли, не успев развиться.

Н.Я. Данилевский предпринял попытку отыскать закономерности динамики цивилизации. В результате им было установлено следующее:

1) любой народ или племя, объединенное  общностью языка, способный развиваться  и прошедший стадию детства, представляет  собой культурно-исторический тип;

2) подлинное рождение и развитие  культуры невозможны без достижения  народом политической независимости;

3) каждая цивилизация самобытна, и, хотя любая цивилизация испытала  влияние чуждых прошлых и настоящих  цивилизаций, она не может быть  передана другим цивилизациям. Насильно  навязанная цивилизация приводит  к конфликту культур и терпит крах. Это подтверждается многими примерами, особенно наглядными в эпоху широкого распространения колонизации.

По наблюдению Данилевского каждая цивилизация достигла значительных успехов не во всех, а лишь в отдельных областях. Греческая цивилизация – в эстетических областях, древнесемитская – в религиозной, римская – в области политической организации и права. Наиболее перспективная, по его мнению, русско-славянская цивилизация обогатит мир более, чем какая-либо другая – сразу в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической, эстетической и создаст справедливый социально-экономический порядок.

О. Шпенглер в мировой истории выделил ряд культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, “ аполлоновская” (греко-римская), арабская, “фаустовская” (западноевропейская), майя и славянская. Все перечисленные культуры прошли однотипные стадии от зарождения к расцвету, и наконец, – к заключительному этапу – цивилизации с характерным для этого периода “надломом” и “окостенением души культуры”. Продолжительность существования каждой культуры, по Шпенглеру, приблизительно 1000 лет. Цивилизации свойственно господство машин, денег и политики. Она противоположна культуре, так как является эрой “бездушного интеллекта” и “мертвой протяженности”.

А. Тойнби насчитывает около 20 прошлых и современных ему локальных цивилизаций. По мнению историка, к середине ХХ века сохранились: западная христианская, православная христианская, исламская, индуистская, дальневосточная цивилизации, а также две окаменевших: монофизитская и ламаистская. Кроме того, он указывает на ряд обществ, которые, по его выражению, “принято называть цивилизациями”: китайское, индское, хеттское, египетское, андское, минойское, шумерское, майянское, сирийское, эллинское, несколько разновидностей православно-христианского и дальневосточного, иранское, арабское, индуистское, вавилонское, мексиканское, исламское.

Множество разновидностей цивилизации в зависимости от конкретного основания классификации выделяют сторонники историко-стадиального подхода. Например, “устная, письменная, книжная и экранная” типы цивилизаций. Или “традиционная и современная”цивилизации. А также “антропогенная”, “техногенная”, “информационная” цивилизации.

Одной из версий историко-стадиального похода является концепция общественно-исторических формаций К. Маркса, согласно которой мировая история подразделяется на 5 последовательно сменяющих друг друга стадий (общественно-экономических формаций): первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Становление цивилизации происходит в процессе перехода от первобытности к классовому обществу и сопровождается общественным разделением труда, отделением города от деревни, возникновением товарного производства. Разделение общества на враждебные классы, выделенные по экономическому признаку, привело к появлению государства. Понятие “цивилизация” шире, чем понятие “общественно-экономическая формация”. Характер цивилизации определяется системой отношений в обществе.

Сторонники технократического подхода рассматривают аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).

Для аграрной цивилизации характерно примитивное сельскохозяйственное производство, власть собственников земли, доминирование армии и церкви.

Индустриальная цивилизация связана с ростом и развитием городов, научно-техническим прогрессом, развитием тяжелой промышленности и изменением социальной структуры общества.

Постиндустриальная цивилизация порождает культ потребления, поэтому приоритетными отраслями здесь становятся производство товаров массового потребления и услуг.

Многие цивилизации, которые, должны были бы умереть еще сотни или даже тысячи лет назад, существуют и в настоящее время. Таковы египетская, китайская и другие цивилизации. “Надломившаяся” около века назад Европа вряд ли переживает предсказанный Шпенглером закат.

А. Тойнби назвал не умершие, но “надломленные”, по его мнению, цивилизации, “окаменевшими”. Согласно этой схеме Китай, например, “окаменел” на тысячу лет, Египет – на две тысячи лет.

Пессимистический диагноз западной цивилизации подверг критике Питирим Сорокин. В одной из глав своего многотомного труда под общим названием “Социокультурная динамика”, опубликованном в начале 40-х годов ХХ столетия – “Кризис нашего времени” он писал, что переживаемый кризис западной культуры и общества – не есть "предсмертная агония”. Иными словами, “кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического существования”. Старые теории, описывающие динамику культуры, представляются ему ложными. "Нет единого закона, согласно которому каждая культура проходила бы стадии детства, зрелости и смерти" [80. C. 432]. П. Сорокину не удалось отыскать типичные характеристики каждого из этапов развития культуры в трудах приверженцев “старой теории”. Нет ясности и в вопросе о смерти культуры – когда и как она умирает и что значит смерть культуры и общества вообще? Отсутствуют убедительные доказательства того, что западная культура достигла “последней стадии старения” и пребывает в состоянии “предсмертной агонии”. В результате тщательного изучения ситуации П. Сорокин пришел к выводу, что происходит замена “фундаментальной формы культуры на другую”. Но это не означает ее смерть, также как замена одного образа жизни на другой не означает умирания. Западная культура уже подвергалась трансформации в конце средних веков, однако это не положило конец обществу, напротив, после кризиса переходного периода западная культура переживала расцвет на протяжении многих веков. Более того, такие изменения необходимы, так как ни одна из форм культуры “не беспредельна”. Рано или поздно ее созидательные возможности исчерпываются и тогда культура должна изменить свою форму на более адекватную. Подобным трансформациям подвергались все великие культуры, сохранившие творческий потенциал.

Таким образом, согласно представлениям Питирима Сорокина, культуры, способные изменять свои формы, не умирают. Они находят новые пути и продолжают быть продуктивными. Кризис европейской культуры, вопреки мнению сторонников Шпенглера, означал не что иное, как рождение новой формы культуры и высвобождение новых созидательных сил.

Современные философы культуры склонны рассматривать цивилизацию как одну из стадий (отнюдь не заключительную) развития человечества. Ее начало связано с возникновением сельского хозяйства. Следующий этап цивилизации – промышленная революция, после чего "человечество волей – неволей начинает двигаться к постцивилизационной стадии развития, когда массовые коммуникации обеспечат глобализацию культуры".


 

 

 

 

 

 

 

  1. Техника и ее роль в истории цивилизации

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства, с одной стороны, есть вещество природы, с другой – призваны быть продолжением естественных работающих органов человека. Развитие техники совершается не только путем опредмечивания технологических функций человека, но и путем превращения вещества природы и естественных процессов в рабочее вещество и технологические процессы.

 В развитии техники можно выделить 3 основных этапа :

 ·                   Орудия ручного труда (инструменты). Этот этап характеризуется таким  способом соединения человека  и техники в технологическом  процессе, при котором человек  является материальной основой технологического процесса, а орудия  лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Труд при этом носит ручной характер.

 ·                   Машины (на уровне механизации). Основой  технологического процесса становится  машина, а человек лишь дополняет  ее своими органами труда, является ее технологическим элементом. Труд при этом становится механизированным.

 ·                   Автоматы (машины на уровне автоматизации). Свободный тип связи человека  и техники. Человек перестает  быть непосредственным звеном технологической цепи, получает условия для творческого использования своих способностей. Техника не ограничивается более в своем развитии физиологическими пределами человеческого организма.

 Современная техника – сложная  система, в которой элементы взаимосвязаны. В качестве таковых можно выделить: информационные технологии (прием, хранение, обработка, передача информации независимо от расстояний); производственные комплексы машин, технологий; сосудистая система  (водо-, газо-, нефтепроводы, линии электропередач); транспорт; техника процесса обучения; медицинские технологии; военная техника и технологии; бытовая; научная. Каждая из технических подсистем требует участия человека. Формирующаяся сегодня единая информационно - техническая система планеты влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"