Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое  значение в анализе экономических  процессов

 

Современная философия рассматривает многие проблемы экономической жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распределения, обмена и потребления. Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:· без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно; · способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры; · способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества; · в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества; · материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские концепции пространства и времени

пространство — это свойство объектов быть протяжёнными, взаимно располагаться друг относительно друга.Материальные системы не только как-то расположены в пространстве, они находятся в движении, которое может состоять из нескольких стадий, сменяющих друг друга. Особенности протекания процессов характеризуются понятием длительности (времени). Следовательно, время - это дление или продолжительность бытия вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния.Пространство и время являются всеобщими и необходимыми формами существования материи, поскольку бытие материальных систем вне пространства и времени невозможно.В истории философии существовало две противоположных концепции, касающихся трактовки пространства и времени: субстанциальная и реляционная.Субстанциальная концепция (Демокрит, Эпикур, Ньютон) утверждала, что пространство и время являются самостоятельными субстанциями, существующими сами по себе, т.е. независимо от материальных объектов. Они неизменны и постоянны.Реляционная концепция (является ведущей в современной науке) утверждает, что пространство и время — это не самостоятельные сущности, а свойства материи или формы её существования, поскольку связаны с состоянием движущейся материи и характером взаимодействия материальных объектов (систем).

 

 

 

 

 

 

 

 

32.Философия природы, идея  коэволюции общества и природы

 

Взаимоотношения об-ва с природой понимаются как отношения между об-ом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова. Природа гораздо старше общества. Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной. Свои составные части имеет не только природа, но и общество. В качестве главных составных частей общества современные ученые (Ферсман, Плотников, Дьяконов и др.) выделяют:Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.Социосфера — область сложных общественных отношений между людьми.Биотехносфера (техносфера) — область распространения технического влияния человека и человечества. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние. Главная проблема антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.Всвязи с этим возникает экологическая проблема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33. Учение о человеке  в структуре философского знания

 

Свое смысловое единство философия каждой эпохи обнаруживает в феномене человека. Обращаясь к «вечным вопросам», она включает в себя тот или иной идеал человеческого бытия, интегрирующего в себе совокупные смыслы существования природы, общества и культуры.Философская антропология – это фундаментальная наука о сущности человека, о его отношении к природе, физическом, психическом и духовном проявлении в мире, основных направлениях и законах его биологического, духовно-исторического и социального развития. В рамках данной науки осуществляется синтез различных аспектов знаний о человеке, происходит выход за пределы внутринаучной рефлексии.Рост интереса к антропологической проблематике в настоящее время обусловлен интеграцией человечества в единое мировое сообщество и обострением глобальных проблем, в контексте которых происходит переосмысление места и роли человека во всех процессах развития природы и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Социализация, образование, коммуникация и их роль в  становлении и развитии личности 

 

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных институций и систем. Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. КОММУНИКАЦИЯ - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция К. - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

35.

Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.

Сознание – способность человека к осмыслению, переживанию  внешней действительности и своего внутреннего опыта. «Сознание – субъективный образ объективного мира».

В философии сформировались 2 основных подхода к пониманию сознания: субстанциальный и функциональный. В рамках субстанциального подхода: сознание рассматривается как самостоятельная, не зависящая от материи субстанция. В рамках функционального подхода: сознание рассматривается как функция, свойство материи.

Как предмет философского анализа, сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею

Сознание можно определить как сложную многоуровневую систему, включающую в себя природно-психические, индивидуально личностные и социально-культурные проекции. Соответственно проблема генезиса (происхождения) сознания может быть рассмотрена на нескольких уровнях: в контексте общеприродной эволюции, в связи со становлением культуры и общества и в аспекте онтогенеза (индивидуального развития человека).

Природным основанием появления сознания стало свойство отражения как способность объекта воспроизводить характеристики взаимодействующего с ними объекта.

Развитие форм отражения  в живой природе: раздражимость  Þ чувствительность Þ психика Þ сознание.

Вместе с тем сознание человека качественно отличается от психики  животных.

Отличие сознания человека от психики животных.

  1. Абстрактно-логическое  мышление: оно есть у человека, у животных его нет.
  2. Целеполагание: оно присуще человеческой деятельности. Животные действуют инстинктивно.
  3. Наличие второй сигнальной системы – человеческой речи.
  4. Самосознание (у животных его нет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Структура сознания. Общественное  и индивидуальное сознание.

Структура индивидуального сознания. Наиболее известная точка зрения  на структуру индивидуального сознания (наиболее известная) выделяет следующие его элементы: мышление, память, эмоции,  воля.

Мышление- это интеллектуальная деятельность человека по решению определённых проблем. Также под мышление понимается логическая способность человека к размышлению.

Память- это особого рода способность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разнообразной информации. Она необходима человеку, т.к. она позволяет человеку  накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Эмоции -  это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие  личную значимость  и оценку внешних  и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека .  Наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции характеризуют потребности человека   и предметы, на которые они направлены.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности ,  выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизнедеятельности.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология.

Также в структуре общественного сознания выделяются и формы. Среди основных  форм общественного сознания принято выделять политическое сознание     (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм),  правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми),  религиозное сознание ( отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Проблема познаваемости  мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).

Познание – это творческая деятельность человека (и человечества), направленная на получение достоверных знаний о мире.

Один из основных вопросов философии: познаваем ли мир (соответствуют ли наши знания действительности) на который в философии сложились следующие 3 точки зрения:

1.Гносеологический оптимизм (Уверенность  в том, что мир познаваем).

2.Скептицизм (Сомнение в познаваемости  мира).

3.Агностициз (Утверждение в том, что мир непознаваем).

Гносеологический оптимизм характерен для преимущественного большинства философских учений от Платона и Аристотеля до Маркса, что связано с верой в то, что истина существует.

Агностицизм,  в отличие же от  гносеологического оптимизма, говорит о непринципиальной познаваемости мира. Не отрицая истину, агностики (Кант, Юм) ограничивают её человеческой субъективностью, за пределы которой познание не может выйти. Данная точка зрения базируется на том, что истина никаким образом не выступает соответствием знаний действительности, поскольку мы можем быть уверены лишь в собственном опыте, но не в мире, существующем вне и независимо от нас.

Скептицизм в свою очередь высказывает сомнение в познаваемости мира. Идея скептицизма базировалась на том, что истины как таковой не может быть, поскольку человеческие знания всегда относительны зависимы от особенностей вкусов, традиций, авторитетов и т.д.

 

 

 

 

 

38.Предмет и основные  понятия теории познания (субъект, объект, познавательная  деятельность, знание).

Субъект познания – человек, обладающий способностью к познанию. Объектом познания является фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Познавательная деятельность представляет собой сложную иерархическую структуру психических процессов ощущения, восприятия, представления, мышления, памяти, эмоций, внимания, воображения, сознания, речи, воли.  Как  правило познавательная деятельность человека направлена на поиск нового знания либо усовершенствования старого.

Познавательную деятельность можно разделить на несколько  ступеней:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"