Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка

Краткое описание

Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Религиозная философия  в контексте современной европейской  культуры

В совр-ой религиозной фил-ии нет единой концептуальной сиситемы. Религиозно-философские учения в католицизме пред-ны неотомизмом (Маритен,Жильсон), неоавгустинизмом (Марсель,Мунье) и тейардизмом(Тейар де Шарден). В протестантизме выделяют либеральную теологию(Шлейермахер,Трёльч,Гарнак), «теологию кризиса» (Барт,Тиллих) и «Новую радикальную теологию»(Бонхеффер). В православной традиции хр-ва сформировалась «метафизика единства» (Соловьёв,Флоренский,Трубецкой,) и философия «нового религиозного сознания» (Бердяев,Булгаков,Розанов). В совр. исламе 2 напр-ния: традиционное и модернистское. Философские идеи разраб-тся также с исп-нием догм буддизма , мистицизма и др религий. Неотомизм – возрождение и модернизация учения доминиканского монаха святого Фомы Аквинского. Он окатоличил философское учение Аристотеля, приспособив его к целям катол. церкви. Неотомизм уделяет внимание: божественному творению мира и человека (креационизму);единству истины, блага и красоты в Боге;познанию Бога через его творения;рассмотрению человека как единства души и тела, призванного познать Бога;проповеди веры. Осн. принципы неотомизма – гармония и вера. Неопростентантизм – направление в современной теологии, получившее распр-ние после 1ой мир войны в Европе, а в 1930е – в США. Осн. принцип – «оправдание верой», вера является личной связью человека с богом, без посредников.

 

 

 

 

 

 

 

22.Современная философская  герменевтика

 

1. Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса.Основные вопросы герменевтики:• как возможно понимание?• как устроено бытие.Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым.Предметом исследования, как правило, является текст. К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:• "герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;• "герменевтический круг" — циклический характер процесса понимания.Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста. 2.Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):• дивинации — искусственного "вчувствования", "вживания" в душу автора произведения;• сравнения — сопоставления фактов, других данных. Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. философия постмодернизма

Постмодерн - это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Духовно, как живой организм, культура уже погибла, но физически, как механизм, по инерции еще продолжает существовать. Пример такого феномена - Римская Империя в первые два века нашей эры; так называемый "золотой век" античной цивилизации - никогда еще античному человеку не жилось так мирно, сытно и привольно. Однако вечно такая "жизнь после смерти" длится не может: в один прекрасный день все пошло вразнос, и в течение следующих пятидесяти лет античный мир погрузился в хаос и разруху. Именно этот обманчивый "золотой век" "конца истории" мы сегодня и видим на Западе. Наиболее просто и лаконично можно определить философию эпохи "постмодерна" - утрата осмысленности. Это происходит во всех без исключения сферах западной культуры, затронутых постмодерном. Иерархия смысла повсюду расползается, наступает состояние тотальной шизофрении, онтологический анархизм.Философы постмодерна (Бодрийар, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко, Хайдеггер) доказывают искусственный "насильственный" характер основных категорий западной рациональности. Исчезла вера в существование каких-то общих принципов и законов, которые управляют этим миром; исчезло доверие к самому человеческому разуму. Логические категории теряют свою строгость.Показательны и перемены в искусстве, где наступает господство такой формы, как пастиш (чистая поверхность, за ним не прячется никакого намека; это высказывание без желания что-то выразить, без желания сказать что-то осмысленное, это принципиальный отказ от утверждения или отрицания). Постмодернизм - это полное крушение культурной логики Запада и западной рациональности, в том виде, в каком она сложилась во времена Декарта.

 

 

 

24. Философия и национальное  самосознание. Философская мысль Беларуси

Исторически Беларусь находилась на пограничье, под воздействием польской и русской культур.Трудно однозначно идентифицировать творчество некоторых мыслителей, тк они приндл. не только к бел, но и русс и польск народу.Выделяют неск этапов :1.Предфилософский – связанный с культурой Киевской Руси.2. Гуманистическое и реформационное движение(16-первая пол-на 17 века)3. Доминирование схоластической философии(конец 17 - 70 -80годы 18 ст) связан с деятельностью ордена иезуитов. Схоластика этого периода обозначается термином «Вторая схоластика». Первая – это схоластика Фомы Аквинского. Вторая представлена именами Коэтано, Суареса,Толедо,Бнллармино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Онтология как философское учение о бытии.

 «Картиной мира» называется  сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Различают религиозную, научную и философскую картины мира. В религии подобным собирательным понятием выступает понятие «Бог», в науке к нему принято относить понятие «энергия», в философии единый, бесконечный и непреходящий характер мироздания принято обозначать термином «бытие». Раздел философии, анализирующий фундаментальные проблемы бытия: проблему появления мира, проблему его единой основы, границы реального мира, универсальные законы развития мира называется онтологией.  Сам термин "онтология" был впервые употреблен в философском лексиконе Р. Гоклениуса, а как философское понятие впервые сформулировано немецким философом-рационалистом Хр. Вольфом (1679—1754). Все философские учения в явном или неявном виде всегда включали онтологическую проблематику.Онтологические вопросы включают в себя вопросы конкретных наук – физики, химии, астрономии, геологии, позволяющих понять устройство, происхождение и развитие мироздания. Однако, онтологические вопросы к ним не сводятся и выходят за их рамки, пытаясь понять модель единой Вселенной, мира как целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Категория материи. Эволюция  представлений о материи в  философии и науке

Бытие, как предельно общая абстракция, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы. Это означает, что для того чтобы понять их категории «бытие» недостаточно и, таким образом, требуется новый класс понятий, описывающих реальность с точки зрения конкретных, существующих вещей. Принято считать, что наиболее общими понятиями в этой связи являются понятия «материи» и «духа» (проблемы понимания «духа» как аспекта бытия рассматриваются в теме 5). Материя таким образом характеризует бытие с вещественной стороны. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. В конце XIX века атом был разделен. Был открыт электрон, обнаружен радиоактивный распад и превращаемость атомов. Оказалось, что имеющая в своей основе электричество материя перестала быть веществом, т.е. «исчезла», что вызвало кризис в философии и естествознании.В этой связи В.И. Лениным было уточнено понятие «материя», которое не потеряло своего значения и в современных условиях: «материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».К настоящему моменту выделяют (Л.П. Станкевич) следующие фундаментальные характеристики материи: 1. Материя существует как одно из проявлений бытия.2. Материя есть объективная реальность, данная человеку в его ощущениях и существующая независимо от них. 3. Материя подчинена своим собственным закономерностям, которые не зависят от воли и желания человека и человечества, материя выступает как сила, сопротивляющаяся деятельности человека. 4. Материя существует в форме разнообразных вещей и не существует в чистом виде.5. Материя вещественна (телесна). 6. Материя изменчива, но неуничтожима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря движение внутренне присуще материи. Основные типы движения: 1 тип - это движение когда сохраняется качество предмета 2 тип - связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы.Идею о формах движения материй и их взаимосвязи выдвинул Ф. Энгельс. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы: формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм; высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил 5 форм движения материи:  механическое; физическое;  химическое;  биологическое;социальное.

28. Диалектика, ее сущность  и исторические формы

Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. . Принципы и законы  диалектики

Диалектика — форма категориального развития мысли через противоречия. Сократ: диалектика ведёт происхождение от спора, диалога, имеет субъективный характер. Объективная диалектика восходит к Гегелю, который указал на противоречия как основной импульс развития духа.1. закон единства и борьбы противоположностей;  Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.  Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга .«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают виды противоречий:1. Антагонистические и неантагонистические.Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.  Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние.  Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).  Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).3. Основные и неосновные.Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно Качество – 1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов  3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. 3. закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении.Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"