Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2014 в 22:08, шпаргалка
Понятие и исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии.
В Германии движение Просвещения связано с деятельностью Х.Вольфа, И.Гердера, Г.Лессинга и др. Если иметь в виду популяризацию наук и распространение знаний, то здесь особую роль играет деятельность Х.Вольфа. Его заслуги отмечали впоследствии и И.Кант, и Гегель.
можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
• получает заметное развитие глубокая вера в неограниченные возможности науки в познании мира – вера, в основании которой лежали хорошо усвоенные философами Просвещения идеи Ф.Бэкона (о возможностях опытного исследования природы) и Р.Декарта (о возможностях математики в естественнонаучном познании);
• развиваются деистические представления о мире, что в свою очередь приводит к формированию материализма как достаточно цельного философского учения, именно деизм в единстве с успехами и результатами естественных наук приводит в результате к формированию французского материализма XVIII века;
• формируется новое представление об общественной истории, о ее глубокой связи с достижениями науки и техники, с научными открытиями и изобретениями, с просвещением масс.
Основой теории “общественного договора” является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное идеалистическое первобытное царство свободы;
Философское творчество Канта представляет собой синтез двух основных традиций европейской философии – эмпиризма и рационализма. Мыслитель считал правильным суждение эмпириков об опытной природе нашего знания. Вместе с тем отклонял идею «чистой доски» Локка, на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал против утверждения рационалистов о врожденных идеях. Вместо врожденных Дей Кант ввел понятие априорных форм чувственности и рассудка. Таким образом, познание предстает как действие субъекта, как проявление его активности.
Введение понятия «априорных форм чувственности и рассудка» меняло познавательную ситуацию по существу. Мы можем знать лишь мир явлений, внутреннее же содержание вещей непознаваемо. Исследуя возможности ума, Кант обнаруживал склонность к объединению рассудочных операций в форме идей.
Подлинной исторической заслугой немецкого философа является разработка диалектического метода. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии. Гегель стал первым в создании диалектического метода и диалектического ведения реальности.
К особенностям Гегелевской диалектики относят:
Диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не и природы и человеческой истории, а умозрительно, навязывая их природе и обществу в качестве законов чистого мышления. Именно поэтому Гегелем нередко высказывались абсурдные мысли, например, о развитии природы в пространстве, а не во времени или о завершении исторического движения познания его философской системой.
Предпосылки (теоретические):
Предпосылки (естественнонаучные):
Важнейшими частями философской системы выступают диалектический и исторический материализм, экономическая теория и научный социализм. Исходя из тезиса о примате материального над идеальным, Маркс конкретизирует его применительно к обществу как первичность в конечном счете общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей есть прежде всего проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к революционным выводам о необходимости насильственной смены экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат, и о построении социалистического, а затем коммунистического общества. Наиболее значительным в данной концепции в философском плане является учение о диалектике и распространение его на исследование всех сторон бытия.
Одновременно именно в марксизме утверждается идея о том, что время философии в ее традиционном значении миновало и ее место занимает высшая стадия в развитии философии - диалектический материализм как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (Ф. Энгельс).
Экономическую общественную формацию сменяет путем социальной революции коммунистическая формация. Ей присущи:
Шопенгауэр стал основателем такого течения, как «философия жизни». Жизнь здесь понимается как исходная природная реальность, наделенная собственными формами активности и самоорганизации и противостоящая внешним искусственным схемам логики и разума. В качестве субстанциального принципа жизни выступает воля, понимаемая как бессознательный слепой порыв, стремление к жизни, признающее лишь один закон – собственное желание. Воля первопричина по отношению к разуму, истории и культуре.
Человек – это самое страдающее и нуждающееся существо, где страдание является следствием желания, а бесконечная гонка за жизнь обесценивается осознанием собственной смертности. Своеобразной нравственной пружиной человечности выступает сострадание, благодаря которому человек забывает о собственных нуждах и делает страдание другого своей заботой. В целом, однако, философию Шопенгауэра отличает крайний пессимизм: в своей массе люди злобны и эгоистичны, а этот мир – «наихудший из возможных».
Фридрих Ницше представил наиболее альтернативную классике концепцию рационализма как по содержанию, так и по форме. Шопенгауэровскую идею «воли к жизни» он конкретизирует как «волю к власти». Закон жизни – это «вечное возвращение» (становление, в котором воля всякий раз преодолевает себя, чтобы потом снова к себе вернуться). Поэтизируя силу, Ницше осуществляет тотальную критику существующих форм нравственности и культуры. Констатируя девальвацию высших ценностей, Ницше говорит о том, что «бог умер», а «человек – это то, что должно преодолеть».
Позитивизм – одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре позитивизма находится вопрос о взаимоотношении науки и философии. Позитивизм делится на три этапа.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 гг. XIX в. Конт и его последователи попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией. Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Философия – общая наука, раскрывающая связь отдельных наук.
В XIX-XX вв. возникает вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм, махизм. Махизм сосредоточил свое внимание на проблемах природы познания, соотношения субъекта и объекта, природы «элементов мира», взаимоотношения физического и психического.
В 20-е гг. XX века заявляет о себе неопозитивизм (логический позитивизм)– третья историческая форма позитивизма. Его основания сводили к следующему:
Логический позитивизм обратился к реальным проблемам, поставленным развитием современной науки.
Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).
Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.
Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.
Ярчайшие представители постпозитивизма: карл поппер, имре лакатос, пол фейерабенд, томас кун.
1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в процессе рациональной дискуссии, выступающей критикой существующего знания. Философия Поппера по праву считается критическим рационализмом.
Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез к единичным высказываниям, вопреки существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.
2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.
Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.
3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.
Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.Заслугой американского мыслителя является настойчивый отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс размножения теорий, в котором нет единой линии.
4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.
Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют социальные и психологические моменты.
20.Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы
Экзистенциализм (лат. существование) – направление философии 20ого века, основным объектом изучения которого является человек и его существование.Установки направления были сформулированы в работе М. Хайдеггера «Бытие и время».Различают национальные формы экзистенциализма: немецкий(Хайдеггер,Ясперс), французский(Камю, Сартр, Марсель), а также религиозный(Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов). На формирование идей экзистенциализма оказали влияние три философских течения: предэкзистенциализм, философия жизни, феноменология. Проблемы и темы: 1.Понятие философской системы «экзистенция», т.е. индивидуальное бытие человека в его субъективной форме. Подлинность чел-ого бытия обнаруживает себя не в повседневной жизни, а в пограничных ситуациях (болезнь, катастрофа) 2. Проблема противопоставления личности и общества. Человек вынужден жить в социуме, хотя общество безлично и «сминает» человека. «Абсурд - единственно возможный тип взаимодействия личности и общества»(Камю). 3.Критика науки за отождествление бытия и сущего, овеществление человека, сведение системы ценностей ку-ры к научному познанию.4.Уникальность человеческой ли-ти. 5. Проблема одиночества. 6.Проблема внутреннего выбора.7.Проблема поиска человеком как своего внутреннего «Я», так и внешнего – места в жизни.