Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)
  1. Мировоззрение, его структура и  типы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система  обобщенных взглядов на мир и место  человека в нем, на отношение людей  к окружающей их действительности и  самим себе, а также обусловленные  этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. 
Выделяют три основных типа мировоззрения: 
•мифологическре – попытка людей объяснить происхождение мира, тайны рождения и смерти;  
• религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;  
• философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.  
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. 
Мировоззрение имеет определенную структуру: 
• Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист) 
• Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное) 
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ  на такие глобальные вопросы как  происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и  людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем, большое  внимание в мифах уделялось различным  стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.  период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Мифологическое  сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. 
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. 
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. 
Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос. 

Философия может  быть и религиозной, и атеистической, - в зависимости от того, каким  исходным мировоззренческим тезисом  она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению  даже к собственным исходным тезисам.  
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности. 
Основные черты философского мировоззрения: 
- концептуальная обоснованность; 
- систематичность; 
- универсальность; 
- критичность. 
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия как тип мировоззрения

Мировоззрение —  целостный взгляд  на  мир  и  место  в  нем  человека.

Обобщая, мировоззрение  есть совокупность взглядов, оценок,  принципов, определяющих общее видение,  понимание  мира,  места  в  нем  человека;  это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.

      Различают  следующие типы мировоззрения:  миф, религия, философия. Философия  Согласно  историческим  свидетельствам,   слово   «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI  в.  до  н.э.)

по отношению  к людям, стремящимся к высокой  мудрости  и  правильному  образу жизни.

      На  олимпийских  играх,  говорил   Пифагор,  можно  видеть  людей   трех основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к  роскоши  и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи —  мудры,  они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе,  они свободны от страстей, а потому это свободные люди.

      Развитие  философии означало не только  отмежевание от мифологии,  но  и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности.       Любовь к истине и мудрости  представляла  из  себя  совершенно  новую ценностную ступень  развития  духовной  культуры.  Именно  мудрость,  истина становились высшей ценностью).

      Философия  относится к рефлексивному типу  мировоззрения. е.  такому,  в котором содержатся размышления над собственными  представлениями  о  мире  и месте человека в этом мире.  Взгляд  на  свое  мышление,  свое  сознание  со

стороны — одна из черт философского сознания.

      По  своей природе философия требует   размышления,  сомнения,  допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты,  которые  утверждаются массовой  практикой  верующих.  Философия  ставит  под  сомнение  предельные

основания бытия, включая  само существование мира, в том  числе  такой  вопрос —  как  возможен  мир?  Философия  формировалась  в  борьбе  с   религиозно- мифологическим сознанием,  она  рационально  объясняла  мир.  Исходные  типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.

      «Чистые»  типы мировоззрения  практически   не  встречаются,  во  всяком случае, они редки и в  реальной  жизни  образуют  сложные  и  противоречивые сочетания.

Научно-философское мировоззрение  выполняет познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово  «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).

  1. Предмет, структура и функции философии.

Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и  решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово  «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).

Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся  совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и  мира, ответ на которые дает возможность  человеку оптимизировать реализацию своих  потребностей и интересов.

По своему назначению все функции философии можно  свести в две большие группы - мировоззренческие функции и  методологические функции, которые  направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.

Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.

Информационно-отражательная  функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.

Идеологическая функция выражается в том, что она помогает всему обществу, а также социальным группам вырабатывать и использовать руководящие идеи и принципы, направленные на развитие политических, правовых, социально-экономических процессов в таком направлении, которое ведет к достижению поставленных целей, к решению проблем.

Социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.

Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.

Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.

Какие же методологические основания философия открывает  для деятельности человека. В широком  плане методологическая функция  философии продолжает и дополняет  ее мировоззренческую функцию, ибо  взгляды человека на средства своей  деятельности тоже имеют мировоззренческое  значение. В свою очередь, и мировоззрение  составляет неотъемлемую часть любой  методологии.

Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.

Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.

Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.

Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.

Интеграционная  функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"