Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система
обобщенных взглядов на мир и место
человека в нем, на отношение людей
к окружающей их действительности и
самим себе, а также обусловленные
этими взглядами их убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
•мифологическре – попытка людей объяснить
происхождение мира, тайны рождения и
смерти;
• религиозное мировоззрение, связанное
с признанием сверхъестественного мирового
начала;
• философское мировоззрение, в котором
обобщается опыт духовного и практического
освоения мира.
На основе рационального осмысления культуры
философии вырабатывает новые мировоззренческие
ориентации. Носитель мировоззрения —
личность и социальная группа, воспринимающие
действительность сквозь призму определенной
системы взглядов. Имеет огромный практический
смысл, влияя на нормы поведения, жизненные
стремления, интересы, труд и быт людей.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
• Мироощущение – чувственное восприятие
окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
• Мировосприятие – опирается на мироощущение
окружающего мира в идеальных образах
(адекватное и неадекватное)
• Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная
деятельность, направленная на выявление
сущности происходящих процессов.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Мифологическое
сознание исторически предшествует
религиозному. Религиозное мировоззрение
более системно, чем мифологическое, оно
более совершенно в логическом плане.
Системность религиозного сознания предполагает
его логическую упорядоченность, а преемственность
с мифологическим сознанием обеспечивается
за счет использования в качестве основной
лексической единицы образа.
Религиозное мировоззрение «работает»
на двух уровнях: на теоретико-идеологическом
(в форме теологии, философии, этики, социальной
доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания,
и общественно-психологическом, т.е. уровне
мироощущения. На обоих уровнях религиозность
характеризуется прежде всего верой в
сверхъестественное (сверхприродное),
верой в чудо. Чудо противоречит закону.
Законом называют неизменность в изменениях,
непременную однородность действия всех
однородных вещей. Чудо противоречит самой
сущности закона: Христос шёл по воде,
аки по суше и сие чудо есть. Мифологические
представления не имеют представления
о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже различает
естественное и противоестественное,
уже имеет ограничения. Религиозная картина
мира гораздо контрастнее, чем мифологическая,
богаче красками.
Она намного критичнее мифологической,
и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное
миропониманием непонятное, противоречащее
рассудку, религиозное мировоззрение
объясняет универсальной силой, способной
нарушить естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Философия может
быть и религиозной, и атеистической,
- в зависимости от того, каким
исходным мировоззренческим тезисом
она руководствуется при
Философское мировоззрение выступает
в понятийной, категориальной форме, в
той или иной мере опираясь на достижения
наук о природе и обществе и обладая определенной
мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность
и научность, философия чрезвычайно близка
и к обыденному, и к религиозному и даже
к мифологическому мировоззрению, ибо
так же как и они, она выбирает направление
своей деятельности весьма произвольно.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека.
Обобщая, мировоззрение есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее видение, понимание мира, места в нем человека; это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация.
Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Философия Согласно историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.)
по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.
На олимпийских играх, говорил Пифагор, можно видеть людей трех основных типов. Одни приходят, чтобы торговать — они стремятся к роскоши и богатству. Другие хотят прославиться — это рабы славы. Третьи — мудры, они довольствуются наблюдениями. Их не терзает страсть к богатству и славе, они свободны от страстей, а потому это свободные люди.
Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью).
Философия
относится к рефлексивному
стороны — одна из черт философского сознания.
По
своей природе философия
основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Философия формировалась в борьбе с религиозно- мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории.
«Чистые»
типы мировоззрения
Научно-философское
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость).
Постепенно философия сконцентрировала свое внимание на теоретизировании вокруг наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и смысле существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически конкретных условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех времен и всех народов. Люди, ставящие мировоззренческие вопросы, стремились получить такие ответы на них, которые соответствовали их потребностям и уровню интеллектуального развития. Причем в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и преобразуется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики в понимании предмета философии и в его содержание. В предмет философии включается и рассмотрение вопросов о том, как возникает, развивается и преобразуется сама философия, как она взаимодействует с разными формами общественного сознания и практики.
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
По своему назначению все функции философии можно свести в две большие группы - мировоззренческие функции и методологические функции, которые направлены как на созерцательную, так и на созидательную деятельность. Первая группа - мировоззренческие функции, предназначенные для формирования всеобщего, системного взгляда на весь мир в целом, на его единство и многообразие, на определение места человека и всего человечества в этом бесконечном мире. Среди мировоззренческих функций следует отметить такие, как гуманистическая, информационно-отражательная, идеологическая, социально-нравственная, воспитательная, художественно-эстетическая и др.
Гуманистическая функция - одна из вечно живых в философии, но и она то возрастала, то убывала по своему значению, реализуя в разных направлениях жизнедеятельности исторически актуализирующуюся проблематику человечности и социальной гармонии.
Информационно-отражательная функция предназначена для организации всеобщего субстанциального основания, в котором можно было бы выразить простым и ясным способом всю бесконечную сложность и многообразие мира. Одним из способов для этого служит особый мир символов, использование сигналов, знаков, моделей и пр.
Идеологическая функция выражае
Социально-нравственная функция состоит в том, что утверждает в общественной жизни сознательно-нормативное отношение человека к себе и к другим людям.
Художественно-эстетическая функция утверждает в сознании образы и понятия, связанные с формированием идеалов гармоничного единства и красоты.
Вторая группа - методологические функции, которые предназначены для организации наиболее общих способов и методов человеческой деятельности. Сам по себе метод – это особая форма знания о способах организации средств деятельности по целенаправленному преобразованию вещей о объектов окружающего мира. Метод всегда проявляется в том, как надо организовать деятельность, чтобы достигнуть поставленные цели. Поэтому человеческая деятельность всегда опирается на какой-то метод.
Какие же методологические основания философия открывает для деятельности человека. В широком плане методологическая функция философии продолжает и дополняет ее мировоззренческую функцию, ибо взгляды человека на средства своей деятельности тоже имеют мировоззренческое значение. В свою очередь, и мировоззрение составляет неотъемлемую часть любой методологии.
Прежде всего здесь следует отметить, что в философии широко используются все наиболее общие методы познания, но особую роль играют так называемые всеобщие методы, применяемые только в философии. Сюда относятся диалектический метод (о законах движения и развития), метафизический метод (о вечных свойствах бытия), релятивистский метод (об изменчивых свойствах мира) и др. Каждому такому методу присуща своя методологическая специфика функционирования. Среди методологических функций следует отметить такие как логическую, гносеологическую, эвристическую, селективную, интеграционную и др.
Логическая функция состоит в использовании философских категорий, идей и принципов, в качестве методов, организующих процесс мышления в предустановленном целью направлении.
Эвристическая функция организует поиск новых реальностей и содействует открытиям новых знаний о них в разных сферах бытия.
Селективная функция связана с решением философских проблем выбора и сознательного отбора необходимых признаков, свойств, вещей и отношений в процессе деятельности.
Интеграционная функции направлена на совмещение разных методов деятельности, на подчинение их одной проблемно обусловленной цели, на формирование единого и согласованного результата в многогранной деятельности. По данному поводу следует отметить, что классическая философия исходила из непосредственного соответствия между предметом и методом. Классическое требование гласит, что данный предмет должен познаваться только соответствующим ему методом, который для других предметов применяться не может. Постклассическая же философия разработала методологический механизм, в котором один предмет может разносторонне познаваться несколькими методами, а несколько разных предметов могут познаваться одним универсальным методом.