Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка
60 ответов на вопросы по философии
Одним из создателей философской
доктрины славянофильства был
Домарксистский материализм
В России конца XIX – начала
XX века существовало две разновидности
материализма: антропологический и
утилитарный. Родоначальником
Прежде всего, следует отметить, что Чернышевский считал, что вся природа развивается от низших ее видов – к высшим, что человек – часть природы, биологическое существо. Разработанный им антропологический принцип полагал первичной социальной реальностью человека, взаимодействие которого с другими людьми составляет общество, а закономерности частной жизни отдельного человека обусловливают закономерности социальной жизни. Чернышевский считал, что общечеловеческие интересы могут быть реализованы в
интересах трудящихся, так как только они действительно заинтересованы в социальных преобразованиях и, к тому же, составляют большинство общества.
Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Для того чтобы народ был социально активным и просвещенным, Чернышевский считал необходимым изменить общественную структуру и создать условия для всестороннего развития человека из народа в духовном и физическом смысле.
Философия марксизма
Философия марксизма или
марксистская философия в России
конца XIX – начала XX вв., наибольший
вклад в развитие которой внесли
Богданов, Бухарин, Ленин, Мартов, Плеханов,
Струве, Троцкий и др., представляет
собой многоплановое явление, вобравшее
и отразившее всю сложность этого
периода развития страны. Одной из
ее особенностей стала практическая
направленность, связанная с задачей
изменения общественно –
Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи был Г.В. Плеханов.
В своих работах Плеханов
много внимания уделял вопросам материалистического
понимания истории, проблемам исторической
необходимости и свободы, диалектике
взаимоотношений общественного
бытия и общественного
Религиозная философия и философия космизма
Ведущими идеями русской религиозной философии конца XIX – начала XX вв. были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
Под соборностью при этом понималось единство людей на основе любви к Богу и друг другу. По мнению большинства философов, использующих это понятие, соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. Соборуясь, писал, например, Флоренский, «мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».
37. Философская система Вл.Соловьева
Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был
Владимир Сергеевич Соловьёв.
Он с самого начала своего философского творчества был необычно
самостоятельным. Соловьёв обладал редкой способностью быстро освоить,
изучить значительное число источников, в том числе и древних авторов, а за
тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное влияние на
мировоззрение Соловьёва оказали труды Платона. Известно, что он даже
предпринял попытку перевести все диалоги Платона на русский язык и только
смерть помешала ему довести это дело до конца.
Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное
мировоззрение, но считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно.
А потому, идея должна быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.
Соловьёв считал, что стать действительным сверхчеловеком только силой ума и
гениальности невозможно.
Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и
других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также
как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду
принципиальных вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие
заключалось уже в том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца
ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие философы
в той или иной мере отходили от христианства.
По своему
мировоззрению он был
теоретических трудах он выступал не только как философ, но и старался
представить цельное, синтетическое знание.
Соловьёв глубоко знал не только теологию, но и хорошо знал
художественную литературу. Он считается выдающимся публицистом и
художественным критиком.
Таким образом,
философ Владимир Соловьёв
исследователь. Важное место в его философском творчестве занимает учение о
Софии и о Богочеловечестве. Его сочинения “Чтения о Богочеловечестве”
позволяют уяснить представления Соловьёва о смысле жизни и о смысле
исторического процесса.
Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной
принцип всеединства: “Всё едино в Боге”. Бог у Соловьёва - обсолютная
личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и
духовное единство мира. Философ характеризует Бога как “космический разум”,
“существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.
Соловьёв
был сторонником
По его мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах.
Самый общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений.
Непосредственным субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва
мировая душа, обладающая особой энергией, которая одухотворяет всё
существующее. Однако, деятельность мировой души нуждается в божественном
импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт мировой душе идею
всеединство как определяющую форму всей его деятельности. Эта вечная
божественная идея в системе Соловьёва получила название Софии - мудрости.
Основой и существом мира является “душа мира” - София, которую следует
рассматривать как связующее звено между творцом и творением,
придающее
общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается в
философском учении Соловьёва через концепцию богочеловечества. реальным и
совершенным воплощением богочеловечества, по Соловьёву, выступает Иисус
Христос, являющийся, согласно христианскому догмату, и полным богом, и
полным человеком. Его образ служит не только идеалом, к которому должен
стремиться каждый индивидуум, но и высшей целью развития всего
исторического процесса.
На этой цели базируется соловьёвская историософия. Целью и смыслом
всего исторического процесса является одухотворение человечества,
соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Недостаточно,
считает Соловьёв, чтобы совпадение божественного с человеческим произошло
только в лице Иисуса Христа. Необходимо, чтобы соединение состоялось
реально - практически и при том, не в отдельных людях (в “святых”), а в
масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству
является принятие вероучения христианства. Христос открыл человеку всеобщие
моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования.
Приобщаясь к учению Христа человек идёт по пути своего одухотворения. Этот
процесс занимает весь исторический период жизни человечества. Человечество
придёт к торжеству мира и справедливости, правды и добродетели, когда его
объединяющим началом станет воплощённый в человеке Бог, переместившийся из
центра вечности в центр исторического процесса. Общественное устройство
предполагает, с точки зрения Соловьёва, единство “вселенской церкви” и
монархического господства, слияние которых должно привести к образованию
“свободной теократии”. В гносеологическом аспекте принцип всеединства
реализуется через концепцию цельного знания, представляющую собой
неразрывную взаимосвязь трёх разновидностей этого знания: имперического
(научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-
религиозного). В качестве предпосылки, основополагающего принципа цельное
знание предполагает веру в существование абсолютного начала - Бога.
В утверждении Соловьёва об истинном знании как синтезе имперического,
рационального и мистического познания является основанием для вывода о
необходимости единства науки, философии и религии. Подобное единство,
которое он называет “свободной теософией” позволяет рассматривать мир как
завершённую систему, обусловленную всеединством или Богом.
38. Диалектико-материалистическая традиция в русской философии 19-20 веков. (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)
Георгий Валентинович Плеханов(1856 – 1918) родился в селе Гудаловка Тамбовской губернии в семье отставного гусарского офицера. После окончания гимназии, Плеханов в 1874 г. поступил в горный институт, где сблизился с народниками. Он был одним из создателей организаций «Земля и воля» и «Черный предел». За антигосударственную политическую деятельность дважды был арестован, а в 1880 г. был вынужден эмигрировать за границу. В 1883 г. Плеханов порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда». После основания РСДРП (1898) он принимает участие в ее работе. Плеханов осудил революцию 1905 г., а в 1917 г., уже вернувшись в Россию, не принял курса большевиков на социалистическую революцию. С его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился и к Октябрьской революции, полагая, что «русская действительность еще не перемолола той муки, из которой можно печь пирог социализма».
Плеханов был первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в России. Марксизм он считал самой «совершенной» формой мировоззрения, которая в области понимания истории, по его мнению, достигает уровня науки, придает ей ту «строгость», которой часто кичилась перед наукой об обществе «ее сестра – наука о природе».
В своих работах Плеханов
много внимания уделял вопросам материалистического
понимания истории, проблемам исторической
необходимости и свободы, диалектике
взаимоотношений общественного
бытия и общественного
Высоко оценивая диалектику
Гегеля, Плеханов неоднократно указывал
не ее противоположность
В теории познания Плеханов
отстаивал принцип
Одним из тех, кто внес наибольший вклад в развитие марксизма в России, был В.И. Ленин.
Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (1870 – 1924) – политический деятель, теоретик и практик марксизма, основатель Российской социал – демократической партии большевиков, руководитель Октябрьской революции (1917 г.) в России, первый председатель правительства РСФСР (совет народных комиссаров), а затем и СССР.
Ленин родился в Симбирске (Ульяновск), здесь же окончил гимназию. В 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. В конце этого же года он принял участие в студенческих политических выступлениях против царизма, был арестован и выслан под надзор полиции в д. Кокушкино. В 1891 г. Ленин экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, а в 1893 г., по приезде в столицу, он стал руководителем петербургских марксистов. В 1895 г. Ленин установил связь с группой «Освобождение труда» и стал одним из создателей в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре этого же года его отправляют в ссылку в с. Шушенское, где он пробудет три года. В июле 1900 г. Ленин эмигрирует за границу, где руководит изданием газеты «Искра». В 1903 г. он организует большевистскую социал – демократическую партию. В 1905 г. Ленин вернулся в Россию, но в 1907 г. после поражения Первой русской революции вновь вынужден эмигрировать. В Россию Ленин вернулся в апреле 1917 г. и возглавил работу по организации Октябрьского вооруженного восстания. На II Всероссийском съезде Советов Ленин избирается Председателем Совета народных комиссаров.