Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

Одним из создателей философской  доктрины славянофильства был Киреевский.

Домарксистский  материализм

В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности  материализма: антропологический и  утилитарный. Родоначальником антропологического материализма является Чернышевский.

Прежде всего, следует  отметить, что Чернышевский считал, что вся природа развивается  от низших ее видов – к высшим, что человек – часть природы, биологическое существо. Разработанный им антропологический принцип полагал первичной социальной реальностью человека, взаимодействие которого с другими людьми составляет общество, а закономерности частной жизни отдельного человека обусловливают закономерности социальной жизни. Чернышевский считал, что общечеловеческие интересы могут быть реализованы в

интересах трудящихся, так как только они действительно заинтересованы в социальных преобразованиях и, к тому же, составляют большинство общества.

Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед  нравственным совершенствованием. В  этой теории эгоизм рассматривался как  природное свойство, а добро сводилось  к такому поведению, которое полезно  максимальному числу людей. Для  того чтобы народ был социально  активным и просвещенным, Чернышевский считал необходимым изменить общественную структуру и создать условия  для всестороннего развития человека из народа в духовном и физическом смысле.

Философия марксизма

Философия марксизма или  марксистская философия в России конца XIX – начала XX вв., наибольший вклад в развитие которой внесли Богданов, Бухарин, Ленин, Мартов, Плеханов, Струве, Троцкий и др., представляет собой многоплановое явление, вобравшее  и отразившее всю сложность этого  периода развития страны. Одной из ее особенностей стала практическая направленность, связанная с задачей  изменения общественно – политического  строя.

Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое  обоснование этой задачи был Г.В. Плеханов.

В своих работах Плеханов много внимания уделял вопросам материалистического  понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы, диалектике взаимоотношений общественного  бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Он разделял взгляды Маркса о роли производительных сил в общественном движении, полагая, что именно их изменение в общественных отношениях людей. Творцом истории  Плеханов считал народные массы.

Религиозная философия  и философия космизма

Ведущими идеями русской  религиозной философии конца XIX –  начала XX вв. были соборность, всеединство  и абсолютная ценность человека.

Под соборностью при этом понималось единство людей на основе любви к Богу и друг другу. По мнению большинства философов, использующих это понятие, соборность проявляется  в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета. Соборуясь, писал, например, Флоренский, «мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».

 

37. Философская система Вл.Соловьева

Самой яркой фигурой в  русской философии второй половины XIX  века  был

Владимир Сергеевич Соловьёв.

      Он  с   самого  начала  своего  философского  творчества  был  необычно

самостоятельным.  Соловьёв  обладал  редкой  способностью  быстро   освоить,

изучить значительное число  источников, в том числе и древних  авторов,  а  за

тем очень критично и обстоятельно их проанализировать. Огромное  влияние  на

мировоззрение  Соловьёва  оказали  труды  Платона.  Известно,  что  он  даже

предпринял попытку перевести  все диалоги Платона на русский  язык  и  только

смерть помешала ему довести  это дело до конца.

      Владимир  Соловьёв  высоко  ценил  идеализм  Платона,  его   идеальное

мировоззрение, но считал, что  одними идеями преобразовать жизнь  невозможно.

А потому, идея должна быть воплощена  материально, не потеряв своего  смысла.

Соловьёв считал, что стать  действительным сверхчеловеком только силой ума  и

гениальности невозможно.

      Соловьёв, создавая  свою философскую  систему,  обращался  к  трудам  и

других европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту,  Гегелю.  Также

как и эти немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по  ряду

принципиальных вопросов расходился с ними. Главное  принципиальное  различие

заключалось  уже  в  том,  что  Владимир  Соловьёв  с  начала  и  до   конца

ориентировался на христианское богословие, в то время как немецкие  философы

в той или иной мере отходили от христианства.

      По своему  мировоззрению он был всесторонним  учёным, то  есть  в  своих

теоретических трудах он выступал  не  только  как философ,  но  и старался

представить цельное, синтетическое  знание.

      Соловьёв  глубоко  знал  не  только  теологию,  но   и   хорошо   знал

художественную   литературу.   Он   считается   выдающимся   публицистом   и

художественным критиком.

      Таким образом,  философ Владимир Соловьёв выступает  как  многосторонний

исследователь. Важное место  в его философском творчестве занимает  учение  о

Софии и  о  Богочеловечестве.  Его  сочинения  “Чтения  о  Богочеловечестве”

позволяют  уяснить  представления  Соловьёва  о  смысле  жизни  и  о  смысле

исторического процесса.

      Центральная  идея философии  Соловьёва  -  идея  всеединства.  Основной

принцип всеединства: “Всё едино  в  Боге”.  Бог  у  Соловьёва  -  обсолютная

личность: любящая, милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное  и

духовное единство мира. Философ  характеризует Бога как “космический  разум”,

“существо сверхличное”, “особую организующую силу, действующую в мире”.

      Соловьёв  был сторонником диалектического  подхода  к  действительности.

По его мнению, действительность нельзя  рассматривать  в  застывших  формах.

Самый общий признак всего  живущего состоит в  последовательности  изменений.

Непосредственным субъектом  всех  изменений  в  мире  выступает  у  Соловьёва

мировая  душа,  обладающая  особой  энергией,   которая   одухотворяет   всё

существующее. Однако, деятельность мировой души  нуждается в божественном

импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог даёт  мировой душе  идею

всеединство  как  определяющую  форму  всей  его  деятельности.  Эта  вечная

божественная идея в системе  Соловьёва получила название  Софии  -  мудрости.

Основой и существом мира является  “душа  мира”  -  София,  которую  следует

рассматривать как связующее  звено  между  творцом  и  творением,

придающее

общность Богу, миру и человечеству.

      Механизм  сближения  Бога,  мира   и   человечества   раскрывается   в

философском учении Соловьёва  через концепцию  богочеловечества.  реальным  и

совершенным воплощением  богочеловечества,  по  Соловьёву,  выступает  Иисус

Христос, являющийся, согласно  христианскому  догмату,  и  полным  богом,  и

полным человеком. Его  образ служит не  только  идеалом,  к  которому  должен

стремиться  каждый  индивидуум,   но   и   высшей   целью   развития   всего

исторического процесса.

      На этой  цели базируется соловьёвская  историософия.  Целью и смыслом

всего   исторического   процесса   является   одухотворение    человечества,

соединение человека  с  Богом,  воплощение  богочеловечества.  Недостаточно,

считает Соловьёв, чтобы совпадение божественного  с человеческим  произошло

только  в  лице  Иисуса  Христа.  Необходимо,  чтобы  соединение  состоялось

реально - практически и  при том, не в отдельных  людях  (в  “святых”),  а  в

масштабах всего человечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству

является принятие вероучения христианства. Христос открыл человеку  всеобщие

моральные ценности, создал условия для его нравственного  совершенствования.

Приобщаясь к учению Христа человек идёт по пути своего  одухотворения.  Этот

процесс занимает весь исторический период жизни  человечества.  Человечество

придёт к торжеству  мира и справедливости, правды и  добродетели,  когда  его

объединяющим началом  станет воплощённый в человеке Бог,  переместившийся  из

центра вечности в  центр  исторического  процесса.  Общественное  устройство

предполагает, с точки  зрения  Соловьёва,  единство  “вселенской  церкви”  и

монархического господства, слияние которых  должно  привести  к  образованию

“свободной  теократии”.  В  гносеологическом  аспекте  принцип   всеединства

реализуется  через   концепцию   цельного   знания,   представляющую   собой

неразрывную взаимосвязь  трёх  разновидностей  этого  знания:  имперического

(научного),  рационального  (философского)  и  мистического  (созерцательно-

религиозного). В качестве предпосылки,  основополагающего  принципа  цельное

знание предполагает веру в существование абсолютного  начала - Бога.

      В утверждении  Соловьёва об истинном знании  как синтезе  имперического,

рационального и мистического  познания  является  основанием  для  вывода  о

необходимости  единства  науки,  философии  и  религии.  Подобное  единство,

которое он называет “свободной теософией” позволяет рассматривать мир как

завершённую систему, обусловленную  всеединством или Богом.

 

38. Диалектико-материалистическая  традиция в русской философии  19-20 веков. (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)

Георгий Валентинович Плеханов(1856 – 1918) родился в селе Гудаловка Тамбовской губернии в семье отставного гусарского офицера. После окончания гимназии, Плеханов в 1874 г. поступил в горный институт, где сблизился с народниками. Он был одним из создателей организаций «Земля и воля» и «Черный предел». За антигосударственную политическую деятельность дважды был арестован, а в 1880 г. был вынужден эмигрировать за границу. В 1883 г. Плеханов порывает с идеологией и практикой народничества и создает марксистскую группу «Освобождение труда». После основания РСДРП (1898) он принимает участие в ее работе. Плеханов осудил революцию 1905 г., а в 1917 г., уже вернувшись в Россию, не принял курса большевиков на социалистическую революцию. С его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился и к Октябрьской революции, полагая, что «русская действительность еще не перемолола той муки, из которой можно печь пирог социализма».

Плеханов был первым пропагандистом и теоретиком диалектического материализма в России. Марксизм он считал самой  «совершенной» формой мировоззрения, которая в области понимания  истории, по его мнению, достигает  уровня науки, придает ей ту «строгость», которой часто кичилась перед наукой об обществе «ее сестра – наука о природе».

В своих работах Плеханов много внимания уделял вопросам материалистического  понимания истории, проблемам исторической необходимости и свободы, диалектике взаимоотношений общественного  бытия и общественного сознания, теории классовой борьбы и др. Он разделял взгляды Маркса о роли производительных сил в общественном движении, полагая, что именно их изменение в общественных отношениях людей. Творцом истории  Плеханов считал народные массы.

Высоко оценивая диалектику Гегеля, Плеханов неоднократно указывал не ее противоположность материалистической диалектике, являющуюся аналогом объективного мира, отражением его законов в  сознании человека. Вместе с тем, он не признавал абсолютной противоположности  материи и духа, считая материю  совокупностью вещей в себе», поскольку именно они являются источником ощущений.

В теории познания Плеханов отстаивал принцип познаваемости  мира и существование объективной  истины и критиковал русских махистов за их представления о мире как  субъективной реальности. Вместе с  тем, он выступал и против «зеркального отражения» вульгарного материализма, которое не может, по его словам «оторваться  от отражаемого». Плеханов полагал, что представления человека об объективном мире являются всего лишь знаками, иероглифами, обозначающими его формы и отношения с такой степенью точности, которая достаточна для изучения «вещей в себе2 и воздействия на них. Если бы между субъективными образами и объективной действительностью не было бы правильного соответствия, писал Плеханов, то и само существование человека было бы невозможно.

Одним из тех, кто внес наибольший вклад в развитие марксизма в  России, был В.И. Ленин.

Владимир Ильич (Ульянов) Ленин (1870 – 1924) – политический деятель, теоретик и практик марксизма, основатель Российской социал – демократической партии большевиков, руководитель Октябрьской революции (1917 г.) в России, первый председатель правительства РСФСР (совет народных комиссаров), а затем и СССР.

Ленин родился в Симбирске (Ульяновск), здесь же окончил гимназию. В 1887 г. Ленин поступил на юридический  факультет Казанского университета. В конце этого же года он принял участие в студенческих политических выступлениях против царизма, был арестован  и выслан под надзор полиции в  д. Кокушкино. В 1891 г. Ленин экстерном сдает экзамены за юридический факультет Петербургского университета, а в 1893 г., по приезде в столицу, он стал руководителем петербургских марксистов. В 1895 г. Ленин установил связь с группой «Освобождение труда» и стал одним из создателей в Петербурге «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В декабре этого же года его отправляют в ссылку в с. Шушенское, где он пробудет три года. В июле 1900 г. Ленин эмигрирует за границу, где руководит изданием газеты «Искра». В 1903 г. он организует большевистскую социал – демократическую партию. В 1905 г. Ленин вернулся в Россию, но в 1907 г. после поражения Первой русской революции вновь вынужден эмигрировать. В Россию Ленин вернулся в апреле 1917 г. и возглавил работу по организации Октябрьского вооруженного восстания. На II Всероссийском съезде Советов Ленин избирается Председателем Совета народных комиссаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"