Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

43. Основные формы бытия  и их взаимосвязь.

Целесообразно выделить следующие  формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов,  которое в свою очередь делится  на бытие вещей, процессов,  состояний природы. Б. природы  как целого;

2) Б. второй природы  – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное  духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое  делится на индивидуальное бытие  (бытие отдельного человека в  обществе и процессе истории)  и бытие общества.

Бытие вещей, явлений  и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие  вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. «Вторая природа» каждому конкретному человеку и поколениям людей дана объективно, но она не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Вещи «второй природы» являются связующим звеном между бытием вещей и бытием человека.

Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что:

—         без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

—         здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может  оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

—         человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а  духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного  индивида ограничено во времени и  пространстве. Но оно включено в  безграничную цепь человеческого бытия  и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического  бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению  к сознанию отдельных людей и  поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая  способностью познавать бытие, он может  и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так  важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе  бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Особое место среди  других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.

Язык не только средство самовыражения  индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством  общения, язык является эффективным  инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она  вступает в диалог и говорит о  себе, раскрывая свою сущность. История  языка отражает социальную историю  его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного  бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и  сама обогащается его усилиями. Эвристические  идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного  общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную  парадигму, в рамках которой формируется  и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение  к миру и самому себе.

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

 

 

 

44. Материя, движение, пространство  и время.

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов  и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя  независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все  их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От философского понятия  материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о  ее видах, структуре и свойствах. Философское понимание материи  отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный  мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и основными  способами существования материи  являются движение, пространство и  время.

Что же такое пространство и время? Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространство Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени.

Пространство - есть форма  бытия материи, характеризующая  ее протяженность, сосуществование  и взаимодействие материальных тел  во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний  всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

–              объективность и независимость от сознания человека;

–              их абсолютность как атрибутов материи;

–              неразрывная связь друг с другом и движением;

–              единство прерывного и непрерывного в их структуре;

–              зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;

–              количественная и качественная бесконечность.

Различают монологические (направление, непрерывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пространства и времени.

Наряду с общими характеристиками пространства и времени, им свойственны  некоторые особенности, которые  характеризуют их как различные  атрибуты материи, хотя и тесно связанные  между собой.

Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пространство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пространственно-временными свойствами, так же, как время и пространство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или разрушаясь, предметы не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления.

Существование любого материального  объекта возникает только благодаря  взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению  его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные  в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

се формы движения материи  взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено  процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных  и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение  вообще.

Оно характеризуется тем, что

–              неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

–              движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

–              движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

–              движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые  в объективном мире, условно можно  разделить на количественные и качественные изменения.

Поэтому современная классификация  форм движения материи включает:

пространственное перемещение;

–              электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

–              гравитационную форму движения;

–              сильное (ядерное) взаимодействие;

–              слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

–              химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

–              геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

–              биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

–              социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

 

45. Идея развития и  ее решение  в философии.

Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение  материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений:

обратимость изменений характеризует  процессы функционирования;

отсутствие закономерности характерно для случайных процессов  катастрофического типа;

при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной  для развития единой, внутренне взаимосвязанной  линии.

В результате развития возникает  новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение  его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или  исчезновение его элементов и  связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств  материи и сознания.

Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Целостную научную концепцию  развития построил марксизм (диалектический материализм). Развитие понимается здесь  как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой  объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает  материалистическая диалектика, главная  особенности процессов развития выражает содержание её основных законов - единства и борьбы противоположностей

Идея развития также была характерной и определяющей для  позитивизма 19-20-го веков (Огюст Конт, Спенсер, Карнап, Поппер). Здесь было распространено также представление о линейном (прогрессивном) развитии природы и общества (например, в учении о поступательном развитии познания в учении О. Конта, в "законе трех стадий", проходимых человечеством на пути своего интеллектуального развития:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"