Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:10, шпаргалка

Краткое описание

60 ответов на вопросы по философии

Файлы: 1 файл

ВСЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 301.08 Кб (Скачать)

1. Теологическая стадия (объяснение явлений на основе сверхъестественного);

2. Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе  отвлечённых сущностей, причин, понятий,  категорий);

3. Позитивная стадия (собственно  естественно-научная: объяснение явлений на основе фактов и их описания, которое и является объяснением). Позитивисты были уверены в том, что современная цивилизация развивается прямолинейно, прогрессивно, поступательно, неизбежно. Эти идеи подверглись критике в философии 20-го века (когда возникли идеи нелинейного, противоречивого развития, деградации, возвращения вспять, опять возобновляющегося развития и т.д.).

Практика социальных движений 20 в. показала, что общая восходящая линия развития общества есть результат  диалектического взаимодействия множества  процессов, в которой важнейшая  роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся  на познание объективных законов  истории. Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития.

В сер. 20 в. наметилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Возникли дискуссии о приоритете структурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию), которые нашли свое выражение в идеях такой философской школы 20 века, как структурализм (во Франции), уделявшей главное свое внимание анализу статических (синхронических) и динамических (диахронических) структур (в сознании, в литературе, в науке и истории - Клод Леви-Строс, Ролан Барт, Мишель Фуко).

 

 

 

46. Диалектика и метафизика  как философские концепции развития.

·  Объяснение возникновения и уничтожения как изменение субстанции неизбежно ставит вопрос о характере этого изменения, его направленности и причине. То есть возникают вопросы, как, куда и почему происходят изменения.

Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений  как круговорота материи: да, все  в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние  вещей — это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали логос (Гераклит), нус (Анаксагор), космические вихри (Демокрит), внутреннюю цель (Аристотель).

Таким образом, в истории  философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого.

В то же время идеи вечного  изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления  о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, — это результат длившегося миллионы лет процесса.

Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики.

Происхождение терминов «диалектика» и «метафизика» следующее.

Термин «метафизика» (с  греческого — «после физики») ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе», которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе.

На Западе до сих пор  под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию  в целом. У нас же долгое время  под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется  и в первоначальном ее значении.

Диалектика (греч.) — искусство  вести беседу, спор. Главным в  споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому  впоследствии диалектикой стали  называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так  как у него структура изложения  всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала  следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез. Предшествующая философия  для  Гегеля оставалась метафизикой.

Диалектикой он называл и  умение отыскивать противоположности  в самой действительности, поэтому  свой метод он назвал диалектическим.

Понятие «развитие» в настоящее  время определяется по-разному:

·  развитие есть движение от низшего у высшему (прогресс);

·  развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);

·  развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.

Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая  диалектика объясняла появление  нового вхождением в косную материю  различных, находящихся  в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира.

Диалектика и  метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в развитии. Диалектика считает, что в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.

Вопрос об источниках движения и развития является одним из главных  вопросов философии. Те, кто считает  источником движения внутренние причины, получили название диалектиков, а те, кто таким источником считает внешние воздействия, в марксизме получили название метафизиков. То есть метафизик — это тот, кто либо отрицает движение и развитие, либо признает движение,  но не признает развитие, либо признает развитие, но как повторение прошлого. К метафизикам отнесли и тех, кто либо отрицает наличие всеобщей связи между явлениями, либо признает связи, но считает их случайными.

В западной философии деление  философии на диалектику и недиалектику тоже используется.

Кроме философии, развитие изучают  и конкретные науки. Некоторые их выводы носят мировоззренческий, философский  характер. Например, синергетика изучает  связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах. В этих системах происходит согласование подсистем. Это согласование имеет  свои закономерности.

Например:

  • такие системы имеют многовариантность, альтернативность путей развития;
  • всегда имеется возможность выбора из данных альтернатив, поэтому хаос конструктивен, как поставщик альтернатив;
  • возможность альтернатив делает принципиально ненадежными прогнозы от наличного состояния, например, в состоянии неустойчивости социальной сферы даже действия каждого отдельного человека могут влиять на процессы в обществе в целом;
  • настоящее системы определяется не только прошлым, но и будущим.
  • путей эволюции (развития системы) много, но на определенных стадиях существует некая предопределенность, поэтому сложным системам нельзя навязывать путей их развития.

Мировоззренческий характер синергетических представлений  позволяет отнести синергетику  к философской концепции развития. Но пока ее понятийный аппарат находится  в стадии становления. Отсюда споры о ее статусе. Например, некоторые философы синергетику считают одним из элементов диалектики.

Итак, в философии существуют две основные концепции развития — диалектика и метафизика. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано  и источником развития являются внутренние  противоречия. Развитие происходит путем накопления количественных изменений, которые приводят к качественным, к изменению формы, к образованию новых противоречий.

Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные  процессы, имеющие высший источник. И та и другая концепция описывает  реальные процессы. Диалектика делает акцент на изменчивой стороне предметов, метафизика описывает их устойчивые характеристики.

 

 

 

47. Основные принципы  диалектики.

Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.

Установленные связи между  категориями называются законами диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы:

а) всеобщей связи, 
б) детерминизма, 
в) развития.

a)Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?

На протяжении всей истории  философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)

Явление и сущность. Явление — это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность — это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.

Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).

Сущность взаимодействует  с другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде — в явлении. (В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.)

Необходимость и  случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном есть вероятность случая. (Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.)

Закон. Закон — это наиболее повторяющиеся,  существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)

Почему-то в философии  Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории «закон», но логично предположить, что на эту роль подходит категория «хаос». Закон — это порядок, хаос —  беспорядок. Чем больше порядка, тем  меньше беспорядка.

б) Принцип детерминизма раскрывается  категориями: причина и следствие.

Действительную причину  явлений установить трудно, так как  все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие  всегда имеет причину, что причина  предшествует следствию, что причина  порождает следствие, в отличие  от повода, который является случайной  связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в  действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится  действительным. Развитие есть изменение содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма — содержательна, содержание оформлено.)

Кроме этих категорий принцип  развития раскрывается в сформулированных Гегелем законах:

а) перехода количественных изменений в качественные, 
б) единства и борьбы противоположностей, 
в) отрицания отрицания.

Характер развития, то есть как оно происходит, раскрывается в диалектике количественно-качественных изменений. Развитие происходит  в ходе накопления количественных изменений, которые достигают пределов меры, после этого происходит скачок в развитии и изменяется качество. Это качество содержалось раньше в возможности, оно есть новая форма для изменившегося содержания.

Этот закон требует  рассматривать развитие как единство количественных и качественных изменений, он утверждает, что невозможно бесконечное  накопление количественных изменений («Как веревочке ни виться, все равно  конец придет»). Качество не меняется только в пределах меры.

Марксизм использовал  этот закон для обоснования неизбежности социальных революций.

Сформулированный Гегелем  закон единства и борьбы противоположностей указывает на источник развития. Таким  источником являются внутренние противоречия, которые есть результат раздвоения единого на противоположности и  борьбы между ними. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в  то же время возникновения новых  противоположностей, нового противоречия. (В истории философии представление  о борьбе противоположностей мы встречаем  у Гераклита, Николая Кузанского и т.д.)

Так как познание человека раскрывает диалектику изучаемого объекта, то познание тоже должно следовать  этой диалектике. То есть логика человека должна быть тождественна диалектике  объекта, она должна быть диалектической логикой. В то же время эта диалектическая логика является теорией познания, то есть теорией, описывающей механизм познания. Поэтому диалектика, логика и теория познания составляют единство, это одно и то же.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"