Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

PHYLOSOPHY-135.doc

— 479.00 Кб (Скачать)


PHYLOSOPHY

 

  1. Предмет, место и роль философии в системе научного знания

 

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

 

Философия – это все сущее во всей полноте формы и содержания. Философия пытается найти ответы на такие вопросы, как:: «Что такое Душа?», «Что такое Бог?», «Что такое Истина?».

 

И.Кант сформулировал четыре основных вопроса философии:

    • Что такое Человек?
    • Что я должен знать?
    • На что я смею надеяться?
    • Что я должен делать?

 

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

 

На сегодняшний день философия  является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания (не случайно в прошлом многие философы были учеными естественных наук). Философия до сих пор испытывает большое влияние со стороны частных наук, и сама оказывает влияние на другие науки.

 

Философия влияет на мировоззрение  как ученых, так и простых людей. Мировоззрение  - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, убеждения, ценности, ориентиры, идеалы. Мировоззрение имеет определенную структуру:

    • Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
    • Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
    • Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 

Мировоззрение имеет  следующие формы:

 

1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека. Мифы бывают:

      • Идеологические
      • Социально-политические
      • Художественные

Миф активно используется как манипулятор  общественного сознания.

 

 

 

 

 

2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:

      • Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
      • Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
      • Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
      • Консолидирующая – служит объединению людей

 

Религиозные верования:

 

- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами  — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

 

все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения

 


 

Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:

    • Иудаизм (7 в. до н.э.)
    • Буддизм (5 в. до н.э.)
    • Христианство (1 в. до н.э.)
    • Ислам (7 в. н.э.)

 

3. философия сложилась как форма мировоззрения 2,5 тыс. лет назад. Карл Ясперс ввел понятие «осевого времени», т.е. момент появления Христа. Он отмечал, что примерно между 800 и 200 годами до н.э. произошел поворот в истории и сложился Мыслящий Человек. Это было вызвано тем, что Миф и Религия уже были не в состоянии дать ответы на все вопросы. Сейчас философия очень расширилась и делится на:

    • Онтология/метафизика (учение о сущем)
    • Гносеология (познание)
    • Аксиология (учение о ценностях)
    • Социальная философия (учение об обществе)
    • Этика (учение о морали)
    • Философская антропология (учение о Человеке)

В ХХ в. из философии вышли такие  науки, как : логика, эстетика; а во второй половине ХХ в. появились такие подразделы философии, как – философия науки, философия природы, философия техники.

 

Самый главный вопрос философии– «Что такое сознание и что такое материя? Что первично – материя или сознание?».

 

Основные течения философии:

  • Материализм (первична материя) -может быть:
        • Наивный
        • Антропологический
        • Вульгарный
        • Диалектический
  • Идеализм (первично сознание) – может быть:
        • Объективный – начало всего сущего – Бог (Платон, Гегель, Соловьев)
        • Субъективный – мир следует рассматривать через призму отдельно взятого субъекта (Юм, Беркли)

 

Представление о преобладании идеального (сознания) возникает вследствие определенных мировоззренческих установок, когда  особое место отводится духовным процессам. Материалисты основываются на отражении в сознании людей объективно-существующего мира

 

4. наука

Философия – это уровень мировоззрения, система теоретических взглядов на мир и место в нем человека. Это интегральная наука о мире в целом, о методах и способах мышления познания о человеке и обществе, вырабатывающая общие законы и принципы.

 

 

Роль философии в системе  научного знания

 

Философское мировоззрение  выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как  обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих  принципов рационального миропонимания  философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формулирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Функция ”интеллектуальной разведки” служит и заполнению познавательных пробелов, возникающих постоянно в связи с неполнотой, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием ”белых пятен” в познавательной картине мира. Конечно, в конкретно-научном плане эти пробелы предстоит заполнить специалистам-ученым, но первоначальное их осмысление осуществляется в той или иной общей системе миропонимания. Философия заполняет их силой логического мышления. Схему опыта должна сначала набросать мысль, пояснял Кант.

Уж так устроен  человек, что его не удовлетворяют  плохо связанные между собой  фрагменты знаний; у него сильна потребность в целостном, не разорванном  понимании мира как связного и единого. Отдельное, конкретное уясняется гораздо лучше, когда осознано его место в целостной картине. Для частных наук, занятых каждая своeй областью исследования с присущими ей методами, это невыполнимая задача. Философия же вносит весомый вклад в ее решение, способствуя правильной постановке проблем.

Интеграция, универсальный  синтез знаний сопряжены также с  разрешением характерных трудностей, противоречий, возникающих на границах различных областей, уровней, разделов науки при их ”стыковке”, согласовании. Речь идет о всевозможных парадоксах, логических парадоксах, познавательных дилеммах, кризисных ситуациях в науке, в осмыслении и преодолении которых философской мысли принадлежит весьма существенная роль.

 

В конечном счете  такие затруднения связаны с проблемами соотнесения мысли (языка) и реальности, то есть принадлежат к извечно философской проблематике.

 

Кроме задач, родственных  науке, философия выполняет и  особые, ль ей присущие функции: уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает.

Специалисты, изучающие  всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его ”устройства”, общих закономерностях и т.д. однако сами они таких представлений не вырабатывают. В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания). Но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются в сфере философии. Наконец, наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Зададимся вопросом: можно ли отнести науку к положительным, полезным, или же отрицательным, вредным для людей явлениям? Однозначный ответ дать трудно, ибо наука — что нож, который в руках хирурга творит добро, а в руках убийцы — страшное зло. Наука не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории. Задача уяснения ценностных оснований науки и общественно-исторической жизни людей вообще решается в широком контексте истории, культуры в целом и носит философский характер.

 

2. Функции философии

 

Решая основной вопрос философии необходим  методологический аппарат, чему способствует некоторые ее функции:

    • мировоззренческая (определяет человека и его место в мире)
    • методологическая (‘методос’– путь, исследование; выражается в выработке определенных категорий, играющих принципиально важную роль)
    • познавательная (выражается в стремлении объяснить рациональным путем то, что нельзя проверить)
    • интегротивная (соединение научных знаний и решение проблем научным путем)
    • культурологическая (философия образовывает человека)
    • этическая (выражается в устанавливании норм поведения; формировании системы ценностей человека)

 

Во-первых, философия  выступает как мировоззрение, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия  выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является вопрос об отношении знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем.

В-третьих, философия  выполняет аксиологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе — эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и во политике государств.

В-четвертых, философия  выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"