Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

PHYLOSOPHY-135.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

 

8. Философия  Аристотеля 

(материя и эйдос; логика  и методология; этические взгляды)

 

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. «Первая философия» (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) — внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. «Ум», разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики — разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек — существо общественное. Наилучшие формы государства — монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис), цель трагедии — «очищение» духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

*  *  *

 

 

 

 

 

Аристотель  соединяет форму и материю /материя  и эйдос/.

Хрустальный   Шар

 


 

материя         форма

Мир постигается  с помощью чувств, но лишь частично. Есть еще и рациональное познание, которое помогает понять сверхчувственную сущность вещей.

Логика Аристотеля

Категории:

  1. род бытия
  2. форма мысли
  3. высказывание

+ количество, качество, время, пространство, сущность, свойство.

Аристотель  вывел три закона формальной логики:

  1. закон тождества (А есть А)
  2. закон исключенного противоречия (А есть не-А)
  3. закон исключенного третьего /третьего не дано/ (А или не-А истинно).

На основе этих учений Аристотель строит учение о  силлогизме (сосчитывание высказываний):

Два крайних термина  SP соединяются через М; например: все земноводные холоднокровные (S), лягушка – земноводное (меньшая посылка Р)→лягушка – холоднокровная (вывод М).

Аристотель называет алогизм  методом раскрытия готового знания.

Диалогический метод Сократа.

По мнению Аристотеля диалог содержит:

- постановка вопроса

- стратегия  вопросов и ответов

- построение  умозаключения

*  *  *

Этические взгляды  Аристотеля

 

Аристотель считал, что добродетели  человека – это приобретаемые  качества. Добродетели:


    • Мудрость
    • Рассудительность
    • Щедрость
    • Мужество
    • Великодушие

 

Добродетели можно научиться. Человека Аристотель называл политическим животным. Государство – это разросшаяся семья. Назначение государства состоит в обеспечении счастьем всех граждан (те, кто имеет собственность).

 

 

Шесть форм государства

 

+

-

Монархия

Тирания

Аристократия

Олигархия

Полития

Демократия


 

Полития – это умеренная  Демократия, когда правят достойнейшие, но в процессе управления и написания  законов участвуют все граждане.

 

*  *  *

  • Материя и эйдос (форма). Движение.

 Аристотель был недоволен тем, что, по его мнению, платоновские идеи как-то несопричастны единичным вещам, на их основе никак не объяснить то, что происходит с вещами. Платон-де не обратился к первым подлинным сущностям, он оперировал вторыми сущностями. Первая же сущность - это просто отдельный предмет, единичное бытие. Самобытное единичное бытие Аристотель называет субстанцией. Это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них - некоторое единичное бытие. Но что такое само единичное бытие? Как разрешить этот вопрос, на который не нашел четкого ответа Платон?

По Аристотелю, единичное бытие  есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя - это возможность  бытия и вместе с тем некоторый  субстрат. Из меди можно сделать  шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма (шаровидность по отношению к медному шару). Форма выражается понятием. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что эйдос - форма - это и сущность отдельного, единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие {начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с главным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого - становление и проявление сущности, первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме времени.

Исходные моменты аристотелевской  философии неминуемо приводят к  рассмотрению последовательных стадий становления оформленной материи. Существует целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека (эйдосом человека является его душа). В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Между прочим, начало и конец всякого процесса обычно имеют особое значение.

Обратимся теперь к конечному звену иерархии вещей. Ясно, что здесь Аристотелю приходится иметь дело не с материей, а с эйдосом, ибо именно эйдос, в отличие от пассивной материи, есть динамическая причинно-целевая программа. Речь идет об эйдосе, который является эйдосом всех эйдосов. Это перводвигатели вместе с тем первоум. Аристотель рассуждает весьма логично: раз всякий эйдос динамичен и понятиен, то эйдос эйдосов также динамичен и "умен". Ум-перводвигатель - это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смыслового (умственного). Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном развиваемых Аристотелем представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Аристотель называет богом. Но это, разумеется, неперсонифицированный христианский Бог. Впоследствии, через века, христианские теологи с интересом отнесутся к аристотелевским воззрениям.

 

Возможностно-динамическое понимание  Аристотелем всего существующего обусловило целый ряд весьма плодотворных подходов к разрешению тех или иных проблем, в частности к проблеме пространства и времени. Аристотель рассматривал их вслед за движением, а не просто как самостоятельные субстанции. Пространство выступает как совокупность мест, каждое место принадлежит какой-то вещи. Время есть число движения; подобно числу, оно является одним и тем же для различных движений. В философском отношении Аристотель здесь отчасти предвосхищает те представления о пространстве и времени, к которым приведет специальная теория относительности А.Эйнштейна.

 

  • Логика и методология.

В трудах Аристотеля значительного совершенства достигла логика и вообще категориальный, т.е. понятийный, анализ. Многие современные исследователи считают, что самое главное в логике сделано именно Аристотелем.

Аристотель весьма подробно рассматривает  ряд категорий, каждая из которых выступает у него в трояком виде: 1) как род бытия; 2) как форма мысли; 3) как высказывание. Категории, которыми особенно умело оперирует Аристотель, суть следующие: сущность, свойство, отношение, количество и качество, движение (действие), пространство и время. По поводу каждой из этих категорий Аристотель формулирует множество ценных идей, которые и поныне привлекают внимание исследователей.

Но Аристотель оперирует не только отдельными категориями, он анализирует высказывания, взаимоотношения между которыми определяются тремя знаменитыми законами формальной логики.

Первый закон логики - закон тождества (А есть А), т.е. понятие должно употребляться в одном и том же значении. Второй закон логики - закон исключенного противоречия (А не есть не-А). Третий закон логики - закон исключенного третьего (А или не-А истинно, "третьего не дано").

На основе законов логики Аристотель строит учение о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний). Смысл силлогизма состоит в том, что в нем два крайних термина S и Р соединяются посредством третьего М, общего обеим посылкам. В итоге получается определение, называемое выводом. Например:

Все граждане России имеют  право на труд (общее правило S).

Иванов - гражданин России (меньшая посылка Р).

 Иванов имеет право  на труд (вывод М).

Как видим, вывод М содержится уже  в большей (S) и меньшей (Р) посылках, т.е. силлогизм есть метод раскрытия готового знания. Силлогизм нельзя отождествлять с доказательством вообще. Есть доказательства, которые отличаются от силлогизмов.

Аристотель весьма четко раскрывает содержание знаменитого сократовского диалогического метода. Диалог содержит: 1) постановку вопроса; 2) стратегию задавания вопросов и получения ответов на них; 3) правильное построение умозаключения. Однако сама по себе логика не дает знания эйдосов, общих принципов. Отыскание первых начал дело не логики, а философии (метафизики), т.е. осуществляемого в ее рамках умопостижения эйдосов. Философское творчество, по Аристотелю, нельзя втиснуть в рамки логики.

 

  • Общество. Этика.

В своем учении об обществе Аристотель более конкретен и дальновиден, чем Платон, вместе с последним он считает, что смысл жизни не в удовольствиях, как считали гедонисты, а в совершеннейших цели и счастье, в осуществлении добродетелей. Но вопреки Платону благо должно быть достижимым, а не потусторонним идеалом. Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармоничным сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно научиться. Они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: "ничего слишком...". Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, мужество - середина между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость - середина между расточительством и скупостью. Этику в целом Аристотель определяет как практическую философию.

 

Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается  общая польза) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).

 

Правильные формы:            Количество правящих:                      Неправильные формы:

Монархия                           Один                                               Тирания

Аристократия                     Богатое меньшинство                       Олигархия

Полития                             Большинство                                  Демократия

 

Аристотель связывает  определенное государственное устройство с принципами. Принцип аристократии - добродетель, принцип олигархии - богатство, принцип демократии – свобода и нищета, в том числе духовная. Аристотель рассуждает весьма фундаментально, в этом сила его философских размышлений. Что же касается его собственных предложений (он высказывается в пользу монархии и политии), то на них лежит печать принадлежности Аристотеля к городу, государству, полису.

Интересно отметить, что  современные политики в философском отношении подчас уступают Аристотелю. Быть может, всего рельефнее это проявляется в односторонности выбираемых ориентиров, когда во что бы то ни стало стремятся достигнуть чего-то одного-единственного, например, преобладания либо частной, либо общественной собственности. Знаменитый древнегреческий тезис "ничего слишком" остается непонятым.

Аристотель фактически подвел итог развитию классической древнегреческой  философии. Он создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне.

 

*  *  *

 

9. Учения эллинизма:  стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Неоплатонизм.

 

Эпоха Эллинизма (IV в. до н.э. – IV в. н.э.)

 

1. Стоицизм (Сенека и Марк Аврелий). В основе учения стоицизма лежал принцип фатализма. Миром правит промысел, все предопределено заранее. Проведение – это неотвратимая необходимость, представляющая собой цепь необратимых причин.

2. Эпикурейство.

Очень часто учение Эпикура  искажают. В основе учения Эпикура лежит понятие «удовольствие». Счастье человека в получении удовольствия, но смысл удовольствия – это наслаждение духа (например, искусство, литература).

Страдания – это страхи.

«Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть – нас нет».

Душа – материальное образование, она смертна.

3. Скептицизм – в основе данного учения лежал тезис: «Воздержись от суждения».

Нет понятий Абсолютное Знания и Абсолютная Истина. Все относительно.

4. Неоплатонизм (Плотин  /250 – 270 гг. н.э. / )

В основе этого учения лежал принцип эманации («изливания»), плавного перехода.

 

  Единое Благо – начало всего


 

  Ум – идеи и числа


 

  Душа – все одушевленное


Информация о работе Шпаргалка по "Философия"