Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

philisoph.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Вопросы по философии 

Философия - (греч. phileo - люблю, и sophia - мудрость) - наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (природа и общество), так и мышление человека, процесс познания.  

Вопрос 2. Объект и  предмет философии.

Объектами философии являются:

  • Природа
  • Общество
  • Человек

Предмет исследования. Это тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.  
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология - учение о бытии;

• гносеология - учение о познании мира;

• антропология - учение о человеке;

• социология - общество. 
 
 
 
 

Вопрос №3. Исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение - система взглядов , понятий и представлений об окружающем мире.

В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

1) мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.

2) религиозный тип мировоззрения - его сущность состоит в делении мира на мир реальный и мир божественный. Религия -  специфическая форма общественного сознания, для нее характерно  единство мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий). Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

3) философский тип мировоззрения - заключается в двойственности, так как он имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат - однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением. Основные понятия философии называются категориями.  Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное:

  • Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых – легко, для других трудно.
  • Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
  • Философия не имеет практической значимости.

4) теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога. В пределах теологии философское мышлению, разуму отводится служебная роль: он только разъясняет «слово божие»;

5) наука - занимается той частью мироздания, которая систематизирована и подчиняется принципам, законам и категориям рационального познания. Наука и религия выделилась из философии в самостоятельную область. Основой науки является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и синтез новых знаний. 

Вопрос №4. Понятие  бытия в философии.

Бытие – это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности – космоса, природы, человека. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).тВажность данного вопроса заключается в том, что от его  разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.  

Вопрос  №6. Философия о природе и материи.

      Вопрос  о материи и ее свойствах, видах  и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития.

Понятие материи относится  к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность. Материя - это объективная реальность.

      Термины "природа" и "материя" очень  близки.  Природа - это совокупность естественных условий существования человека и общества. Материя в отличие от природы не содержит  явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

 

Вопрос №7.

Первые древнегреческие  философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений и т.д. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику.

      Исходной  точкой развития античной философии  был философский материализм (досократовский период). К нему относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит. Они  полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного, начала.

      Сократ, Пифагор и Платон - основатели философского идеализма, который  рассматривает сознание в отрыве от природы. Пифагор ответ на вопрос о первоначале связывал  с идеальной субстанцией, с идеей числа: «все есть число».

      Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистической мысли. Объективное существование мира для Аристотеля несомненно. почему этот мир существует, Аристотель выделяет четыре причины: 1. формальная причина -  вещи  таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности;

2. материальная причина  - т.е. то, из чего что-либо состоит  как из материала;

3. движущая  причина,  источник, начало движения;

4. целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется.

      Одним из влиятельных учений этого времени  был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит.  Небытие - это пустота, а бытие - это атомы. Атомы рассматривались как последние неделимые, предельно малые частицы. Их важнейшим свойством является постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры. Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Вопрос №8. Философское  осмысление пространства и времени.

Вопрос №9. Учение Платона.

      Платон (427 – 348 до н.э.) Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Учение о бытии: бытие - множественно, основа бытия – идея. Идеи (высшая из них – идея блага) – вечные и неизменные  прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей.

Платон разделяет  мир на две части: 
1.Феноменальный мир (мир вещей, несовершенный, приходящий); 
2.Мир идей (совершенный). Мир сотворен божественным Демиургом.

Платон разработал свою теорию познания – теория припоминания (анамнесис): душа припоминает то, что  видела в мире идей, до соединения с  телом. 
По Платону, государство должно быть тоталитарным. Человек существует для государства. Власть государства над человеком всеобъемлюща. Для каждого сословия должна быть своя система образования. Он выделял три сословия: 
- философы (носители мудрости) – управляющие. 
- стражи (воины и чиновники) – защищающие гос-во от внешних и внутренних  врагов. 
- работники (крестьяне и ремесленники).

Вопрос №10. Движение и развитие как философские категории.

Любая форма бытия  может существовать и проявлять  свои специфические особенности  лишь при взаимодействии с другими. Всякое изменение в философии обозначается понятием «движение». Для движения как свойства бытия характерны: объективность, противоречивость, несотворимость и неуничтожимость.

      Одним из сложнейших вопросовбыл и остается вопрос об источнике движения, изменения бытия. В материалистической традиции сложилось два подхода к этой проблеме: одни философы видели в каждом изменении внешнюю причину, «первотолчок» (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри и др.). Другие (Гераклит, Дидро, марксизм) разрабатывали идею самодвижения материального мира, где внешние воздействия играют опосредующую роль.

Вопрос №11. Аристотель как первый систематизатор философии и науки.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – философ – энциклопедист. Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей  недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм». Он не материален, это духовный Абсолют.

      Душа присуща всему живому. Растительная душа ведает функциями роста и размножения, они общие для всего живого. У животных, кроме функций роста и размножения, есть ещё и способность к желанию. У человека: функции роста и размножения, способность к желанию и разум, т.е. человек отличается от остального живого разумом.  Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность.  Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

      Впервые провел разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установил различия между теоретическими, практическими и творческими науками. 
 Вопрос №12. Проблема познания в философии. Познание, творчество, практика.

      Познание - это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности. Уровни познания: чувственное познание, мышление, теоретическое и эмпирическое познание. Виды познания: обыденное, художественное, научное. Структура: субъект познания (человек) и объект (вещь, предмет, явление) Раздел философии, рассматривающий круг данных проблем, называется гносеологией.

      Практика - целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование социального, природного и культурного бытия.  Структура: побуждающие силы (потребности, мотивы); целеполагание; деятельностные акты; средства, с помощью которых достигается цель; результат деятельности.

        Практика является источником  научного познания, его движущей  силой, дает познанию необходимый  фактический материал, подлежащий  обобщению и теоретической обработке.  Практика формирует само субъект  познания, определяет  содержание и направленность его мышления.

      Творчество является особым видом практики, порождающей нечто новое, что первоначально возникает в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание можно отнести к творчеству, поскольку его цель заключается в получении новых знаний о действительности.

      Вопрос №13. Философские школы поздней античности.

      Творчество Платона и Аристотеля - кульминация в философском развитии античного мира. Последующие философы - их  последователи, разрабатывали различные частные проблемы (например, естествознание, этика).

      Скептицизм - учение, создателем которого считается Пиррон, выражает сомнение в возможности достоверного знания. Характерно безразличие к окружающему миру, которое приверженцы скептицизма считали единственной жизненной позицией, достойной мудреца. Скептицизм господствовал в платоновской школе более столетия.

      Затем появилась эклектическая философия - соединение различных концепций.

      Популяризация философского идеала. Если раньше он предназначался для мудрецов, то теперь такими мудрецами почувствовали себя многие образованные люди. Такой школой повседневной, житейской морали стал стоицизм. Его название происходит от названия Узорного портика в Афинах, где располагалась философская школа, основанная в конце IV в. до н.э. Зеноном. Идеалом стоиков был мудрец. Все люди подвержены желаниям и страстям. Мудрец отличается от обычного человека лишь тем, что умеет ограничивать власть желания.

      Другое  популярное течение  - эпикуреизм (Эпикур). Целью жизни эпикурейцы считали удовольствие.

      Вопрос №15. Философия средневековой Европы. Патристика. Схоластика.

       Факт наследования некоторых античных установок и учительство во многом определили консерватизм средневековой философской мысли и монолитность культуры вообще.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"