Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

philisoph.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а бог. Специфические черты философии этого периода: традиционализм, ретроспективность, дидактизм.Можно выделить два этапа становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.  
 Патристика (от лат. patres — отцы, подразумевается «церкви») - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и, прежде всего на идеи Платона.  
 Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.  
  Аврелий Августин (Блаженный) - гениальный мыслитель, заложивший фундамент религиозной философской мысли Средневековья.  По его мнению, все сущее, поскольку оно существует именно потому, что оно существует, есть благо.

        Фома Аквинский - систематизатор схоластики. Привел пять «доказательств» бытия Бога.

      Вопрос №17. Философия эпохи Возрождения.

 Европа  XIV — XVII вв. -  антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его  физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.  
Характерные черты:  
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;  
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);  
- перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;  
- принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);  
-  интерес к социальным проблемам, обществу и государству;  
- торжество индивидуализма;  
- широкое распространение идеи социального равенства.  
 Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.  
 Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек  и  лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.  
 Все это сильно изменило философскую проблематику, в центре которой стали проблемы гносеологии. Принято выделять 2 направления:  
1) эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, его идеи развили Локк и Т. Гоббс.  
2)рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения. Основателем был Р. Декарт («Я мыслю, значит я существую»), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.  

      Вопрос №18.

Диалектика понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.

      Проблема человека как проблема философская связана, в первую очередь, с выяснением его происхождения и сущности. Сегодня, эта проблема по - прежнему является актуальной. Две основные теории происхождения: религиозная и теория эволюции человека.

      Понятие «человек» - в нем отражаются социальные характеристики, отличающие человека от животного мира (способность осуществлять трудовые операции, мыслить и говорить и т.д.). Человек создает общество и самого себя через различные формы деятельности, через духовность и коллективность. В процессе своей активной жизнедеятельности человек, осваивая и усваивая опыт прошлых и настоящих поколений, становится как бы социокультурно связанным с ним.

«Индивид» - это социально – философская категория, в которой отражается и фиксируется отдельный представитель человеческого рода.

В категории «индивидуальность» отражаются те особенные и специфические свойства, которыми он отличается от других людей (как природные биологические, так и общественные физические, телесные и психические, унаследованные генетически и приобретенные в ходе своей жизни, признаки или качества). Индивидуальность – это конкретный человек, наделенный особыми, неповторимыми чертами.

«Личность» - это социокультурная сторона индивида, совокупность социально- значимых качеств или черт, способствующих прогрессу общества и самого человека. В этом понятии отражается «включенность» человека в определенную систему социально значимых отношений. Появление личности – это всегда результат социализации.

Вопрос №19.

Характерные особенности философии Нового времени.

      1.  Новаторство по сравнению со схоластикой. Первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Они стремились  проверить на истинность  унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта -  пересматривалось старое знание.

      2.  Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, как  в  науке. 

      3. Философы Нового времени подвергали  критике мифологические представления, называя их "мнением" в противоположность "знанию".  Критическая функция философии  выходит на первый план. 

Основные ученые:

1. Рационалист Рене Декарт. Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должы быть объединены в единую систему, корни которой - метафизика, ствол - физика, а ветви - механика, медицина, этика. 

      Метод сомнения Р. Декарта: все знания подлежат проверке сомнением, включая математические истины, суждения о Боге и религии. Результатом должна стать ясная и очевидная первоистина: что-то такое, в существовании чего уже  нельзя усомниться. Сомнение надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Метафизическая система Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанции: протяжённой и мыслящей, что является основой дуализма. Что существование материального мира возможно, следует из факта, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяжённости. К тому же в нас проявляется способность, не сводимая к разуму, - способность воображения и чувства.

      2. Против декартовой концепции  врожденности ясных мыслей выступил  англичанин Джон Локк. По Локку,  нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит  к своим идеям. Декарт же  не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.  Локк - сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно получить из ощущений, чувств. До обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска.

      Итак, сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств,  рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - из мышления.

      3. Английский философ Фрэнсис Бэкон  - родоначальник  эмпиризма, требующего исходить из опыта. В средние века наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, помощью которого мысль движется от общих  положений (аксиом) к частным выводам. По Бэкону, всякое познание должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Достигнуть такого истинного знания человеку нелегко, т. к.  человек подвержен "идолам" -  предрассудкам.

      4. Бенедикт Спиноза - знаменитый  философ из Голландии, родился  в семье еврейского купца. За  свои смелые взгляды был отлучён  от синагоги. Спасаясь от преследований фанатиков, жил в деревне, зарабатывал на жизнь шлифованием линз. Создал собственную мощную систему, придерживался монистических взглядов. Монизм утверждает, что основой всего сущего является одно начало - божественная субстанция - природа (противопоставляется дуализму Декарта).

У Спинозы философия  концентрируется вокруг блага человека, его нравственного обновления и  тесно связывается с изменением общества на гуманистических началах. По мнению Спинозы, существует три рода познания: чувственное, рациональное и интуиция 
 

Вопрос №21.

Философия эпохи просвещения.

 
 Эпоха Просвещения - 18 век.  В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения - это эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы.  
Эпоха просвещения охватила ряд стран:  
Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.  
Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.  
Германию - Лессинг, Гердер, Кант.  
Россию - Новиков и Радищев. 
 
 Французская философия 18 веке - материалистична, развитие капитализма вызвало к жизни не только новые научные и философские, но и политические, правовые, художественные воззрения.  
 Основные положения французского просвещения:  
 1. Учение о материи.  Материя отождествляется с природой (различная материя) и рассматривается состоящей из атомов (Гольбах) и молекул (Ламетри, Дидро). Материя существует сама по себе, ее никто не сотворил, она будет существовать .  
 2. Представления о движении и развитии.  Материя и движение органически взаимосвязаны между собой. Нет материи без движения, а движения без материи. Выдвинули идею о самодвижении. Гольбах вслед за Спинозой (1632-1677) и Голандом считает, что природа находится в состоянии вечного движения, источник ее изменений находится в ней самой. Во вселенной солнца гаснут и покрываются твердой корой, звезды превращаются в планеты), планеты гибнут и рассеиваются в пространстве.  
 Мыслители анализировали проблему происхождения жизни. Жизнь порождается природой без вмешательства каких либо внешних сил. По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению растений, растения порождают животных, животные порождают человека.  
 3. Учение о познании. Французские философы считали, что процесс познания  есть процесс отражения внешнего мира человеком в процессе воздействия внешнего мира на человека.  В теории познания французы были сенсуалистами (сенсуал - ощущение). Источником знаний они считали органы чувств.  
 4. На человека они смотрели как на продукт общественной среды, воспитания. По их мнению, какова среда таков и человек. Мнения людей правят миром.  
 5. Ход истории определяется умственным прогрессом - прогресс знаний, науки, морали, искусства.  Оказывает влияние на жизнь общества наука, религия.  
 6. Французские ученые вели решительную борьбу с идеализмом и религией. Французские мыслители дали глубокую критику религии, по их мнению, бога не существует, бог - это плод фантазий людей, представления о боге появились в результате незнания людьми причин  явлений.  
 
Вопрос №23.

Философия познания И. Канта.

      Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания.

      Вклад Канта в философию сравнивают  с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и послекантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.  
 Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.

      В первый период (до нач. 70-х гг) пытался  решать философские проблемы - о  бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть обоснована как умозрительная наука (без обращения к опыту).

      Во  второй перид (критический) пытается  отделить явления от вещей в себе.  Вещи непознаваемы.  Это учение - агностицизм

      Учение  о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Существует 2 вида суждений:1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения

2) синтетические  суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Синтетические  суждения: 1) обнаруживается в опыте (некоторые  лебеди черны) - апостериорные; 2. априорные суждения( все, что случается имеет причину). Этим суждениям Кант придает большое значение.

      Чувственное познание . У Канта пространство и время становятся априорными формами нашей чувственности.

      Основные  работы Канта: "Всеобщая естественная история и теория неба" (1770),  "Критика чистого разума" (1781),  "Основы метафизики нравов"(1775),  "Критика практического разума" (1787) и др. 
 

Вопрос №22.

Чувственное, рациональное и интуитивное в познании. 

      Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философии . Главный  вопрос - «как мы познаем мир?»

  В качестве основных источников познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно - философских системах.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"