Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Средневековое
мышление теоцентрично: реальностью, определяющей
все сущее, для него является не природа,
а бог. Специфические черты философии
этого периода: традиционализм, ретроспективность,
дидактизм.Можно выделить два этапа становления
- патристику и схоластику, четкую границу
между которыми провести довольно трудно.
Патристика (от лат. patres — отцы, подразумевается
«церкви») - совокупность теолого-философских
взглядов "отцов церкви", которые
взялись за обоснование христианства,
опираясь на античную философию и, прежде
всего на идеи Платона.
Схоластика - представляет собой тип философствования,
при котором средствами человеческого
разума пытаются обосновать принятые
на веру идеи и формулы.
Аврелий Августин (Блаженный) - гениальный
мыслитель, заложивший фундамент религиозной
философской мысли Средневековья.
По его мнению, все сущее, поскольку оно
существует именно потому, что оно существует,
есть благо.
Фома Аквинский - систематизатор схоластики. Привел пять «доказательств» бытия Бога.
Вопрос №17. Философия эпохи Возрождения.
Европа XIV — XVII
вв. - антицерковная и антисхоластическая
направленность, устремленность к человеку,
вера в его физический и духовный потенциал,
жизнеутверждающий и оптимистический
характер.
Характерные черты:
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание
интереса к человеку, вера в его безграничные
возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви и церковной
идеологии (то есть отрицание не самой
религии, Бога, а организации, сделавшей
себя посредником между Богом и верующими,
а также застывшей догматической, обслуживающей
интересы Церкви философии — схоластики);
- перемещение основного интереса от формы
идеи к ее содержанию;
- принципиально новое, научно-материалистическое
понимание окружающего мира (шарообразности,
а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг
Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной,
новые анатомические знания и т. д.);
- интерес к социальным проблемам, обществу
и государству;
- торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального
равенства.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность)
— мировоззрение, в центре которого находится
идея человека как высшей ценности. В городах
стали возникать светские центры науки
и искусства, деятельность которых находилась
вне контроля церкви. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример
гуманистических, неаскетичных отношений.
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος —
человек и лат. centrum — центр) —
философское учение, согласно которому
человек есть центр Вселенной и цель всех
совершающихся в мире событий. Антропоцентризм
предписывает противопоставлять феномен
человека всем прочим феноменам жизни
и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского
отношения к природе, оправдания уничтожения
и эксплуатации других форм жизни.
Все это сильно изменило философскую проблематику,
в центре которой стали проблемы гносеологии.
Принято выделять 2 направления:
1) эмпиризм, согласно которому научное
знание может быть получено из опыта и
наблюдения. Основателям эмпиризма были
Ф. Бэкон, его идеи развили Локк и Т. Гоббс.
2)рационализм, согласно которому научное
знание может быть получено путем дедуктивного
поведения. Основателем был Р. Декарт («Я
мыслю, значит я существую»), а развили
его Б. Спиноза, Лейбниц.
Вопрос №18.
Диалектика понятий человек, индивид, личность, индивидуальность.
Проблема человека как проблема философская связана, в первую очередь, с выяснением его происхождения и сущности. Сегодня, эта проблема по - прежнему является актуальной. Две основные теории происхождения: религиозная и теория эволюции человека.
Понятие «человек» - в нем отражаются социальные характеристики, отличающие человека от животного мира (способность осуществлять трудовые операции, мыслить и говорить и т.д.). Человек создает общество и самого себя через различные формы деятельности, через духовность и коллективность. В процессе своей активной жизнедеятельности человек, осваивая и усваивая опыт прошлых и настоящих поколений, становится как бы социокультурно связанным с ним.
«Индивид» - это социально – философская категория, в которой отражается и фиксируется отдельный представитель человеческого рода.
В категории «индивидуальность» отражаются те особенные и специфические свойства, которыми он отличается от других людей (как природные биологические, так и общественные физические, телесные и психические, унаследованные генетически и приобретенные в ходе своей жизни, признаки или качества). Индивидуальность – это конкретный человек, наделенный особыми, неповторимыми чертами.
«Личность» - это социокультурная сторона индивида, совокупность социально- значимых качеств или черт, способствующих прогрессу общества и самого человека. В этом понятии отражается «включенность» человека в определенную систему социально значимых отношений. Появление личности – это всегда результат социализации.
Вопрос №19.
Характерные особенности философии Нового времени.
1. Новаторство по сравнению со схоластикой. Первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Они стремились проверить на истинность унаследованные знания. Критика "идолов" у Ф. Бэкона и метод сомнения Р. Декарта - пересматривалось старое знание.
2. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, как в науке.
3.
Философы Нового времени
Основные ученые:
1. Рационалист Рене Декарт. Методология Декарта заключается в том, что науки и философии должы быть объединены в единую систему, корни которой - метафизика, ствол - физика, а ветви - механика, медицина, этика.
Метод сомнения Р. Декарта: все знания подлежат проверке сомнением, включая математические истины, суждения о Боге и религии. Результатом должна стать ясная и очевидная первоистина: что-то такое, в существовании чего уже нельзя усомниться. Сомнение надо сделать решительным, последовательным и универсальным. Метафизическая система Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанции: протяжённой и мыслящей, что является основой дуализма. Что существование материального мира возможно, следует из факта, что он является объектом геометрических доказательств, основанных на идее протяжённости. К тому же в нас проявляется способность, не сводимая к разуму, - способность воображения и чувства.
2.
Против декартовой концепции
врожденности ясных мыслей
Итак, сенсуалисты (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - из мышления.
3.
Английский философ Фрэнсис
4.
Бенедикт Спиноза - знаменитый
философ из Голландии, родился
в семье еврейского купца. За
свои смелые взгляды был
У Спинозы философия
концентрируется вокруг блага человека,
его нравственного обновления и
тесно связывается с изменением
общества на гуманистических началах.
По мнению Спинозы, существует три рода
познания: чувственное, рациональное и
интуиция
Вопрос №21.
Философия эпохи просвещения.
Эпоха Просвещения - 18 век. В социально-экономическом
отношении эпоха Просвещения - это эпоха
падения феодализма и становление капитализма
в странах Западной Европы.
Эпоха просвещения охватила ряд стран:
Англию - Джон Локк, Толанд, Беркли, Юм.
Францию - Вальтер, Руссо, Гольбах, Дирго.
Германию - Лессинг, Гердер, Кант.
Россию - Новиков и Радищев.
Французская философия 18 веке - материалистична,
развитие капитализма вызвало к жизни
не только новые научные и философские,
но и политические, правовые, художественные
воззрения.
Основные положения французского просвещения:
1. Учение о материи. Материя отождествляется
с природой (различная материя) и рассматривается
состоящей из атомов (Гольбах) и молекул
(Ламетри, Дидро). Материя существует сама
по себе, ее никто не сотворил, она будет
существовать .
2. Представления о движении и развитии.
Материя и движение органически взаимосвязаны
между собой. Нет материи без движения,
а движения без материи. Выдвинули идею
о самодвижении. Гольбах вслед за Спинозой
(1632-1677) и Голандом считает, что природа
находится в состоянии вечного движения,
источник ее изменений находится в ней
самой. Во вселенной солнца гаснут и покрываются
твердой корой, звезды превращаются в
планеты), планеты гибнут и рассеиваются
в пространстве.
Мыслители анализировали проблему происхождения
жизни. Жизнь порождается природой без
вмешательства каких либо внешних сил.
По мнению Дидро, минералы приводят к возникновению
растений, растения порождают животных,
животные порождают человека.
3. Учение о познании. Французские философы
считали, что процесс познания есть
процесс отражения внешнего мира человеком
в процессе воздействия внешнего мира
на человека. В теории познания французы
были сенсуалистами (сенсуал - ощущение).
Источником знаний они считали органы
чувств.
4. На человека они смотрели как на продукт
общественной среды, воспитания. По их
мнению, какова среда таков и человек.
Мнения людей правят миром.
5. Ход истории определяется умственным
прогрессом - прогресс знаний, науки, морали,
искусства. Оказывает влияние на жизнь
общества наука, религия.
6. Французские ученые вели решительную
борьбу с идеализмом и религией. Французские
мыслители дали глубокую критику религии,
по их мнению, бога не существует, бог -
это плод фантазий людей, представления
о боге появились в результате незнания
людьми причин явлений.
Вопрос №23.
Философия познания И. Канта.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кенигсберге. Он был не только философом, но также крупным ученым в области естествознания.
Вклад
Канта в философию сравнивают с коперниканским
переворотом в науке. Многие специалисты
делят историю философии на до - и послекантовскую.
Главная заслуга Канта - в новом подходе
к природе познания, его возможностям
и границам. Он впервые предложил понимать
знание не как отражение действительности,
а как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
В первый период (до нач. 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философии природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть обоснована как умозрительная наука (без обращения к опыту).
Во второй перид (критический) пытается отделить явления от вещей в себе. Вещи непознаваемы. Это учение - агностицизм
Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Существует 2 вида суждений:1) аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
2) синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Синтетические суждения: 1) обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные; 2. априорные суждения( все, что случается имеет причину). Этим суждениям Кант придает большое значение.
Чувственное познание . У Канта пространство и время становятся априорными формами нашей чувственности.
Основные
работы Канта: "Всеобщая естественная
история и теория неба" (1770), "Критика
чистого разума" (1781), "Основы метафизики
нравов"(1775), "Критика практического
разума" (1787) и др.
Вопрос №22.
Чувственное, рациональное
и интуитивное в познании.
Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философии . Главный вопрос - «как мы познаем мир?»
В качестве основных источников познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно - философских системах.