Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
2. Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике.
Схоласты Средневековья,
Фома Аквинский находил гармонию и единство между верой и знанием. По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии. В своих работах Фома Аквинский использовал учение Аристотеля.
Одновременно с Аквинским соотношение веры и знания исследует Бонавентура (1217-1274). Но если у Святого Фомы вера ведет за собой знание, то у Бонавентуры разум видит только то, что освещает вера.
После Аквинского и Бонавентуры соотношение веры и знания в схоластике исследовалось Дунсом Скотом (1266-1308). Последний выступал за размежевание веры и знания, философии и теологии. По Скоту, философия имеет свой объект и свою методологию, отличные от объекта и методологии теологии.
3. Взгляды Эразма Роттердамского на соотношение веры и знания.
Он не противопоставляет веру и знание. По Эразму, вера и знание гармонично связаны между собой. Знание служит укреплению веры, пониманию Священного писания.
Знание по Эразму универсально. Оно не меняет своей сути в зависимости от источника. Поэтому для веры имеет значение любое знание, если оно соответствует духу христианства.
Интересен тот факт,
что идея необходимости знания для
веры воплотилась не только в работах
Эразма, но и в его реальной жизни.
Известно, что в период Реформации
католическая церковь пыталась привлечь
его на свою сторону, воспользоваться
его знаниями и огромным авторитетом.
Вопрос №37.
Основные направления
в философии XX-XXI века.
Ф. XX в. — основные черты:
- наличие разнообразных школ;
- отказ от рационализма, позиции иррационализма;
- антропологический характер (проблема чел.);
- противоречивое отношение
к науке: сциентизм (мировоззре
- развитие религиозной философии;
- противостояние философии марксизма (идеологическое);
«Ф.
жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача
ф. — постижение жизни. Дух — индивид.
сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель:
жизнь — непрерывная борьба со смертью,
вечное течение и изменчивость форм культуры
(ее судьба трагична). Феноменология
(Эдмунд Гуссерль) — учение об особом состоянии
сознания (чистое сознание — формируется
феноменами). Фрейдизм. Психика - нечто
самостоятельное, существующее параллельно
материальным процессам, а управляемое
особыми, вечными психич. силами, лежащими
за пределами сознания. Все психич. состояния,
все действия чел., а затем и все историч
события и обществ. явления Фрейд подвергает
психоанализу, т.е. истолковывает как проявление
бессознательных влечений. Неофрейдизм:
истолковывает психич. нормы как приспособление
личности к социальной среде. Неотомизм
— фил. учение католической церкви. Предмет:
бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности
чел. божеств. началу. Принципы: гармония
веры и разума, подчинение ф. и науки теологии,
сознат. сопротивление тенденциям обновления.
Вопрос №38.
Философское понимание сущности и назначения искусства. Эстетика в системе философского знания.
Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета.
Искусство — это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом.
В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:
—во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;
—во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.
Искусство — это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности.
Создание произведения искусства и его эстетическое переживание требует всего человека, потому что оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.
Художественные
произведения — это не только источник
эстетического наслаждения, но и источник
знания: через них узнаются, воспроизводятся
в памяти, уточняются существенные стороны
жизни, человеческие характеры и межличностные
отношения людей. Это внутреннее сочетание
всех духовных сил человека при создании
и восприятии произведений искусства
обеспечивается синкретической силой
эстетического сознания.
Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.
Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика.
Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
Ортодоксальное христианство в первые века своего существования запрещало театр и живопись как нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.
Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.
В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.
В
результате идеологического диктата
появляется так называемая массовая
культура, в которой эстетические показатели
настолько снижены, что фактически исчезает
всякое различие между таким усредненным
искусством (т. е. уже псевдоискусством)
и самой идеологией.
Вопрос №39.
Философия марксизма
и ее современная судьба.
Предпосылки возникновения марксисткой философии:
- промышленная революция в Европе;
- появление пролетариата;
- идеи немецкой классической философии;
- открытия в области естественных наук;
Ф. марксизма основана на диалектическом материализме. Открыли диалектику вещей. Проблема человека: чел. — частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе; человек — социальный феномен. Проблема практики как целенаправленной деятельности человека; практика — критерий истины; высший уровень практики — революционное изменение обществ. отношений. Мышление — результат практики.
На
каждом этапе обществ. развития люди
для обеспечения своей
Бытие определяет сознание (свойство материи отражать себя). Материя находится в постоянном движении и развитии. Атеизм: Бога нет (плод фантазии). Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Ф. - "руководство к действию" (революционное преобразование общества).
Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.
Вопрос №40.
Осмысление духовно-нравственных проблем в философии. Этика в системе философского знания.