Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

philisoph.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

2. Динамика развития вопроса о соотношении веры и знания в средневековой схоластике.

        Схоласты Средневековья, исследуя  проблему соотношения веры и  знания, активно используют работы  древнегреческих философов.

 Фома Аквинский  находил гармонию и единство между верой и знанием. По Аквинскому, вера совершенствует разум, теология совершенствует философию, философия служит теологии. В своих работах Фома Аквинский использовал учение Аристотеля.

      Одновременно  с Аквинским соотношение веры и знания исследует Бонавентура (1217-1274). Но если у Святого Фомы вера ведет за собой знание, то у Бонавентуры разум видит только то, что освещает вера.

      После Аквинского и Бонавентуры соотношение  веры и знания в схоластике исследовалось  Дунсом Скотом (1266-1308). Последний выступал за размежевание веры и знания, философии и теологии. По Скоту, философия имеет свой объект и свою методологию, отличные от объекта и методологии теологии.

      3. Взгляды Эразма  Роттердамского на  соотношение веры  и знания.

 Он не противопоставляет веру и знание. По Эразму, вера и знание гармонично связаны между собой. Знание служит укреплению веры, пониманию Священного писания.

      Знание  по Эразму универсально. Оно не меняет своей сути в зависимости от источника. Поэтому для веры имеет значение любое знание, если оно соответствует духу христианства.

Интересен тот факт, что идея необходимости знания для  веры воплотилась не только в работах  Эразма, но и в его реальной жизни. Известно, что в период Реформации католическая церковь пыталась привлечь его на свою сторону, воспользоваться его знаниями и огромным авторитетом. 
 
 
 
 
 
 

Вопрос №37.

Основные направления в философии XX-XXI века. 

Ф. XX в. — основные черты:

- наличие разнообразных  школ;

- отказ от рационализма, позиции иррационализма;

- антропологический  характер (проблема чел.);

- противоречивое отношение  к науке: сциентизм (мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире) и антисциентизм (идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценки науеи и её роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру (Бердяев) ;

- развитие религиозной  философии;

- противостояние философии  марксизма (идеологическое);

«Ф. жизни» - Вильгельм Дильтей. Основ. задача ф. — постижение жизни. Дух — индивид. сознание и сами фил. системы. Георг Зиммель: жизнь — непрерывная борьба со смертью, вечное течение и изменчивость форм культуры (ее судьба трагична). Феноменология (Эдмунд Гуссерль) — учение об особом состоянии сознания (чистое сознание — формируется феноменами). Фрейдизм. Психика - нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам, а управляемое особыми, вечными психич. силами, лежащими за пределами сознания. Все психич. состояния, все действия чел., а затем и все историч события и обществ. явления Фрейд подвергает психоанализу, т.е. истолковывает как проявление бессознательных влечений. Неофрейдизм: истолковывает психич. нормы как приспособление личности к социальной среде. Неотомизм — фил. учение католической церкви. Предмет: бытие Бога. Цель: док-во бытия Бога и подчиненности чел. божеств. началу. Принципы: гармония веры и разума, подчинение ф. и науки теологии, сознат. сопротивление тенденциям обновления.  

Вопрос №38.

Философское понимание сущности и назначения искусства. Эстетика в системе философского знания.

      Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

 Эстетическое — это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета.

      Искусство — это средство самовыражения  человека, и, следовательно, предметом  искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его  измерениях — психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом.

      В отличие от философии, науки, религии  и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических  норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:

—во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

—во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

      Искусство — это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности.

      Создание  произведения искусства и его  эстетическое переживание требует  всего человека, потому что оно  включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.

      Художественные  произведения — это не только источник эстетического наслаждения, но и источник знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Это внутреннее сочетание всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается синкретической силой эстетического сознания. 

Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело  свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид  деятельности.

      Вплоть  до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить  дома, и навыки кораблевождения, и  врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика.

      Искусство часто даже пугало людей своей  таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.

      Ортодоксальное  христианство в первые века своего существования запрещало театр и живопись как нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.

      Даже  в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни  о запрете на искусство уже  не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.

      В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась  проблема соотношения искусства  и идеологии. Вследствие облечения  властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.

      В результате идеологического диктата  появляется так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией. 
 

Вопрос №39.

Философия марксизма и ее современная судьба. 

Предпосылки возникновения марксисткой философии:

- промышленная революция  в Европе;

- появление пролетариата;

- идеи немецкой  классической философии;

- открытия в области  естественных наук;

Ф. марксизма основана на диалектическом материализме. Открыли  диалектику вещей. Проблема человека: чел. — частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет право на свободу и требует гуманного отношения к себе; человек — социальный феномен. Проблема практики как целенаправленной деятельности человека; практика — критерий истины; высший уровень практики — революционное изменение обществ. отношений. Мышление — результат практики.

      На  каждом этапе обществ. развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности  вступают в независящие от их воли производственные отношения. Производит. силы + производ. отношения = способ производства -> тип общественно-экономич. формации. Производ. отношения исчерпывают себя => революция.

Бытие определяет сознание (свойство материи отражать себя). Материя  находится в постоянном движении и развитии. Атеизм: Бога нет (плод фантазии). Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания. Ф. - "руководство к действию" (революционное преобразование общества).

Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых  антагонизмов. Марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.

Вопрос №40.

Осмысление духовно-нравственных проблем в философии. Этика в системе философского знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"