Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

philisoph.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Чувственное познание. Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания: ощущения, восприятие, представления, воображение.

      Рациональное познание. Основные формы: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теория.

      При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления:

1. Сенсуализм (эмпиризм) (Бэкон, Локк) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом.

2. Рационализм (Декарт, Спиноза) – истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Однако это крайние  позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания.  

Вопрос №24.

Проблема истины в философии.

       Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни. 
 Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение.

      В истории философии сложились несколько способов толкования истины:

1. Онтологическая. «Истина  — это то, что есть». 

2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие  знаний действительности». 

3. Позитивистская. «Истина  — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

4. Прагматическая. «Истина  — это полезность знания, его  эффективность». По этим критериям  в качестве истинного признавалось  то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». Одной из главных областей применения такого подхода стала политика.

5. Конвенциональная (основоположник  — Ж. А. Пуанкаре). «Истина —  это соглашение». По этому определению,  в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности. 

Вопрос №25. 

Объективный идеализм и диалектическая логика философии Георга Гегеля. 

      1. Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831), великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, те. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.

      2. В создании своей философской системы он исходит из самой простой категории - категории «бытия». Для фиксирования определенности бытия необходима особая категория. Такой категорией Гегель считает «качество», под которым он понимает устойчивую совокупность свойств.  Качество - это то, без чего объект существовать не может. Основой бытия  Гегель считает Объективную идею. Под объективной идеей он понимает существующую саму по себе нематериальную реальность, способную к саморазвитию и изменению. А деятельной стороной объективной идеи является объективный дух, как некая творящая и сама себя преобразующая нематериальная сила, принадлежащая идеальному миру. В этом сущность объективного идеализма философии Гегеля.

      2. Гегель сформулировал законы  и категории диалектики. Категории  качества и количества.

      Три закона диалектики (суть истории развития): 1. Закон перехода количественных отношений  в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.  

Вопрос №28.

Общество как объект философского познания. 

      Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре.

      Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность  различных  частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система. Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, . Они определили основные положения и категории: элемент, отношения, структура, субъект, объект, уникальность и т.д.

      Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.

Выделяют 4 типа общественной деятельности:

-материальная–создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей

-духовная–создание  идей, образов, научных и художественных  ценностей

-регулятивная (управленческая)–поддержание  связей между людьми, регулирование  их деятельности

-гуманитарная (социальная)–деятельность по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)

Основные свойства общества как целого:

-самодеятельность

-самоорганизация

-самодостаточность  (главное отличие общества от  его составных частей)–способность  своей деятельностью создавать  и воссоздавать все необходимые условия современного существования. 

Вопрос №29.

Этапы формирования русской философской мысли. Основная проблематика русской философии. 

Начальный период становления  русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных  фактора, под влиянием которых развивается  не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

—процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

—секуляризация общественной жизни (изъятие из церковного ведения и передача светскому ведению).

В это время философия  отходит от схоластических образов  и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

—М.В. Ломоносов;

—А.Н. Радищев;

—Феофан Прокопович;

—В.Н. Татищев;

—А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует  церковь и невежество попов. Но в  то же время он стремится примирить  естественно-научное и теологическое  объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том  числе и французский материализм.

После публикации знаменитого  произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал  самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым  появляются два направления, противоположные  в понимании смысла и значения русской идеи:

славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение  народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

—антропоцентризм (внимание на человека);

—гуманизм;

—религиозный характер;

—возникновение русского космизма (мистического, теологического). 
 

      Славянофилы и западники

      Главная проблема, вокруг которой, завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в её отсталости или же у России особый путь и её культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала всей русской национальной жизни, делали упор на самобытный характер развития России. Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Фёдорович Самарин (1819-1876) - выступили с обоснованием самобытного пути развития России.  Православие в концепции славянофилов выступала как духовная основа всей русской жизни

      Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором - верою, обуславливающей историческую деятельность народов. Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в послереформенной России прямым продолжением славянофильства выступил почвенничество.

Западники  основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса, и полагали неизбежным для России те же исторические пути, которыми прошла Западная Европа. Как идейное течение общественно" мысли западничества не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), и др. были мыслители самых равных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы.

Материализм в русской  философии середины XIX в.

В 40-е г. XIX в. материалистическое направление в русской философии  было представлено прежде всего трудами  Герцена. Как и большинство русских  революционных демократов, Герцен в  своём духовном развитии прошёл сложный  путь исканий - от глубокого увлечения философией Гегеля, до материализма Фейербаха.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"