Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
В 60-е гг. эти же идеи получили своё, дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Также в это время, на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанным её лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.
Русское почвенничество
Продолжением славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).
Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось "восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой верьте грунт, в почву, в "народ". Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталось со взглядами на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации.
В середине XIX века представления об уникальности каждого общества и его культуры, несводимости их к какому-то единому образцу буквально носились в воздухе, о чём свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Вообще, впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию - как наследницу культуры Восточной Римской империи - Византии.
Русский консерватизм
Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова "Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновывалась Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России.
Русский космизм
Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала ХХ веков является так называемая космическая философия, или как её чаще именуют русский космизм.
Русский космизм есть учение
о неразрывном единстве
Философия всеединства Владимира Соловьёва
Владимир Соловьёв
(1853-1900) создал собственную религиозно-
Основные положения своей философии он излагает в первых своих работах: диссертации "Кризис западной философии" и докторской диссертации "Критика отвлечённых начал". Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в "Философских началах цельного знания", а также в работе "Первое начало творческой философии".
Философия и наука
имеют свою ценность в единстве с
религиозной верой: знание а реальном
мире даётся наукой, об идеальном мире
- философией, о Боге - только верой. Цельное
знание, у Соловьёва, выступает как синтез
науки, философии и веры.
Николай
Александрович Бердяев (1874-1948) был
самой яркой личностью в
Лев Шестов (1866-1938) родился
в Киеве. Большую часть жизни провёл за
рубежом в Швейцарии и во Франции Шестова
отличает исключительное литературное
дарование. Он пишет не только с редкой
для философа простотой, но и увлекательно.
Основное его стремление - утвердить религиозную
философию, основанную на вере.
Философия России — органическая часть всемирной философии + самобытные подходы. 5 периодов:
1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:
- синкретизм (нерасчлененность);
- многообразие подходов к решению проблем;
- теистичность (под
влиянием церковного
2) Ф. эпохи Просветительства (XV — XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) — идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) — идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси — проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода — учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) — вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев — материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство — об историч. судьбе России. С. — 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути.
3) Кон. XIX — нач. XX вв. П.Л. Лавров — позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре — понятие личности. Личность — некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. Религиозная ф. — В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог — некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа — творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов — «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине — в религии. Материалистическое направление — Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление — отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением.
4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция — идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.
5) Кон. XX — нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции — этический хар-р русской ф.
В русской ф. всегда
присутствует дух свободы.
Вопрос №30.
Сознание как философская проблема.
Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум».
Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:
—познание (одной из форм существования сознания является знание);
—практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;
—ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.
Сознание многофункционально:
—оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;
—оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;
—оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;
—оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;
—оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы сознания оказались преобладающими:
—религия;
—искусство.
Вопрос 31.
Закономерности исторического развития.
История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.
Важнейшие системы философии истории:
—теологическая философия истории (движущая сила истории — Бог);
—метафизическая философия истории (движущая сила — судьба);
—идеалистическая философия истории (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
—натуралистическая философия истории (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
—материалистически-
Как
наука философия истории
Принципы понимания истории с точки зрения философии:
—принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни;
—принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);
—принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.
Основные вопросы,
которые рассматриваются в
—что заставляет развиваться человеческое общество?
—есть ли направление у истории, если есть, то какое?
—насколько наша история определяет настоящее и будущее?
—чего ждать людям в будущем?
—имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?
В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы:
—концепции однолинейного прогрессивного развития;
—концепции многолинейного развития;
—концепции циклического развития.
Карл Ясперс (1883–1969) — знаменитый немецкий философ, классик европейской философии — в своей книге «Истоки истории и ее цель» предложил схему мировой истории:
1)доистория, или
«прометеевская эпоха» (начало речи,
возникновение орудий труда,
2)культуры древности, которые существовали тысячелетия (древневосточные, древнегреческие и др.);
3)«Осевое время»
— время формирования
4)научно-техническая
эпоха, чье преобразующее
Объективный
фактор в истории — это в основном
труд, производство и формы общественных
отношений, которые в значительной мере
являются кристаллизацией предшествующей
деятельности людей. Но любое новое поколение
не просто повторяет то, что делалось их
предшественниками, а реализует свои собственные
потребности и интересы, осуществляет
свои собственные цели. Разноплановая
деятельность людей, их живой труд и есть
то, что составляет сущность субъективного
фактора истории. Субъективный фактор
называется так, потому что раскрывает
деятельность субъекта истории, каковым
являются массы, социальные группы и отдельные
люди.
Вопрос №36.
Философия о соотношении
знания и веры в познании мира. Философия
и религия.
1. Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии.
В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной проблемой. Христианство исходило , что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако Писание требует правильного прочтения. Для решения этой проблемы необходим соответствующий инструментарий: грамматика, риторика и диалектика. Таким образом, происходит обращение веры к знанию.
Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация.