Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

philisoph.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

В 60-е гг. эти же идеи получили своё, дальнейшее обоснование  в работах Д.И. Писарева. Также  в это время, на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была разночинная интеллигенция. Признанным её лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их мировоззрение, идеалы носили ярко выраженный революционно-демократический характер. Они находились в резкой оппозиции к правительству, боролись за освобождение личности против власти общества, опираясь при этом на материализм и науку.

Русское почвенничество

      Продолжением  славянофильства в 60-80-е гг. XIX века было почвенничество, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Никола Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881).

      Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось "восстановлением в душе новой, или лучше сказать, обновлённой  верьте грунт, в почву, в "народ". Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталось со взглядами на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации.

В середине XIX века представления  об уникальности каждого общества и  его культуры, несводимости их к какому-то единому образцу буквально носились в воздухе, о чём свидетельствует разработка этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Вообще, впервые мысль о принадлежности Западной Европы и России к разным типам культур высказал М.П. Погодин. Европу он рассматривал как наследницу культуры Западной Римской империи, а Россию - как наследницу культуры Восточной Римской империи - Византии.

Русский консерватизм 

      Идеология русского консерватизма наиболее ёмко выражена в формуле графа С.Г. Уварова "Православие. Самодержавие. Народность", на публицистическом уровне обосновывалась Михаилом Никифоровичем Катковым (1818-1887), на философском уровне Константином Николаевичем Леонтьевым (1831-1891) и дали развёрнутое теоретическое обоснование самодержавной власти как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и устойчивость России.

      Русский космизм

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца XIX - начала ХХ веков является так называемая космическая философия, или как её чаще именуют русский космизм.

        Русский космизм есть учение  о неразрывном единстве человека  и космоса, о космической природе  человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители, как Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Наумов, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, Л. Чижевский.

      Философия всеединства Владимира Соловьёва

Владимир Соловьёв (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую  систему.

Основные положения  своей философии он излагает в  первых своих работах: диссертации "Кризис западной философии" и  докторской диссертации "Критика отвлечённых начал". Онтологию и гносеологию всеединства Соловьёв излагает в основном в "Философских началах цельного знания", а также в работе "Первое начало творческой философии".

Философия и наука  имеют свою ценность в единстве с  религиозной верой: знание а реальном мире даётся наукой, об идеальном мире - философией, о Боге - только верой. Цельное знание, у Соловьёва, выступает как синтез науки, философии и веры. 

      Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был  самой яркой личностью в русской  философии XX века. Для Запада, где он жил значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Бердяев обладал исключительным даром синтеза различных философских идей. Его творчество - результат самых разнообразных влияний; Достоевского, Соловьёва, Канта, Маркса, средневековых мистиков. Постоянное внимание к чужим идеям сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужие идеи, будучи: переварены в собственном, котле принимали особый "бердяевский" оттенок.

Лев Шестов (1866-1938) родился в Киеве. Большую часть жизни провёл за рубежом в Швейцарии и во Франции Шестова отличает исключительное литературное дарование. Он пишет не только с редкой для философа простотой, но и увлекательно. Основное его стремление - утвердить религиозную философию, основанную на вере. 

      Философия России — органическая часть всемирной  философии + самобытные подходы. 5 периодов:

1) Фил. мысль Киевской Руси. Предпосылки: установление христ-ва, письменность. Основ. черты:

- синкретизм (нерасчлененность);

- многообразие подходов  к решению проблем;

- теистичность (под  влиянием церковного мировоззрения);

2) Ф. эпохи Просветительства (XV — XIX вв.) Полемика нестяжательства и иосифлянства. Н. (Нил Сорский) — идея восхождения личности по ступеням совершенства своего дух. мира, недопущение церкви в деятельность гос-ва. И. (Иосиф Волоцкий) — идея богоустановленности великокняжеской власти. Религиозные ереси — проявление вольнодумства. Ф. нач. XVIII в. тяготеет к теоретич. отделению от религии. Г.С. Сковорода — учение о «двух натурах»: все существующее в мире имеет 2 стороны: внешнюю (видимую) - изменчива и внутр. (невидимую) — вечна (это дух. начало, Бог - истина). А.Н. Радищев — материалистич. хар-р мировоззрения. Отстаивает реальный хар-р материи; лестницу развития жив. существ венчает чел., ему присущи разум, речь, способность к обществ. жизни, у чел. есть дух. начало. Западничество и славянофильство — об историч. судьбе России. С. — 3 принципа: православие, самодержавие, народность. З.: европеизация страны, развитие общества по капиталистич. пути.

3) Кон. XIX — нач. XX вв. П.Л. Лавров — позитивизм, «практическая ф.», идея «критически мыслящей личности». Ф. персонализма (А.А. Козлов): в центре — понятие личности. Личность — некая дух. субстанция, обладающая волей, самосознанием. Русский космизм: проблема единства чел. и космоса, космич. природа чел. Религиозная ф. — В.С. Соловьев: идея положительного всеединства и мировой гармонии. Мир иерархичен, низшее и высшее органически взаимосвязаны. Бог — некий космич. разум, мир динамичен, несет в себе активное внутр. начало (мировая душа — творящая энергия). Н.А. Бердяев: идея оправдания чел. через творчество. Л.И. Шестов — «ф. трагедии»: разум и наука не представляют подлинной ценности, путь спасения и к истине — в религии. Материалистическое направление — Н.Г. Чернышевский: нравственный мир подчинен закону причинности, мышление — отбор ощущений и представлений, а действия и поступки сводятся к достижению результатов, намеченных мышлением.

4) Ф. советского периода. Ф. мысль не имела достаточных возможностей для самост. сущ-я. Ее функция — идеологич. обоснование необходимости сущ-я советского строя.

5) Кон. XX — нач. XXI вв. Возрождение нац. фил. традиции — этический хар-р русской ф.

В русской ф. всегда присутствует дух свободы.  
 
 

Вопрос №30.

Сознание как философская проблема.

      Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.

      В истории философии первым был  термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум».

      Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:

—познание (одной из форм существования сознания является знание);

—практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

—ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм.

 Сознание многофункционально:

—оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

—оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;

—оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;

—оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

—оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы сознания оказались  преобладающими:

—религия;

—искусство.

Вопрос 31.

Закономерности  исторического развития.

История — это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Важнейшие системы философии  истории:

—теологическая философия истории (движущая сила истории — Бог);

—метафизическая философия истории (движущая сила —  судьба);

—идеалистическая философия истории (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

—натуралистическая философия истории (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

—материалистически-экономическая философия истории (движущая сила — экономические отношения).

      Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий  мыслитель Вольтер.

Принципы понимания  истории с точки зрения философии:

—принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни;

—принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);

—принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Основные вопросы, которые рассматриваются в философии  истории:

—что заставляет развиваться человеческое общество?

—есть ли направление у истории, если есть, то какое?

—насколько наша история определяет настоящее и будущее?

—чего ждать людям в будущем?

—имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?

В истории философии  существует множество концепций, которые можно разделить на три группы:

—концепции однолинейного прогрессивного развития;

—концепции многолинейного развития;

—концепции циклического развития.

Карл Ясперс (1883–1969) — знаменитый немецкий философ, классик европейской философии — в своей книге «Истоки истории и ее цель» предложил схему мировой истории:

1)доистория, или  «прометеевская эпоха» (начало речи, возникновение орудий труда, умения  пользоваться огнем), когда человек  только начинает быть человеком;

2)культуры древности,  которые существовали тысячелетия (древневосточные, древнегреческие и др.);

3)«Осевое время»  — время формирования подлинного  человека;

4)научно-техническая  эпоха, чье преобразующее действие  испытывает современный человек. 

Объективный фактор в истории — это в основном труд, производство и формы общественных отношений, которые в значительной мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Но любое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разноплановая деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди. 
 
 

Вопрос №36.

Философия о соотношении знания и веры в познании мира. Философия и религия. 
 

1. Причины возникновения  вопроса о соотношении  веры и знания  в средневековой  философии.

      В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной  проблемой. Христианство исходило , что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако Писание требует правильного прочтения. Для решения этой проблемы  необходим соответствующий инструментарий: грамматика, риторика и диалектика. Таким образом, происходит обращение веры к знанию.

      Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"