Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Философия".
Истоки
философии находятся в духовной
сфере жизни людей. Основные духовные
источники философии – это мифология,
религия и эмпирические знания (полученные
путем повседневного опыта). Миф – древнейшая
форма духовной культуры. В нем стихийные
природные силы и способы человеческой
деятельности персонифицировались в образах
богов и героев. Природный мир и мир социальный
не разделялись. В мифе различные представления
увязывались в художественно-образную
картину мира, сочетающую естественное
и сверхъестественное, знание и веру. В
мифах выделяется тема творения, то есть
создания мира сверхъестественным существом
или богом и тема развития, становления
мира из первоначального хаоса или природной
стихии. Значение мифологии для философии
состоит в том, что был начат поиск ответа
на вопросы о тайнах рождения и смерти,
происхождении мира человека, его культурных
навыков. Религия формирует сознание единства
человеческого рода, развивает общечеловеческие
нормы, является носительницей культурных
ценностей, однако религия консервативна,
выступает за полное сохранение традиций
и обычаев. Религия и философия по-разному
раскрывают тайны мира. Основа религиозного
мировоззрения – вера в существование
сверхъестественных сил, в их главенствующую
роль в мироздании и жизни людей. Философия
– дело разума, она вере противопоставляет
логику, догме – сомнение. Философия возникла
как необходимость теоретического ответа
на вопросы мироздания. Преодолевая узкие
рамки обыденного сознания, философия
переосмысливала накопленные эмпирические
знания, мифологию, религию, формировала
новое миропонимание. В переводе с древнегреческого
философия – «любовь к мудрости». Считается,
что первым это слово употребил Пифагор.
Возникновение и развитие философии обусловлено
социально-политическими и политическими
факторами. – экономическое развитие
в целом. Оно способствовало накоплению
знаний, которые необходимо было обобщать
и систематизировать. – расширение контактов
на основе торговли и судоходства. Оно
показывало ошибочность прежних фантастических
представлений, которые заменялись реальными
образами. – разрушение общинно-родовых
форм связи между людьми. Оно усложняло
жизнь, делало необходимым ориентироваться
не на привычку, а на разум. – отделение
умственного труда от физического. Оно
позволило отдельным индивидам профессионально
заниматься теоретизированием, философствованием.
– развитие древнегреческой, особенно
афинской демократии. Оно вызывало необходимость
в умении говорить, убеждать, а, следовательно,
и думать, мыслить.
2.
Понятие мировоззрения
Фил-я
играет большую роль в решение мировоз-х
проблем. В отличае от фил-и мировоз-е зародилось
в доист. времена неск. 10 овтыс. назад. Под
мировоз-ем обычно понимаеют совок-ть
взглядов, представлений и понятий о мире
окружающем чел.-а, а так же о самом чел.-ке,
как его части. Мировоз-е имеет слож. струк-ру.
Она вкл-ет неск. уровней: 1.мироощущение,
т.е.эмоц-психологич. Сторона мировоз-я.
Обязат. Эл-ом мировоз-я явл-ся эмоции.
В настроении людей склад-ся обстоят-ва
их жизни, различия соц. полож-я, возраст
и т.д. Кроме эмоции в состав мироощ-я вкл.
ют идеалы, переживания. 2.миропонимание,
т.е.позноватно-интелек-я сторона мировоз-я.В
его состав входят знания. Они бывают жизненопрактич-ми,
проф-ми, науч. Миропоним-е бывает жизненоповседневным
и теоретическим. Сущ-т так наз. Жизнен.фил-я.
Житейское мировоз-е носит стихийный хар-р,
не отлич-ся глубиной проникновения в
суть явл-я обоснованностью. На этом уровне
не всегда выдержив-ся логика, преоблад-т
эмоции. Теоретич. миропоним-е, к-ым явл-ся
фил-я этих недостатков не имеет. 3.мироосвоение.
Этот уровень представ. Собой связь мировоз-я
с практикой. Он вкл-т в себя убеждения,
а также нарвствен. И политич. Принципы.
Убеждения-взгляды, активно пирнимаемые
людьми. В состав дан. Уровня входтят сомнения,
т.е. положения принимаемые с меньшей увернностью.
3.
Исторические типы
мировоззрения
Основными историческими типами мировоззрения являются мифология, религия и ф-я. Фил. видение мира не было дано человеку изначально. Раннее объясняющую роль играл миф. Миф – способ организации и хранения важной для коллектива ин-ии. Возлагая мифические события старшие поколения передавали эту ин-ию младшим. Миф объединял в себе культуру, зачатки различных верований, полит. взглядов, искусства и представлял собой целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе естественное, сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. У всех народов мира были свои мифы, т.е. различные сказания о фантастических существах, о делах богов и героев. Тематика была очень разнообразной, много мифов было посвящено проблеме происхождения мира. Например, в др. Китае сущ. след. представление о первонач. существовании мира: внутри космич. яйца зародился сверхъестественный человек Фань-Гул. Оказавшись в первобытном мраке, он раскалывает его на землю и небо, небо поднимает над головой. От такой работы – умирает, а всё, что нас окружает, возникает из частей его тела. Солнце – из левого глаза, луна из правого, гром – из голоса, реки – из крови, деревья – из кожи, а люди произошли из паразитов, которые ползали пор его телу. Особое место у др. людей занимали мифы о добывании огня, изобретении ремёсел и т.д. Мифы сущ. и в настоящее время. Тесно связана с мифами литература, она вырастает из них и постоянно рождает новые. Мифы возникают также внутри каждого соц. сообщества. В результате сознательного манипулирования общественным мнением. Вторым историческим типом мировоззрения явл. религия. Религия – форма общественного сознания, основу кот. составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющую роль в мироздании и жизни людей. Религия у народов различна, но вера едина. Религ. сознание сущ. на 2 ух уровнях. 1 уровень – теоретич. или религ. идеология. Она представляет собой систематизированное изложение религ. форм и мифов проф. богословами. 2 уровень – религ. психолдогия, т.е. религ. представления и чувства. Религия – одна из древних форм общественного сознания. Она оказывала и оказывает большое влияние на историю человечества. Она носительница культурных ценностей, средством упорядочения и сохранения традиций и обычаев. Форма религия очень разнообразны. Одной из древнейших форм явл. тотемизм, т.е. вера в таинственную родственную связь между группой людей и определённым видом растений, животных или явл. природы. Очень распространена была среди др. людей магия. Согласно магич. представлениям, путём опред. действий, заклинаний можно воздействовать на какое-нибудь явление или на человека. Ещё одной формой был фетишизм, т.е. почитали неодуш. материальные предметы, якобы обладающие сверхъест. свойствами. Для первобытных людей важное значение имела окружающая их природная среда. Отсюда возникновение такой формы религии как культ. природы. Наиб. высокой формой первобыт. верований был анимизм, т.е. вера в духов. Все эти формы сохр. и в современ. обществе. Однако основными явл. малоатеистические религии: христианство, буддизм, ислам. Религия – сложное духовное образование, кот. не укладывается в какие-то однозначные и прямолинейные характеристики. С одной стороны религия проповедует общечеловеческие и нравственные нормы. Но в религ. мировоззрении могут выражаться и др. настроения: фанатизм, вражда к людям и др. веры. В отличие от мифол. и религ. мировоззрений фил. мысль представляет собой иной тип миропонимания, в основе кот. лежат позиции разума, интеллекта.
4. Предмет фил-фии и её историч динамика
философия мировоззрение духовный политический
В
разные периоды истории, у разных
мыслителей был вопрос: что такое ф-я? Он
получал разные ответы. Сначала ф-ей наз.
всё совокупное знание др. людей. Постепенно
формировались конкретные науки, отделяясь
от совокупного знания. Параллельно шло
и развитии ф-и. Внимание многих философов
на протяжении многих веков занимала природа.
Постепенно ф-я стала интересоваться вопросами
общественной жизни людей, её полит. и
правового устройства. В центре внимания
ф-и всегда был человек. Предметом фил.
размышлений стаи природный о общественный
мир, а также человек в их сложных соотношениях.
Первую попытку выделить ф-ю как особую
область теретич. знаний попытался древнегреч.
философ Аристотель. В современной фил.
лит-ре ф-я – теоретически сформулированное
мировоззрение, система самых общих теретич.
взглядов на мир, место в нём человека,
уяснение различных форм, отношение человека
к миру. Круг проблемы вопросов, кот. решает
ф-я широк и многообразен. Из них выделяется
так наз. вопрос ф-и. Это вопрос о соотношении
материального и духовоного. Он и меет
2 аспекта: онтологический и гиоснологический.
Онтологич. аспект заключ. в след.: что
первично в мире материя или сознание.
В зависимости от того, что признаётся
первичным, в ф-и выделяют след. течения:
материализм и идеализм. Представители
материализма: Гераклий, Ф. Бэкон, Л. Фейербах.
Существует несколько форм материализма:
стихийно-наивный, механистический, диалектический.
Первый давал представление о мире, но
они не подкреплялись данными наук. Механистический
объяснял природу и общество законами
лишь механической формы материи. Становлению
диалектического способствовало развитии
множества наук: геологии, физики, химии,
биологии, а также развитие цивилизации
и культуры. Идеализм бывает: объективный
и субъективный. Объективные считают,
что в основе всего лежит абстрактное
духовное начало. Они его наз. по-разному:
абсолютная идея, мировой разум. Представители:
Платон, Гегель. Субъективные идеалисты
считают, что в основе лежит сознание всего
отдельного индивида. Пред.: Беркли, Юм.
Идеализм и религия имеют много общего.
В основе каждого лежит дух. начало. Различия:
различная форма духа. В идеализме она
абстрактная, а в религии олицетворённая.
Религия основывается на вере, а идеализм
– на логике. В религии преобладает эмоциональная
сфера воздействия, а идеализме рациональная.
Религия имеет ритуал, а у идеализма его
нет. Есть 3 ие решение основного вопроса
ф-и. Оно наз. дуализм. Пред.: Рене Декарт.
С точки зрения гиоснологии, т.е. науки
о познании, основной вопрос формируется
иначе. Что первично в процессе познания.
Первое решение получило название рационализм.
Оно предполагает признание первичным
первым познание. С точки зрения рационализма
подлинное истинное знание может быть
выделено только из разума. Второе решение
состоит в том, что в процессе познания
первичным явл, материя. Фил. направления,
кот. принимают эту точку зрения получили
название эмпиризм. У истоков стоял Ф. Бэкон.
Сущ. 3 ий вариант ответа, вообще отрицающий
возможность познания мира – иррационализм.
Основатель: Артур Шопенгауэр, считал,
что мир не имеет внутренней логики. И
он не может быть познан. Современная ф-я
имеет сложную структуру. В ней выделяется
5 основных разделов: 1. учение о бытии или
онтология. 2. учение о деятельности или
праксиология. 3. теория познания или гиосиология.
4. теория ценностей или оксиология. 5. учение
о человеке или фил. антропология. Ф-я очень
многогранна. Например, есть ф-я морали,
техники, природы, права, любви. Ф-я выполняет
след. ф-ии: выявляет наиболее общие идеи
и представления, на кот. базируется та
или иная конкретная культура. Эти общие
идеи наз. категориями: бытие, материя,
сознание, развитие. Также ф-я берёт на
себя задачу систематизации всех результатов
человеческого опыта в различных его формах.
5. Философия Др.
Индии
Ист-я др. Индии охват-т 15 веков (11 в.дон. э. – 6 в.н.э.) хар-я черта др. инд. общ-ва-распадение его на 4 варны: 1.брахманы, 2.кшатрии, 3.вайшьи, 4.шудры. Слово «варна» означ. Цвет. Брах-белый, кшатр.-красный, вайшьи-желтый, шудры-черный. Кажд. варна занимала строго опред. Место в общ-ве. Браки заключались только внутри варны. Кажд. варна имела свою традиц. Проф-ию: брах-умствен. Труд, кшатрии-воен., вайшьи-землед-ем и торговлей, шудры – сам. тяж. раб-та. 1е 3 варны-арийские. Их мужчины проходили обряд посвящения и приобщ-сь к знаниям. Шудр. и жен. Это посвящ-е было запрещ-но. Они прирав-сь к животным. В др. инд. фил-и происх-е мира связ-сь с сверхест. чел.-м Пуруша. Счит-сь, что из его рта возник. Брахманы, из рук-кшатрии, бедер-вайшьи, ступней-шудры. Др.инд. лит. источник наз-ся веды. Они представ. Собой сборник гимнов в честь богов. В них было выраж. мировоз-е. древн. индусов. Читать и толковать разреш-сь только Брахм. Мировз. было мифологи. И многобож-но (>3000 богов.) Различие м\у чел.-м, растением и животным непринцип-но, т. к. у всех есть тело(смертно) и душа(вечна). После смерти чел. Душа посел. В др. тело. не обязат. чел.-ом. Странствие души по различ. Телам-сансара. Пересел-е души зависило от поведния чел.-а, его след-я закону своей варны. Неродив- испол-ли законы влекли за собой след. перерожд-е в более низк. Варне или растении (закон возмездия или кармы). Лишь варны, исполняя закон, освобожд. Души от дальн. Рождений. Для них наступала макша-освобождение. В7в.дон. э. в Индии развив-ся осн. фил-е школы(9):6 артодоксальных школ (опирались на веды):веданта, санкхья, йога, ваймешика, миманса, ньяя. 3 неортодакс-е (критиковали веды) школы: джайнизм, буддизм, чарвака. В др. инд. яил-и был поставлень вопрос «об общем основании мира». Др. инд. Яил-фы константир-ли сущ-е превоначала, но и пыт-сь выявить его струк-ру.
6. Фил-я Др. Китая
Др.кит. гос-во представ. Собой типич. Восточ.иерархич. диспатию. Глава гос-ва-наследствен. монарх, он же 1 ый жрец и единствен. землевлад-ц. Закона не была, никто не защищён от произвола. Все отношения были подчинены слож. ритуалу, имеющему мировозренч. Значение. Для психологи др. кит-ев было хар-но чув-во покор-ти, нижест-х вышест-м. (малдш-дети подчин. Страшему брату, т. к. он единтсв. наслденик, это почетание предупрежд. Возможн. Конфликты в семье.) Светск. Ритуал взаимоотнош. Ыбл тесно связан с религ. Ритуалом отнош-й жимых и умершим духом предков. В Китае был развит культ предков(мамизм). Вся жиэнь живых проис-ла как непрестна. Ответ п\д духами предковЮк-м принос-сь систем-ие жертвы (военноплен., дети-превенцы). Мифол-ия в К. была развита слабо. Они были слишком практич. Людьми. Однако и Др.К. не избежал п-да госопдства мифол-го миров-я. Для этих мифов было хар-но представление о первонач-ле мира как о первобыт. хаосе и о 2х проив-х космич. Силах, упоряд-х хаос, небесной-Ян, земной-Инь.обрах-х в хаосе из его легк. Частиц небо, тяж-х-землю. В др. мифах упоряд. Хаоса и орг-ция миросдания связ-ся с деят-тью сврехест-г чел.-Пань-гу, зародив-ся внутри хаоса. Др.кит. фил-я была связана с др. книгами(5):1.песен, 2.обрядов, 3.перемен, 4.истории, 5.летопись Чунь-Цзю (весна-осень) Это5книжие сост-ло основу миров-я образго китайца. Др.кит. фил-я вкл-ла так же зачатки наук. Однако др. кит. науки были развито слабо, особ. Др. кит. Мат-ка была иш-на док-в. Это не могло не сказ-ся на уровне др. кит. фил-и.В8–5 вдон. э. шир. Распрост. Пол-ло учение о 5 превоэл-хприроды (вода, огонь, земля, металл, дерево) Их связи дают многообраз-е явл-й и вещей. В5–3-в. Зарожд. Фил-е школы(6):конф-во, маизм, школа закона, даосизм, школа Ин-Янь, школа имен. В боль-ве школ преоблад. Практич. Фил-я. Политика и фил-я были тесно связаны..Фил-фы занимали более высшие посты в гос-ве.
7. Космологизм ранней
греческой философии
и проблема первоначала
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции. В отличае от Востока, философская мысль зародилась и развивалась здесь в тесной связи с зачатками естественно-научных знаний. Первые древнегреческие философы пытались научно объяснить происхождение Солнца, Земли, звезд, растений, человека. Первые древнегреческие ученые, известные нам жили в греческом городе Милет, поэтому их объединяют в милетскую школу философии. Главным вопросом, который пытались решить первые греческие философы был вопрос первоначале мира, т.е. что лежит в основе мира, из чего все состоит. Так родоначальник милетской школы Фалес (640–562 до н.э.) считал, что в основе всего многообразия вещей и явлений лежит единое вечное начало – воды. Он считал, что все вещи возникли из воды и, разрушаясь, снова превращаются в воду. Вода здесь рассматривается как элемент материи, стихия природы и как первоначало, субстрат всех вещей и явлений. Аналогичное воззрение развивали Анаксимандр и Анаксимен. У Анаксимена таким первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная природная стихия – воздух. У Анаксимандра – апейрон – некое неопределенное вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении, первоначало.
В
большем объеме сохранились взгляды
философа из города Эфеса, Гераклита. В
качестве первоосновы мира и субстрата
всех вещей Гераклит называл огонь,
так как только огонь пребывает
равным самому себе, неизменным во всех
превращениях. Мир по Гераклиту –
это нечто упорядоченное, космос. Мир не
создан ни богами, ни людьми, а всегда был,
есть и будет вечно живым огнем, закономерно
воспламеняющимся и закономерно потухающим.
Таким образом, по Гераклиту, в мире царит
всеобщий закон – Логос. Существует этот
Логос на основе вечности движения, всеобщей
изменчивости, общей текучести вещей и
явлений. Это движение мира по Гераклиту
происходит на основе борьбы противоположных
явлений, а на основе борьбы противоположности
возникает гармония мира.
8. Концепция атомизма и этико- социальные воззарение Демокрита.
Демокрит
жил в пе-д расцвета греч. фил-и. Его жизнь
поучит-на предан-б науке. Начами он запир-ся
в надгробье, чтобы поразмыш-ть. Его отец.
очень сотоят. Чел.оставил большое наследтво.
Дем.забрал <его часть и отправ-ся путешств-ть
на Восток. Вернулся бедняком. Но он вернул
уважение сограждан прочитав свое сои-е.
Всего около 70 сочин-й. Первонач-ло всего
атом. Матери, весь космос-вечно движ-ся
в пустоте атомы. Они неделимы, неизменны,
кач-но однородны и отлич-ся от др. др. лишь
внеш. колич-ми чертаим. Число атомов и
их формы бесконечно. В проц. Движ. Атомов
в пустоте они сцеп-ся др. с др. в те или
иыне конкрет материи. С позиции атомистики
он объяснил и психич. явл-я. Он сводил
все умствен проц-ы к движению собоых атомов,
отлич-ся тонкостью, легкостью, проинк.
способ. Выдел-л 2 вида познания: 1.темным
(органов чувств), 2.истин. (разума). Атомы
и пустота можно понять илшь напряж. размышляя.
Тело чел.-а возникло из воды и грязи без
творца. Он первым обрат-ся к внутр. миру
чел.-а.» Враг-это…» При одперд. нравст.
ценнсти поступка необход-мо учит-ть желании
и действия. Юыть хорошим чел.-ом….Его
интерес-ли т.же этико-соц. Проблемы. Проблема
богатстваи бедности. Бедняки более свободны
и более счастливы. Проблема брака и семьи.
Г.кач-во, к-е он ценил в людях-дружба.