Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Философия".
9. Классический этап античной фолософии. Сократ. Совр-к Демокрита. Он интереснее не только своим учением, но и жизнью, т. к. она была воплащением его учения. Он оказал огром. влияние ан антич. и мир. фил-ю. Он ничего не писвал, т. к.выскал-ся против пис-ти, т. к.делает знанием внешним, мешает глубок. внутр. усвоению. Поиск истины он осущ-л с помощью уст. беседы, имевшей целью разрешение той или иной нравст. проблемы. По проф-и Сок.был скулюптор. В отлич. От др. греков он не стрем-ся в актив. общ. деят-ти, а вёл жизнь фил-фа, т.е.жил нерпитяз-но, зато у него ыбло много свобод. вр..Он ыбл плохим семьянином. (Ксантина) Все свое вр. Он посвящ. Фил-м беседам и спорам. У него ыбло много учеников. Он отвергал вопросы, к-ми до этого занима-сь фил-я. Противоречия, в к-х запут-ся филфы-, док-ют, что их решения недоступны познанию. Фил-я, в его пони-и, это учение о том как стоит жить. Жизнь-это ис-во. Фил-яэто рез-т опзнания, что такое добро и зло. Зло-есть рез-т познания добра. В цетре вним-я Сок. Чел.-к, к-й рассм-ся им как нравст. Сущ-во, поэтому фил-я Сок.-этич. антропологизм. Гл.содерж. его фил. этич. вопросы. Ему принадлеж-т высказ-я:» Познай самого себя»,» Язеаю, что я.» Он утверждал бессм-ть учения того, что не привожит к каким-либо практич. Полез-м для людей переменам. Предмет исслед-я д.б.подвержен соверш-ю, изменению, т.е.д.нах-ся во власти чел.-а, но таким предметом явл-ся сам чел.-к, след. необх-мо познать себя, чтобы изменить себя. Чел.-а отлич-т от др. жив. сущ. душа. Без душ. упраж. нельзя воспитать в себя добродетелей, среди к-х гл.-мудрость, справед-ть, умеренность. Именно ч\з них чел.-к достигает гармонии души и станов-ся свободным. В этом и состоит его счастье. Сок.пологал, что занятие естествознанием особ. мат-кой, вредны, т. к. они отвлек-т от изуч-я гл.-чел.-а, аго нравст-ти. Эти занятия даже опасны, т. к. они гневают богов. При исслед. этич.? – ов польз-ся диалектич. Методом (ис-во ведения беседы). Истина может род-ся в споре. Больш.часть уч-ов Сок.оказ-сь врагами общ. пол. строя Афин. Сок.был обвинён в безбожии, что он развращ-т молодёж своими высказ-ми.
Платон. Ученик Сок. После казни своего учителя на долго покинул Афины, посетил Египет, Италию. На Сицилии попал в рабство. Он происх-л из Афин.аристк. рода. Подлин.имя-Аристокл.В 40 лет он основал свою школу (Академия (915 лет)) Больш. Вниман. Удел0сь мат-ке. Пл. – 1 ый из антич. Фил-ов чьи учения дошли до н.л.практич. целиком. Он был всесторон одарен. чел.-ом (муз-ом, поэтом, гуманистом) Умер в день своего рожд-я, на брач. пиру. Его учение-сис-ма идеализма. Его счит-ю классиком этого направления. Он счит-л, что в основе мира лежит идея. Весь мир раздел-я на мир, чувствен-о восприним-х вещей и мир, постиг-х только умом сущ-х в зарпедел. мире идей. Каждому классу чувст. вещей соответ-т в мире идей опред. идея, к-я явл-ся причиной сущ-я чувст-восприним-х вещей. Мир вещей приход-щ и изменчив. Мир идей вечен. Проц. поним-я Пл. рассм-л, как проц. Припомин-я. Душа до всел-я в тело нах-сь в мире идей. Пл.наз-ют 1 ым из социалистов. Гл.ист-к соц. зла он видел в част. собств. Всё лич. Д.б. упразднено. И семья в том числе. Платон создал модель «идеал. гос-ва». В нем насел-е дел-ся на 3 категории: 1.фил-фы, управ-ть гос-вом, 2.стражи, м.б.женщины, 3.земледельцы и ремеслен-и. Торговлей, т. к.она развращ-т граждан, заним-сь инстранцы. В гос-ве Пл. строго регламент-сь отношя полов. Пл. считал, что рождение и воспит-е детей дело гос. Важ-ти. Пл.был противником атеизма. Атеистов необх-мо или сращу же казнить или заключать в тюрьму, располож-й в дик. Местности. Тело за рпеделы гос-ва. Он был против-ком демок-и.
Аристотель. Аристотель ученик Пл. иучитель
Алекс. Макед. Он был энциклопедич. Образован.ученым.
Он продложил развитие почти всех наук,
извест. К тому вр. Он отк. в Афинах собст.
школе» Ликей».Чтение лекцие в его школе
проходило в саду. Он очень ценил своего
уч-ля, но многое в его учение не принимал.
Он подвиг критике учение Пл.об идее. Его
наследие давольно велико. Фил-я у Ар. Достаточ.
Четко выдел-ся из всей сферы знаний. Его
взгляды колеб-ся м\у матер-змом и едализмом.
Удел. больш. Внима. Анализу категории
материя. Во1х это бесформ. И неопред. в-во,
во2х материя в более широк смысле это
то, из чего состоит вещь. Матери-это возмож-ть,
чтобы из возмож-ти возникло что-то дейстивт-ое
материю д. ограничить форма. (материя-телес.
состав, форма-душа). Форма-это актив. Начало,
тогда как материя-пасив. Источник движ-я
всего космичюцелого-чист. форма, лишен.
материи, т.е.вечн. двигатель. Центр.место
в мировоз-и Ар.заним. учение о душе. 3 вида
души: 1.растит-я, способ-ю к питанию, 2.животную,
способ-ю к осязанию, ощущ-ю. Она выше 1
ой и вкл-т её себя. 3.разумная. Чел. облад.
3 душами, только Бог облад-т разумной.
Чео.-общес. животно, надел-е разумом. Только
в общежитии люди могут формир-ся как нарвствен.
Сущ-ва. Ар. был старон. Индивид соб-ти.
Он разраб-л учение о гос-ве. Осню причина
формир-я гос-ва закл-ся в естест. Стермнлении
чел.-а к коллектив. Жизни. Он выделил 6
осн. офрм гос-го устр-ва: 1.монар, 2.аристок,
3 народовластие, 4 тиранию, 5 алигархию.
6 дем-ю. Мон.и тир. Как власть 1 чел.-а. Арист.
и алиг.-власть немногих, народ-е и дем-ю.валсть
всех. 1 ые 3 формы считал правильными. послед3-непра-ми.
Такое еделение он обосновывал тем, что
пир 1х формах власть стрем-ся к благу граждна.
Лучшим явл-ся гос-во, в к-ом осн. Явл-ся
сред. сословие. Фил-я Ар. Завреш. Самый
содерж. Период в ист. Греч. Фил-и. Его послед-ли
в осн. Заним-ся коментир-м его наследия.
10.
Философия средневековья
Эпоха
феодализма. Это было время господатсва
в дух. жизни общ-ва религиоз. идеологии.
В те времена формируются религии: иудоизм,
крестьянство, ислам. Можно выделить 3
признака философии средневековья: 1) теоцентризм.
Для средневековой философии хар-ной чертой
явл. постановка в центр картины мира Бога.
Это существенно отличало философию средневековья
от античной фиолософии, для кот. центром
мира были природа, космос. 2) идея творения.
Если в античной философии Боги были частью
природы, то в ср. века Бог рассм-ся как
внеприрод. начало. А мир рассм-ся как творение
бога. 3) идея откровения. Если в высш. бытие
явл-ся нам природн. бог, то познать его
рацион. путем невозможно. Единств.путь
познания-вера и откровения. Одним из родоначальников
философии средневековья был Аврелий
Августин. Он развил христиан. концепцию
всемирной истории, понимаемой как рез-т
божествен. предопределения. Главн.задача
философии средневековья – обоснование
и истолкование религиоз. докладов и впервую
очередь обоснование тезиса о существовании
бога. Еще одним представителем был член
доминик. ордена, профессор Парижского
университета Фома Аквинский.он разработал
космологич. док-ва бытия бога. Его учение
позднее стало соц. философией римской
католич. церкви и стало назыв. Томизмом,
а сам он был причислен к лику святых вкатолич.
церкви. Одна из централ. проблем его учения-проблема
взаимоотношения веры и знания. Он отмечал,
что есть сферы, в кот. нельзя проникнуть
с помощью разума, все, что связано с богом.
11.
Философия эпохи Ренессанса
вое название «Ренессанс», «Возрождение» данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования. Возрождение, возникнув на базе развития средневековой культуры, приобрело новые черты. Перемены были связаны прежде всего с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни. Если в центре внимания античной философии была природно-космическая жизнь, средневековой – Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Ренессанса в центре внимания оказался человек. Философское мышление этого периода стало антропоцентрическим. Гуманистическая направленность нового мировоззрения начала складываться в позднее средневековье (Данте, Петрарка).
В
эпоху Возрождения
12.
Философия Нового времени
(XVII–XVIII вв.)
Философия
этого периода отражала потребности
нового этапа в развитии общ-ва.-этапа
зарождения, развития и утверждения капиталист.
способа пр-ва. Этой философии присущен
ряд черт: 1) механицизм-в качестве модели
для построения картины мира брались идеи
механики, т.е. отрасли знания, кот. в то
время пользовалась популярностью и была
наиболее развита. 2) особый интерес к проблеме
познания. В нов. время философия максимально
сближается с наукой. Это было связано
с очень быстрым ростом значимости науч.
методов для культуры и соц.-экон. жизни
того времени. 3) метофизич. стиль мышления.
Согласно ему, мыслит. мир рассм-ся как
совокупность тел, кот. существуют неизменяясь,
поэтому считалось, что изучать предметы
необходимо дуг от друга отдельно. Философия
нов. времени развивалась по 2 направлениям:
1) рационализм. Рационалисты полагали,
что мир может быть познан при помощи мышления.
2) эмпиризм. Представители считали, что
основное познание это не мышление, а эмпирич.
опыт. Ф. Бэкон считал главной задачей философии
этого времени создание науки о методе
изобретений и открытий. Такая наука позволит
создать новое процвет. общ-во. Общей задачей
для всех наук–увеличение власти человека
над природой. Главн.методом изучения
науки должен стать метод индукции. Рене
Декарт.В основе филос. системы его лежит
«принцип сомнения». Декарт считал, что
существуют врожденные идеи. К таким он
относил идею бога, чисел и фигур, длительности
и др. Декарт был дуалистом, он полагал,
что в основе мира лежат независ. друг
от друга субстанции. Бенедикт Спиноза
считал целью знания завоев. господства
над природой и совершенствование человека.
Он утверждал, что существует только природа,
явл. причиной самой себя. Спиноза выделил
2 вида знания-интеллектуальные и чувственные.
Высшим видом интеллект. знания он считал
интуицию.
13.Философская
мысль эпохи просвещения.
Представителями
французкого материализма были Дидро,
Гельвеций, Пламетрий, Вольбах. Его
учение имело целью просвещения.
В работах фил. просветителей
на первый план выходит соц. проблематика.
Просветители активно критиковали
феодальное общество, выступали за свободу
челока в вырожении мнения и творчестве,
были за новые соц. отношения, связывающиеся
в то время с нарождающимсчя капитализмом.
Большое место в их учениях занимала проблема
человека и окружающих его условий. По
их мнению общественной гармонии можно
будет достичь лишь в том случае, если
распространить знания среди народа. Они
полагали, что человек это изначально
доброе и радушное существо. Единственное
с чем человек рождается – стремление
к самосохранению. Любить удовольствие
и избегать страданий такова природная
сущность человека. Только от воспитания
и общественного усторйства зависит каким
будет человек. Человек испорчен лишь
по тому, что ему закрыт доступ к знанию,
а также по тому, что его портит неправильно
организованное общество. В основе предствавлений
фр. материализма о мире, человеке и познании
лежала механичтическая картина мира.
Поскольку они бфли механицистами человека
они пытались объяснить по аналогии с
механизмом. Они утверждали, что сущ. только
материя и её движение, кот. явл. способом
существования материи, однако движение
они рассматривали только как механическое
перидвижение. Фр. материалисты были сторонниками
атомистической теории строения мироздания
и сводили всё к перемещению в пространстве
неизменных атомов. Также они были фаталистами,
отрицали случайносчть и все процессы
стремились представить как необходимое.
Свои взгляды они излагали не в форме научных
трактатов, а в форме широкодоступных
изданий, т.е. словорей, энциклопедий.
14.
Ф-я Канта
Немецкая философия ХХУ1П-Х1Х вв. может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума; как философия истории и культуры, этики, права, государства и общественной жизни человека. Эта философия разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия, внесла огромный вклад в развитие диалектики, онтологии и гносеологии. Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант (1724–1804) прошел два периода в своем творчестве: до-критический и критический. Для первого характерны материализм и диалектический подход к решению проблемы происхождения Солнечной системы. Во второй период Кант в своих работах «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» разрабатывает целый круг проблем: границ познавательных возможностей человека; природы морали и эстетики; сущности религии; целесообразности в органической природе; о месте человека в мире и его предназначении. Кант дуалистически разделяет действительность на два мира – вещей в себе, обозначающий материальный мир, и мир человеческого сознания, который якобы не в состоянии познать первый. Притязания математики и естествознания на научность выводятся Кантом из априорного (до опыта) характера форм человеческого созерцания (пространства и времени) и категорий рассудка (субстанции, взаимодействия, причинности и т.д.).
Кант
отделил вопросы теоретического
разума (о существовании Бога, души,
свободы) от вопроса о практическом
разуме: что мы должны делать? Идеи разума,
нормы и императивы морали, то, что отличает
человека от животных, – приобретено каждым
индивидом не столько из личного, сколько
из общечеловеческого, социального опыта.
Кант полагал, что всемирная история есть
реализация «плана природы» при активном
участии людей, направляемых разумом.
Кант сделал гуманистический вывод о том,
что человек – цель, а не средство, мораль
не нуждается в религии. Мотивы политического
поведения должны быть такими, чтобы они
могли стать гласными. Восстание против
правительства, например, противоречит
категорическому императиву. В целом Кант
был противником революционных методов
борьбы и сторонником реформ, осуществляемых
по инициативе сверху, защищал «естественность»
и «святость» частной собственности. Несмотря
на отвлеченный характер требования кантовской
морали – поступай так, чтобы принцип
твоего поведения мог стать всеобщим законом
– его этика была шагом вперед в обосновании
законности требований уважения достоинства
личности как высшей ценности на земле.
А назначение человека – сделать конечной
своей целью высшее возможное благо на
земле, в том числе вечный мир, который
Кант понимал как нравственный идеал.