Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по филос.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     15. Ф-я Гегеля 

     глубокую  и всестороннюю разработку диалектического  метода мышления и миропонимания в классической немецкой философии осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Его основные труды: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии истории». Согласно Гегелю, в основе мира лежит идеальное начало – абсолютная идея, т.е. система саморазвивающихся категорий, которая является творцом природы и общества. Материя – одно из понятий, а не объективная реальность. Абсолютная идея раскрывает свое содержание поэтапно: 1) в области логического развития понятий; 2) последующего воплощения своего идеального содержания в природе (с помощью категорий пространства и времени); 3) в сфере развития духа. Развитие «мирового духа» есть взаимное «опосредование» понятий, их переход (скачок) друг в друга, их движение (через борьбу противоположностей), отрицание отрицания. Гегель выдвигает два основных требования: необходимость связи и имманентное возникновение различий. Дух является той же абсолютной идеей, но обогащенной в ходе своего диалектического развития. Дух воплощается не только в сознании, но и в различных формах отношений людей. Наиболее полно диалектика была изложена в работе «Наука о логике». В основе диалектики лежит идеалистическое предствавление о том, что источник всего развития заключен в саморазвитии понятия, а следовательно имеет логическую, т.е. дух. природу. Интересовали его также соц. проблемы. Гегель склонялся к диалектическому истолкованию исторического процесса и неодооценивал факта много вариантности челов. истории. Интересовали его также соц. проблемы. Абсолютизировал роль гос-ва и утверждат, что вся ценность человека, вся его дух. действительность существует благодаря гос-ву. 

     16. Антропологический материализм Фейербаха 

     Редкой  критике ф-ю Гегеля подверг Л. Фейербах. Он был материалистом. Ф-я Фе. была антропологической. Пытался решить такие же важные вопросы как что такое жизнб, любовь, надежда. Он заявил, что в центре его внимания неизменно был вопрос о сущности религ. мира и борьбе против него, Оэтой задаче было посвящено 1 ое учение Ф. Оно наз. «Мысли о смерти и бессмертии». Сочинение это принесло много огорчений Ф. За критику христианской догмы о личном бессмертии он был отстранён от преподования в универе и не мог устроится на работу. Вынужден был долгие годы провести в уединении в деревни. Здесь он написал много трудов по истории ф-ии. Характерной особенностью всех его фил. сочитнений было то, что они пронизаны борьбой против религ. мировоззрения. Он рассматривал в них историю ф-ии как происхождение освобождения челов. разума из-под власти религии. В исследованиии религии и морали Ф. стоял на позициях идеализма. Религия рассматривалась им как отчуждение человеческих свойств. Человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Причиной такого удвоения Ф. видел в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. В природе управляют не Боги, а естественные силы, законы и существа. Природа действует согласно присущей ей внутренней закономерности. В ней господствует всеобщая причинная связь. Природа может быть понята через саму себя. Чтобы освободиться от религ. заблуждений необходимо уяснить, что человек это не творение Бога, а наиболее совершённая часть вечной природы. Он отвергал идеалистическую трактовку человека, согласно кот. человек рассматривается как духовное существо. Духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного. Ф. пытался создать новую религию на основе идеи всеобщей любви. 

     17. Марксистская философия, неомарксизм 

     Марксизм  – философское учение К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895). Возникновение марксизма тесно связано с немецкой классической философией. Маркс, будучи студентом познакомился с гейгелевской философией и примкнул к группе младогейгельянцев. В то время он считал, что философия – это духовная квинтесенция своего времени, призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать общественно-историческому прогрессу. Затем Маркс порывает с гейгельянством и переходит к позиции Фейербаха. Марксу импонирует гуманистический пафос учения Фейербаха, который выступал за реабилитацию чувственного начала в человеке, за полную реализацию человеком своих природных способностей. Под влиянием Фейербаха Маркс пишет работу «Экономически-философские рукописи» (1844). В ней Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствует, по Марксу, виды человеческого отчуждения: от природы, от своей собственной родовой сущности, от человека, от общества. В основе этого лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс назвал процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности. На этой основе Маркс создает учение, общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. По Марксу, человек не противостоит природе. Человек – это продукт природы, но это природное существо особого рода. В силу того, что человек имеет руки, мозг и язык, он способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, к превращению этих сил в свои силы и способности. Реализуется эта возможность в труде. Именно труде, по Марксу, принципиально отличает человека от животного. Преобразование природы происходит, по Марксу, не в силу духовности человека, а потому, что человек, как материальное, предметное существо действует предметным образом. В труде Маркс выделил 2 момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно осуществляет опредмечивание, то есть переход свойств и характеристик процесса деятельности человека в свойства предмета, в предметное воплощение. Однако деятельность человека не является только материальным чувственно-предметным процессом. В своей основе труд имеет идеальное содержание: проект, замысел, идеи. Маркс попытался материалистически объяснить духовный момент деятельности человека на основе распредмечивания. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс, это освоние человеком предметных форм культуры, а через их и природы. В процессе труда человек имеет дело не только с предметами природы. Он использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности. Поскольку большинство из них созданы или представителями другого рода деятельности или предшествующими поколениями, то в самом труде заключается некоторая социальная связь. В форме средств труда человек имеет дело с другим человеком Таким образом, распредмечивание – это освоение человеком социального опыта человечества. Концепция общественно-исторической, предметно-практической сущности человека изменяет не только взгляды на взаимодействей с прироодй, но и на отношение человека к человеку. Богатство внутреннего мира личности ставится в прямую зависимость от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатвом является, по Марксу, главной целью межчеловеческого общения. В результате такого общение появляются всесторонне развитые личности. Гуманистический идеал Маркса – это универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой, человек. Достижение этого идеала Маркс связывает 1) – с ликвидацией частнособственнических отношений; 2) – с преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) с формированием отношений нового типа – коммунистических отношений. Маркс и Энгельс значительно расширили сферу деятельности материализма. Важной их заслугой является соединение матириализма и диалектики. Среди достижений марксизма называются также материалистическое понимание истории. Суть его в том, чтобы исходя из материального производства средств для жизни сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем, на этой основе, политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления. Согласно Марксу, идеи и теории не могут быть причинами изменения человеческой реальности. Они лишь отражают эту реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в ней создадутся благоприятные возможности. Т. о., в марксизме сознание – это отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения. Главным принципом философии марксизма является принцип практики. Понятие «практика» в марксизме противостоит понятию «опыт». По мнению Маркса и Энгельса, в понятие «опыт» заложена пассивная позиция человека, мир воздействует на человека, а человек отражает этот мир. Наоборот, понятие «практика» выражает активную деятельную позицию человека. Практика – это совокупная деятельность человека по преобразованию природы, формированию социальных отношений, это взаимосвязи о взаимоотношения всех людей. Практика всегда носит общественный характер. Практика исторична. Она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя. В практике взаимодействуют такие аспекты, как материальный и духовный, природный и исторический, моральный и эстетический. Их единство проявляется в производительной, преобразовательной, общественно-преобразовательной и теоретико-познавательной деятельности. Таким образом в широком смысле, практика в марксизме – это особый человеческий способ бытия. В марксистской гносеологии практика толкуется более узко, как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Практике в этом смысле противостоит теория как духовная, научно-позновательная деятельность. Одновременно теория и практика находятся в тесном единстве, главным стимулом для развития знаний служат практические потребности людей. Практика – это также сфера приложения и форма получения знаний. Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически, как соответсвие наших знаний о мире самому этому миру. В марксизме истина объективна, но термин «объективный» означает «существующий независимо от сознания человека». А таким свойством могут обладать только вещи и явления, но не знания о них. Поэтому объективность истины означает, что содержание знаний совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания человека. В то же время, истина всегда субъективна по форме выражения. Абсолютная истина, раз и навсегда выразившая всю полноту реальности, недостижима, так как мир бесконечен и неисчерпаем. Марксизм учит о диалектике абсолютной и относительной истины. Поскольку в каждой научной теории имеется момент совпадения мысли с действительностью, постольку в ней имеется момент абсолютной истины. В целом, любая теория носит относительный характер. По мнению Энгельса, наше знание нельзя предполагать готовым и неизменным, необходимо рассматривать как из незнания является знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и точным. Критерием истинности знания марксисты считают практику. Только те знания, которые прошли проверку практикой могут считаться истиной. 

     18. Позитивизм, его сущность и исторические нормы 

     Позитивизм  – это доминирующее направление философии науки, которая возникла как ответ на ее бурное развитие в 19–20 вв. Основоположником классического позитивизма является Огюст Конт (1798–1857). По Конту, время философии как метафизики, миновало и наука в ней совершенно не нуждается, так как способна сама решать все свои проблемы. Новое позитивное знание могут дать только отдельные науки или их синтез. В развитии человечества Конт выделил мифологическую, метафизическую и позитивистскую стадии. Задачей новой позитивной философии Конт назвал систематизацию конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая форма позитивизма – это эпириокритицизм (Мах (1836–1916), Авенариус (1843–1896)). В основу объяснения мира эмпириокритики положили опыт, который трактовали как совокупность ощущений. Ощущение они назвали элементами мира. Свою философию эмпириокритики считали нейтральной в отношенни материализма и идеализма. Третья форма позитивизма – неопозитивизм. Его основной вариант – аналитическая философия. Это основное направление англоамериканской философии 20 го века. Его представителем является Бертон Рассел (1872–1970). Согласно Расселу, основным философским принципом должен быть плюрализм, а сама философия – это своеобразная ничейная территория между обыденным сознанием, наукой и религией. В философии Рассел особо ценил логику. По его мнению, логика дает метод исследования философии, также как математика дает метод физике. Логический анализ языковых предложений помогает выявить неадекватность его употребленя. В языке Рассел выделил имена собственные и описания. Имена собственные указывают на конкретного носителя имени. Они значимы сами по себе и не нуждаются в контекстах. Описания обозначают признаки и абстракции и существуют только в целом предложении. По Расселу, предмет философии – это логический анализ наук с целью обнаружения конечных структур их материалов в виде атомарных фактов, образующих элементарные предложения. На базе таких атомарных фактов при помощи логически совершенного языка необходимо создать новую картину мира Людвиг Видгенштейн (1889–1951) является основоположником 2х этапов становления философии языка 20 го века, логического, совместно с Расселом и лингвистического. В 30 гг. 20 го века Видгенштейн выводит концепцию языковых игр, цель которых – устранение ловушек естественного языка путем терапии языковых заблуждений и перевод непонятных предложений, то есть предложений с неясным смыслом в более ясные. Языковая игра – это модель коммуникации и создания текста, в которой слова употребляются в строго определенном смысле, создавая непротиворечивый контекст. Это позволяет строго описать научный факт, построить модель поведения человека или группы людей, задать самим построение текста, способ его прочтения. Перед Видгенштейном встал вопрос как возможна коммуникация различных языковых игр. Он решает его, вводя понятие «семейное подобие». Согласно этой идее, в основе коммуникации находится не некая сущность языка или мира, а реальное многообразие способов описания. Видгенштейн показал, что тому, что в языке обозначается с помощью слова, в реальности соответствует множество сходных, но не тождественных между собой явлений и процессов. Таким образом, согласно Видгенштейну философия, – это не теория, а деятельность, целью которой является прояснение языка, а через его и мира. Важное место в его позитивизме занимает так называемый «Венский кружок философии» (Шлик, Карнап, Нейрат и др.).Основатель кружка Моррис Шлик (1882–1936) свою философию назвал последовательным эмпиризмом. Основное понятие его философии – это чувственное данное. Все научное знание по Шлику – это обощение чувственных данных. Проблема познания сущности бытия бессмысленна, так как предмет философии – это не поиск истины, а исследование значения. Согласно Шлику, истина – это не соответствие знания о предмете этому предмету, а однозначное совпадение предметов и тех языковых знаков, которыми они обозначаются. Следовательно, познание – это не отражение, а обозначение. Шлик вводит принцип верификации знаний. Согласно ему все истинно-научное знание должно быть редуцированно, то есть сведено к более низкому, к чувственному данному. Только те знания, которые можно проверить чувственным опытом могут считаться научными. Например, из высказываний 1) все тела тяжелее воздуха, подобно земле; 2) материя первична, сознание – вторично; 3) существует бессмертная душа; научным утверждением будет только 1), так как его в любой момент времени можно подвергнуть опытной проверке. Остальные два высказывания научными не являются, так как они не верифицируются. В 70 гг. 20в складывается постпозитивизм (Лакатос, Кун, Фейерабенд). Как и неопозитивизм, основное внимание он уделяет анализу научного знания и языка. Но, если неопозитивизм делал основной упор на изучении структуры научного знания, противопостовлял эмпирический и теоретический его уровни, придерживался линейного подхода к развитию науки, то есть считал, что знания накапливаются постепенно, без скачков, отграничивал науку от философии, то главными проблемами постпозитивизма стали динамика научного знания, его социокультурная детерминация, взаимопроникновение эмпирического и теоретического уровней знания, исследование ролей научных революций, включение в научно-исследовательские программы философских обоснований. 

     Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Шпаргалка по "Философия"