Шпаргалка по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

ФИЛОСОФИЯ - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

PHYLOSOPHY-135.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

 

впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

Философия выполняет  еще целый ряд функций. Онтологическую — она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в ”смутные” времена”, т .е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

 

 

3. Мировоззрение. Формы  мировоззрения. Парадигма.

 

  • МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

 Выделяют три основных типа  мировоззрения:

    • житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;
    • религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
    • философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.

 

Мировоззрение имеет определенную структуру:

    • Мироощущение – чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист)
    • Мировосприятие – опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное)
    • Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов.

 

Мировоззрение имеет  следующие формы:

 

  1. миф (mythos – сказание) – самая первая форма (раньше религии), но сейчас миф тоже играет немаловажную роль. Современный миф является регулятором поведения людей, их взаимоотношений. В мифе закреплены нравственные и эстетические ценности человека.

 

Мифы бывают:

      • Идеологические
      • Социально-политические
      • Художественные

Миф активно используется как манипулятор общественного сознания.

 

2. религия – вера в сверхъестественные силы. У нее следующие функции:

      • Мировоззренческая – помогает строить систему поведения, норм и т.д.
      • Регулятивная – это регулятор взаимодействия людей
      • Компенсаторная – компенсирует отсутствие или недостаточность знаний
      • Консолидирующая – служит объединению людей

 

Религиозные верования:

 

- фетишизм - (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы.

- анимизм - (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

- тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами  — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

- магия - (от греч. mageia) (колдовство, волшебство), обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом обрядов.

 

все эти формы существовали еще до появления политеизма (10 тыс. лет назад), когда появилась оседлость и необходимость общественного разделения труда, оформление отношения господства и подчинения

 


 

Монотеизм формируется когда формируются монархические государства (на небе один Бог и на земле один Царь). Формы монотеизма:

    • Иудаизм (7 в. до н.э.)
    • Буддизм (5 в. до н.э.)
    • Христианство (1 в. до н.э.)
    • Ислам (7 в. н.э.)
  • ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma — пример, образец), в философии, социологии — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

 

В древности парадигма мышления была геоцентрической /в центре Вселенной – Земля/ в средние века она стала гелиоцентрической /в центре – Солнце/.

 

 

 

 

 

4. Особенности  древневосточной философии. Индуизм.  Буддизм. Даосизм. Конфуцианство.

 

Характерной особенностью восточной философии является нерасчлененность исследования: любая проблема рассматривается одновременно с позиций антологии, гносеологии, этики и т.д.

Философия и наука на Востоке  до ХХ в. были тождественными. Отсюда – практическая направленность философских принципов и их использование в различных областях человеческой деятельности.

Смыслом жизни в странах Востока  является самоизменение, а идеалом самоизменения выступает древность. Философия была призвана комментировать древние книги.

 

Древняя Индия

 

  • Индуизм

Древнейшими литературными памятниками  были ‘веды’ (знания для просвещенных) – собрание гимнов, жертвенных обрядов, религиозных песен. Со временем веды обросли философскими комментариями -  Упанишады – основа восточной философии / заключительная часть вед, их окончание («веда-анта»); основа всех ортодоксальных (принимающих авторитет вед) религиозно-философских систем Индии, в т. ч. Веданты/.

‘Первый человек’ в ведах – это тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Считалось, что ум и дух Пуруши породили Луну, глаза – Солнце, уста – Огонь, Дыхание – Ветер.

Брахман – воплощение объективного мира.

Атман – субъективное начало (Человек).

Важнейшее положение упанишад –  это единство брахмана и атмана, объекта и субъекта, мира и индивидуума.

Главная цель познания в ведах – это проникновение в мир с помощью магического ритуала, поскольку именно в магии скрыта истина. Индусы полагали, что познать мир рациональным путем невозможно. Знание дается человеку только после освобождения от рационального мира. Основное средство познания – турии (мистические интуиции). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги.

Йога (сосредоточение усилия) – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование.

Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, т.е. в сумме добрых и злых дел. На основе упанишад сложилось несколько философских школ:

      • Йога
      • Ньяя (логика)
      • Вайшешика (космология)

 

      • Буддизм

Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама, который потом стал называться Буддой. Будда рассматривал мир как поток постоянно изменяющихся частиц бытия– дхармы(‘держать’, ‘утверждать’) – это стихийные носители собственной жизненной энергии, из которых состоят все проявления человека: любовь, ненависть, страх, ложь. Мир – это постоянно меняющийся дхарм. Они появляются, исчезают и снова появляются. Бытие человека – это также поток дхарм.

Сансара – это перерождение души. Если человек только подумал о  плохом, значит в следующей жизни  он будет находиться на низшей касте. Если сказал это – то превратится в животное, а если совершил – то в камень у дороги.

Будда отрицал бессмертие души, т.к. он полагал, что в человеке не существует целостной субстанции.

 

 

 

В основе буддизма лежит четыре истины, выражающих суть нравственной жизни человека:

 

    • Страдание пронизывает все человеческое существование (считалось, что даже наслаждение требует от человека определенной усилие, т.е. даже наслаждение – это страдание)
    • Две причины страдания:   - сансара, движение дхарм

- желание удовлетворить свои чувства

    • Необходимо ликвидировать те причины, которые порождают эти чувственные желания
    • Есть выход – НИРВАНА (угасание страданий)

Путь к Нирване состоит из 8 ступеней:

    1. истинная вера
    2. истинная устремленность /искоренение дурных поступков, неприязни к людям/
    3. истинная речь /отказ от лжи/
    4. истинное поведение /отказ от причинения зла кому-либо/
    5. истинный образ жизни /не ради себя, а ради других/
    6. истинная мысль /не лгать себе в мыслях/
    7. истинная память /необходимо помнить о Сансаре Карме/
    8. истинная концентрация /совокупность приемов позволяющих обуздать свои мысли и чувства/

 

Нирвана – это состояние, которое характеризуется абсолютной мудростью, абсолютной добродетелью и  полным освобождением от страданий.

 

Основные характеристики Древнеиндийской философии:

  1. космоцентризм
  2. идеализм
  3. концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана)
  4. недеяние и самоуглубление

 

Древний Китай

 

    • Даосизм

Даосизм (‘путь’) возник в эпоху Чжоу (XIII-III вв. до н.э.) – время зарождения китайской культуры. Основателем даосизма является Лао-Цзы.

Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сочетающее в себе духовно-телесные начала. Реальное бытие уходит в небытие, что означает постоянный источник движения.

Везде ‘развито’ Дао. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации или специальной гимнастики.

В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао.

Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). Философия  чиновников заключается в том, чтобы  помочь Императору довести Дао до людей и таким образом предотвратить  социальные конфликты.

 

    • Конфуцианство

Конфуций не оставил ни одной зафиксированной речи. Его учение опиралось на Дао, но оно является учением социального характера.

Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом.

 

 

 

Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает следующими добродетельными импульсами:

    • Любовь к людям
    • Справедливость
    • Искренность
    • Любовь к родителям

Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные.

В основе учение о государстве лежит  принцип стремления к добру. Главное  – это не закон, а добродетель.

Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.

 

Общие черты  философии Китая:

    • Антропоцентризм
    • Космоцентризм
    • Культ Неба
    • Принципы Недеяния и Стремления к Гармонии
    • Идеализация Древности

 

5. Древнегреческая  натурфилософия: Милетская школа,  школа Пифагора, атомисты

 

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный  феномен культуры является созданием  гения древних греков (VII – VI вв. до н.э.). Уже в поэмах Гомера и Госсиода делаются впечатляющие попытки представить мир и место человека в нем. Желаемая цель достигается преимущественно средствами, характерными для искусства (художественными образами) и религии (верой в богов). Философия дополнила мифы и религии усилением рациональных мотивировок, развитием интереса к систематическому рациональному мышлению на основе понятий. Первоначально становлению философии именно в греческом мире способствовали и достигнутые греками в городах-государствеах политические свободы. Философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозных властям. Именно в древнегреческом мире философия впервые конституировалась в самостоятельное культурное образование, существовавшее наряду с искусством и религией, а не как их составляющая.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"